Ровина, Хана
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Кобринский, Александр Михайлович | |
Хана Ровина (1889 или 1892, Березино Игуменского уезда Минской губернии — 1980, Тель-Авив) — российская и израильская актриса театра «Габима».
Содержание |
Биография
Родилась и выросла в религиозной еврейской семье. С юности увлекалась театром, участвовала в самодеятельных спектаклях, что привело к конфликту с родителями. По окончании в Березино русской школы, уехала в Екатеринослав, где в течение двух лет давала уроки русского языка, служила гувернанткой в богатых семьях.
1914 год — уехала в Варшаву, где поступила в еврейскую педагогическую семинарию для воспитателей детских садов (преподавание велось на иврите). и по рекомендации преподавателя семинарии И. Гальперина, обратилась к Науму Цемаху, организовавшему в Варшаве драматическую театральную труппу с постановками спектаклей на языке иврит, и здесь она сыграла свою первую роль в театре[1]. В том же 1914 году (в связи с началом первой мировой войны эвакуировалась в Баку и затем переехала в Саратов, где работал воспитательницей в детском саду и принимала активное участие в организации приюта для детей-сирот.
1917 год — узнав о театре-студии, организованном в Москве Н. Цемахом, переехала в столицу — стала одним из основателей театра «Габима». Здесь широкую известность Р. принесла роль Леи в переведенной на иврит пьесе С. Ан-ского «Диббук»[2] [3] , которая стала первой важной работой театра (1922), роль матери Мессии в пьесе Д. Пинского «Вечный жид». Р. играла эти роли в Ленинграде (1925), Риге (1926) и в других городах Европы и США на гастролях театра «Габимы».
1928 год — Хана Ровина переехала с труппой в Эрец-Исраэль и вскоре стала ведущей актрисой страны.
В 1956 год — лауреат Государственной премии Израиля.
Исполняла роли: Миреле Эфрос («Миреле Эфрос» Я. М. Гордина, Медеи («Медея» Еврипида), Корделии («Король Лир» У. Шекспира), Матери («Мать» К. Чапека), Мамаши Кураж («Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта).
На сцене актриса выступала до 1977 года и в том же году была объявлена почетным доктором философии Тель-Авивского университета.
Умерла в 1980 году в Тель-Авиве: здесь, у дома по улице Гордон 36, где она жила, установлена мемориальная доска. В память об актрисе в Излаиле была выпущена постовая марка.
Дочь — актриса и певица Илана Ровина (род. 1934)[4] .
Предложный падеж
Цитата из статьи-эссе Виолетты Гудковой «Московские сезоны еврейского театра»[5]
Романтическая пылкость создателей театра, сопутствующая первым его шагам, ярким проявлением которой стала клятва трех его руководителей в безбрачии: “Никто из нашей троицы (Наум Цемах, Хана Ровина и Менахэм Гнесин. — В. Г.) не вступит в брак, пока "Габима" не утвердится как театр, достойный своего имени”. В репетиции уходили, как в монастырь, отрекаясь от личной жизни, увлеченные не задачей “творческой самореализации” — движимые пафосом “общей идеи”. Бывшие местечковые евреи обретали весь мир — и освобожденная энергия, столетия стиснутая “чертой оседлости”, была сравнима лишь с энергией ядерного взрыва, — и столь же непродолжительна. Через десять лет, в конце 20-х, дрязги, склоки и вполне коммунальные интриги “борьбы за власть” в расколотом театре неопровержимо и горько засвидетельствуют “конец идеи”, распад. Начнется беспафосность доживания. “Идея "библейского театра" облетала берлинской осенью”.
Иванов отдал изучению истории “Габимы” не один год. Ездил в Иерусалим, где, не видя города и не разглядывая ландшафтов, читал, копировал, записывал беседы с оставшимися в живых свидетелями работы театра. Результатом стали вывезенные и переведенные (с иврита, немецкого и французского языков) бесценные документы, свидетельства, газетные рецензии.
Как это обычно и бывает, повествование, опирающееся на исторически достоверные источники, оказывается в целом ряде звеньев много интереснее априорных общих построений, привычных предположений. Например, Иванов рассказывает о том, что помог “Габиме” не кто иной, как тогдашний наркомнац, а им был — Иосиф Сталин. Именно он решительно поддержал “Габиму” в борьбе с ревнителями “пролетарского еврейского театра” — членами “Еврейской коммунистической секции” Наркомпроса, то есть организации братьев-соплеменников. Что говорит не только об идеологической розни, но и о страшной силе обычной, но оттого не менее острой конкурентной борьбы за зрительское внимание. Всего-то. Пожалуй, столь же неожиданной выглядит — и тем легче врезается в память — и поддержка театра Ф. Дзержинским.
Сноски
- ↑ Роль матери в спектакле «Вечная песнь» М. Оренштейна.
- ↑ Статья Елены Тартаковской «Дибук, выйди! — Не выйду!» в журнале «Лехаим» (февраль 2008)
- ↑ МЫ ЗДЕСЬ|Публикации|№ 234|Статья Изабеллы Слуцкой «Мие интересно жить»
- ↑ Статья о Хане Ровиной и о ее дочери Илане в ЖЖ
- ↑ Виолетта Гудкова «Московские сезоны еврейского театра» / Журнал «Дружба Народов» 2000, №8.
Ссылки
- Статья в «Электронной еврейской энциклопедии».
- Статья о Ханне Ровиной в Российской Еврейской Энциклопедии.
- МЫ ЗДЕСЬ|Публикации|В память о великой Ровиной.
- DOR le DOR (Статья о Х. Ровиной).
- В «Театральной энциклопедии», страница 363.
- NEWSru.co.il — Новости Израиля::Хана Ровина и Александр Пэн: любовная история с продолжением.
- ...не могу молчать — Анна и Ханна|На сайте ЖЖ
- Эссе Исраэля Шамира «Русская израильская литература»|Russian Articles.
- На сайте „All About jewish theatre“: By Zipi Shohat Helena „Yaralova: Another stage in her career“.