Беркович, Элиэзер
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Китросский, Леви | |
20/04/2010 | |
Это незавершённая статья о раввине. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Елиезер Беркович | |
Eliezer Berkovits | |
Файл:Eliezer Berkovits.jpg | |
Дата рождения: |
8.09.1908 |
---|---|
Место рождения: |
Орадя, Австро-Венгрия |
Дата смерти: |
1992 |
Место смерти: | |
Период: |
Философия XX века |
Направление: |
Западная философия, еврейская философия |
Основные интересы: | |
Значительные идеи: |
философия встречи с Богом |
Оказавшие влияние: |
Маймонид, Галеви, Иехуда, Юм |
Гражданство: |
Израиль |
Элие́зер Бе́ркович (англ. Eliezer Berkovits), 1908, Новагардок — 1992 Иерусалим, религиозный философ, раввин, теолог, писатель.
Содержание |
Биография
Первоначальное еврейское обучение пришел у раввина Акивы Глазнера. Учился в Берлинской Раввинской Семинарии у выдающегося раввина Иехиэля Вайнберга, автора книги Сридей Эш. Получил звание доктора философии в Берлинском Университете, специализировался по Юму. Занимал раввинское положение в Берлине до 1939, затем в Лидсе (1940—1946), Сиднее (1946—1950), Бостоне (1950—1958). В 1958 возглавил отделение еврейской философии в Теологическом Колледже в Чикаго.
В 1967 репатриировался в Израиль, где преподавал до самой смерти в 1992. Автор 19 книг на трех языках: английский, иврит, немецкий. Читал лекции на всех этих языках. Касался самых фундаментальных вопросов еврейской веры и религии вообще, в частности значения Катастрофы европейского еврейства, имел трезвый и критический стиль. Писал также о роли государства Израиль, положения женщин в традиционном еврейском законе, стремясь улучшить их статус. Выдающийся мыслитель, представитель еврейской религиозной мысли, религиозного сионизма и модернизма.
Философия
Философские труды Берковича обладают сочетанием особенностей, которое отличает его от других еврейских философов двадцатого века.
- Изложение у Берковича, хоть и эмоциональное, но четкое, последовательное и рациональное, что отличает его, например, от р. Кука, к тому же Беркович нигде не пользуется каббалой.
- С другой стороны, он — ортодоксальный еврей, что отличает его от Мартине Бубере.
- Книги Берковича имеют общефилософский охват и подходят для последователей всех монотеистических религии, чего не всегда можно сказать о книгахр. Й. Д. Соловейчика.
О Боге
Беркович производит парадоксальный синтез из Маймонида и Иегуды Галеви [1]. Бог — трансцендентен и непознаваем для разума, как у Маймонида, но сам факт Синайского Откровения, как встречи, позволяет сделать суждения о качествах Бога и Его отношении к человеку.[2]. Краеугольный камень философии Берковича — сам факт Синайского Откровения, можно кратко сформулировать его философию, как Философию Встречи (в отличие от философии диалога у Бубера).
Об этике
Беркович подвергает критике все системы обоснования этики, в том числе, чистый разум, но, в отличие от Канта, строит этику на основе интереса Бога к человеку и, особенно, факте дарования этических законов в Синайском Откровении. [3]
Философия истории
По Берковичу народ Израиля несет особую историческую функцию, утверждая роль Бога и Его закона в истории.
Беркович избегал толкований конкретных исторических событий, прежде всего Катастрофы европейского еврейства. Управление Миром скрыто и непостижимо, чтобы оставить человеку свободу выбора[4][5]. Отрицать Веру из-за Катастрофы — надругательство над памятью погибших и сохранивших веру, а слепое утверждение веры, невзирая на Катастрофу — надругательство над памятью погибших и потерявших веру[6].
Беркович придаёт огромное значение государству евреев — Израиль, но не как часть визионерского мессианского процесса по р. Куку, а как возможность реализовать Божественный этический закон и выполнить предназначение, указанное для народа Израиля пророками — нести свет в мир[7].
Роль и значение еврейского закона
Несмотря на то, что Закон дан в Откровении, по Берковичу, конкретное историческое еврейское законодательство имеет отпечаток человеческих представлений данного времени. Тора задает идеалы, которые постепенно реализуются по мере морального совершенства человечества. Особенно данная тема звучит в приложении к статусу женщин в Галахе [8]. Беркович указывал, что Галаха должна вновь обрести гибкость, утраченную из-за записи Устной Торы и длительного пребывания в подчиненном положении в диаспоре.
Галаха
Наиболее известны труды Берковича по полжению женщин. Он считал, что можно улучшить положение женщин, если использовать все возможности, заложенные в Талмуде, в частности, условный брак и развод. Книга Берковича «Условия при браке и разводе» была одобрена его учителем р. Вайнбергом. Само название перекликается с полемическим трудом девятнадцатого века: «Нет условий в браке и разводе», который был направлен против предложения исполжзовать условия для развода французским гражданским судом.
В более широком плане Беркович считал, что необходимо вернуть Галахе былую гибкость.
Современная оценка творчества Берковича
В исследовательском центре «»«Шалем» в Иерусалиме пришли к выводу, что творчество Берковича оценено недостаточно. При центре открыт «The Eliezer Berkovits Institute for Jewish Thought», ставящий задачу перевести и переиздать все сочинения Берковича на английском и иврите, а также проводить архивные и общие исследования творческого наследия Берковича.[9]
Библиография
На иврите
- תנאי בנישואין ובגט, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1966.
- הלכה כוחה ותפקידה, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1981.
- תורת ההגיון בהלכה: הסיבתיות בהלכה, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1986.
- משבר היהדות במדינת היהודים, הוצאת ראובן מס, ירושלים, 1987.
- אמונה לאחר השואה, הוצאת שלם בשיתוף יד ושם, ירושלים, תשס"ו.
- עמו אנכי בצרה, הוצאת שלם בשיתוף יד ושם, ירושלים, תשס"ו.
- אלוהים, אדם והיסטוריה, הוצאת שלם, ירושלים, התש"ע.
На английском
- Hume and Deism (1933) [German]
- Was Ist der Talmud? (1938) [German]
- Towards Historic Judaism (1943)
- Between Yesterday and Tomorrow (1945)
- Judaism: Fossil or Ferment? (1956)
- God, Man, and History (1959)
- Prayer (1962)
- A Jewish Critique of the Philosophy of Martin Buber (1962)
- T’nai Bi’N'suin u’V'Get (1966) [Hebrew]
- Man and God: Studies in Biblical Theology (1969)
- Faith After the Holocaust (1973)
- Major Themes in Modern Philosophies of Judaism (1974)
- Crisis and Faith (1976)
- With God in Hell: Judaism in the Ghettos and Death Camps (1979)
- Not in Heaven: The Nature and Function of Halakha (1983)
- HaHalakha, Koha V’Tafkida (1981) [Hebrew] — expanded version of Not in Heaven (above)
- Logic in Halacha (1986) [Hebrew]
- Unity in Judaism (1986)
- The Crisis of Judaism in the Jewish State (1987) [Hebrew]
- Jewish Women in Time and Torah (1990)
- Essential Essays on Judaism (2002), ed. David Hazony
На русском
- «Вера после Катастрофы» (перевод с английского М. Китросской, издательство «Амана», Иерусалим)
- «Бог, человек и история» (перевод с английского М. и Л. Китросских, издательство «Маханаим», Иерусалим, должен выйти в 2010)
- «Статус женщин во времени и в Торе» (в плане издательства «Маханаим», Иерусалим)
Примечания
- ↑ Выступление профессора Шалома Розенберга на презентации перевода книги «Бог, человек и история» на иврит
- ↑ Основной мотив книги «Бог, человек и история»
- ↑ «Бог, человек и история», главы 10, 11
- ↑ «Бог, человек и история», глава 14
- ↑ «Вера после Катастрофы», глава 4
- ↑ «Вера после Катастрофы», Вступление
- ↑ «Бог, человек и история», глава 13
- ↑ Status of women with Halacha
- ↑ Перевод предисловия Давида Хазони к «God, Man and History» Берковица
Литература
- Fifty Key Jewish Thinkers, Dan Cohn-Sherbok
- Halakhic Man, Authentic Jew: Modern Expressions of Orthodox Thought From Rabbi Joseph B. Soloveitchik and Rabbi Eliezer Berkovits, Ira Bedzow.
- Перевод предисловия Давида Хазони к «God, Man and History»