Гавриил Белостокский
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Данная статья взята из Википедии и пока еще не редактировалась.
Возможно, некоторые аспекты изложены в ней искаженно, и важно исправить их |
Текст унаследован из Википедии | |
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Гаврии́л Белосто́кский (Гавриил Заблудовский; 22 марта (2 апреля) 1684 — 20/30 апреля 1690) — православный святой, мученик, согласно житию, пострадавший от евреев. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1820 году.
Содержание |
Житие Гавриила Белостокского
Согласно Житию (жизнеописанию святого, составленного Православной церковью), Гавриил родился 22 марта (2 апреля) 1684 года в селе Зверки, близ городка Заблудова под Белостоком (Речь Посполитая, ныне - Польша) в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. 11 апреля 1690 года, в то время, как мать ребёнка носила обед в поле его отцу, оставшийся без присмотра мальчик исчез, после чего его тело было обнаружено в поле. Заблудовский суд обвинил в убийстве ребёнка местных евреев. Согласно версии суда, во время отсутствия родителей в дом забрался местный еврей-арендатор Шутко и, приласкав ребенка, увёз его с собой в Белосток, где девять дней подвергал мальчика ритуальным истязаниям, имитирующим страсти Христовы: пригвоздил за руки и за ноги к стене и проколол бок, выпустив таким образом кровь (см. Кровавый навет на евреев). После смерти ребёнка (20/30 апреля, ныне празднуется 3 мая) евреи, согласно официальной версии, выбросили его тело в поле. Составленное впоследствии житие утверждает, что бродячие собаки не только не набросились на тело, но и отгоняли от него птиц. Ребёнок был похоронен около кладбищенского храма в Зверках.
Официальный портал Белорусского Экзархата РПЦ сообщает: «Дело об убиении отрока Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. „О сем кто хощет пространно ведати, отсылаем до книг нравных магдебургии Заблудовския“, — говорит записка того времени»[1].
30 лет спустя, в 1720 году, во время очередного погребения был случайно задет гроб Гавриила и было обнаружено, что тело его не истлело. Это известие разнеслось среди православных и усилило почитание мученика. Мощи перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В 1746 году храм, в котором был погребён младенец, сгорел, но мощи Гавриила уцелели.
Повесть о младенце мученике Гаврииле
(отрывок)
Когда из других мест жиды прибежали,
То безчеловечно меня там мучить стали,
Внесли меня в темный подвал на страдание,
И распяв на кресте, кровь из бока выпускали
Потом кололи все мое тело
Пока хоть каплю крови оно имело
В 1755 году мощи святого были перенесены крестным ходом в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь в Минской губернии. Гроб с телом Гавриила лежал открытым, тело было исколото. К раке была прикреплена табличка: «Мощи младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовскаго, рожденнаго 1684 года марта 22 дня, а замученнаго от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой. 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшаго князя Иеронима».
Канонизация и культ
Гавриил был канонизирован Русской Православной Церковью в 1820 году. Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от святых мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи.
В 1930-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске. В 1944 году святые мощи были перенесены из Минска в церковь Покрова Божией Матери в Гродно, где они находились до 21 сентября 1992 года. В 1992 году по благословению архиепископа Саввы (ставшего в 1998 году предстоятелем Польской православной церкви) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор Белостока, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества.
День празднования: 20 апреля (3 мая) и 9 (22) мая. Гавриил Белостокский считается покровителем детей. В настоящее время в деревне Зверки строится церковь в честь св. муч. младенца Гавриила. Впоследствии на этом месте планируется устроение женской обители. Это место также является местом православного паломничества как для Русской, так и для Польской Православных Церквей [2][3]
В селе Зверки была построена церковь св. Гавриила для хранения мощей мученика.
Полемика
Житие о Гаврииле Белостокском является одним из примеров кровавого навета на евреев. Его канонизация и поддержание его культа, как и другие обвинения евреев в ритуальных убийствах (например дело Бейлиса), часто подвергаются критике как пропаганда антисемитизма, так как описанные пытки и человеческие жертвоприношения противоречат многим фактическим положениям иудаизма. Запрет на убийство содержится в Десяти заповедях Пятикнижия.
Еврейские организации бывшего СССР обратили внимание на возрождение культа святого в Белоруссии еще в 1997 году.[4][5] [6] После поездки по бывшему Советскому Союзу в 1997 г., Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР Леонид Стонов написал в журнале Вестник:
«…в связи с Днем святого Гавриила Белостокского (единственного православного святого-ребенка[7]) Белорусское государственное телевидение 27 июля 1997 года прямо заявило, что иудей Шутко с ритуальными целями убил христианского младенца Гавриила (1690 г.). Власти отказываются от диалога с еврейской общественностью на эти темы.»[8]
Возрождение культа Гавриила Белостокского упоминается как нарушение религиозных свобод в докладах Конгресса США по антисемитизму 2003 г.,[9] 2004 г.,[10] 2005 г.,[11] 2006 г.,[12] а также Подкомитета Конгресса США по иностранным делам.[13] Эти материалы были также переданы в Комиссию по беженцам ООН (UNHCR).[14][15]
Похожие случаи
В 1965 году Второй Ватиканский собор Католической Церкви отменил культ Симона Трентского (также известного как пример кровавого навета) как основанный на злонамеренной мистификации, и удалил имя Симона Трентского из католической мартирологии. Так же ранее поступила англиканская церковь с культом Хью Линкольнского.
Ссылки
- ↑ http://www.church.by/resource/Dir0262/Dir0263/Page0288.html
- ↑ http://orthos.org/grodno/gev/may2003/from_life.htm Из жизни Гродненской епархии
- ↑ http://www.poklonnik.ru/site.xp/053055124049054050052124.html Паломнический центр Московской Патриархии
- ↑ «Blood Libel» Documentary Broadcast in Belarus. Join UCSJ campaign against antisemitic programming on state TV July 1997
- ↑ Blood Libel Accusation Revived UCSJ Position Paper. Belarus--Chronicle of Antisemitism. April-December, 1997
- ↑ НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ БЕЛАРУСИ Вячеслав Фейгин, Яков Басин. Труды Второй молодежной конференции СНГ по иудаике — «Тирош». Серия «Judaica Rossica», Вып. 2. Москва, 1998 г.
- ↑ Неверно: см. также Димитрий Угличский, Иоанн Варяг, Алексей Николаевич
- ↑ НЕУЖЕЛИ НОВОЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ — ЭТО ТОЛЬКО НЕЗАБЫТОЕ СТАРОЕ? Леонид Стонов, Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР (Вестник)
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2003 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights and Labor
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2004 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2005 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2006 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
- ↑ ANNUAL REPORT ON INTERNATIONAL RELIGIOUS FREEDOM 2004
- ↑ http://www.unhcr.org/home/RSDCOI/450fb0b128.html
- ↑ http://www.unhcr.org/cgi-bin/texis/vtx/rsd/rsddocview.html?tbl=RSDCOI&id=450fb0b128&count=1
См. также
- Кровавый навет на евреев
- Дело Бейлиса
- Евстратий Печерский
Внешние ссылки
- Святой Гавриил. Официальный портал Белорусской Православной Церкви
- Акафист мученику младенцу Гавриилу Белостокскому
- Составитель Александр Катрич. Житие и мученичество младенца Гавриила
- Жизнеописание Святого мученика младеце Гавриила Белостокского
- Святой младенец-мученик Гавриил целитель детей
- Ритуальные убийства
- Даль, Владимир Иванович «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их»
- Будет ли конец Юдофобству В Беларуси? Давид Мельцер (Вестник)
- Антисемитизм в Беларуси (2005) Яков Басин, Первый заместитель председателя СБЕОО (Евроазиатский Еврейский Конгресс)pl:Gabriel Zabłudowski
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.