Элефантина
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Элефантина (древнеегип. Абу (3bw), др.-греч. Ἐλεφαντίνη) — остров с одноимённым древним городом на Ниле. Расположен недалеко от первых нильских порогов, ниже по течению. Протяженность острова с севера на юг — 1200 м, с запада на восток в самом широком месте — около 400 м. Ныне в черте современного города Асуана.
Содержание |
Значение для древних египтян
Элефантина располагалась на границе Египта и Нубии. Остров служил превосходной защитой для города и был естественным перевалочным пунктом для речных торговых экспедиций.
Город, лежавший на юго-восточном конце острова, являлся столицей I нома Верхнего Египта. Его название происходит от древнеегип. слова 3bw (абу), означавшего одновременно и слона и слоновую кость.
Элефантина считалась священным местом Хнума, бараноголового бога-демиурга, который управлял водами Нила, вытекавшими, как считали древние египтяне из пещер, расположенных под островом. Ему поклонялись здесь как главе триады, включавшей помимо Хнума его жену Сатис (Сатет) и их дочь Анукис (Анукет).
Постройки
Древнейшие фрагменты храма Хнума датируются временем Среднего царства. На самой южной оконечности острова находятся руины более позднего храма, воздвигнутого Нектанебом II (XXX династия).
В ходе раскопок, проводившихся в Элефантине Немецким археологическим институтом, на свет были извлечены многочисленные находки, в том числе мумия священного барана Хнума, выставленные сегодня в местном музее, расположенном на острове. Здесь же можно увидеть экспонаты, датирующиеся додинастическим периодом, найденные также на острове. Самым древним сохранившимся до наших дней сооружением Элефантины является храм Сатет, фазы строительства которого можно проследить влоть до периода, непосредственно предшествующего времени I династии. К числу наиболее древних памятников относятся также ступенчатая пирамида из гранитных блоков (III династия) и маленькое святилище Среднего царства, посвященное святому Хекаибу, номарху Элефантины времени VI династии. Сохранились также остатки городской стены времени I династии и участки жилых кварталов города различных эпох.
Ко времени правления Тутмоса III относятся фрагменты так называемого календаря из Элефантины. Здесь находится и один из старейших ниломеров Египта, в последний раз реконструировавшийся римлянами и использовавшийся до конца XIX столетия. Девяносто ступеней, которые ведут вниз к реке пронумерованы арабскими и римскими цифрами а также египетскими числовыми иероглифами.
Еще в XIX-ом веке остров украшали храмы Тутмоса III и Аменхотепа III, относительно неповрежденные до этого времени. Однако в 1822 году по приказу турецкого правительства они были разрушены, а затем и разграблены турецкими губернаторами.
Еврейское военное поселение в Элефантине
Результатом раскопок начала XX-го века стала находка так называемых элефантинских папирусов — многочисленных юридических документов и писем на арамейском языке. Из них следует, что в Элефантине в персидское время находилась иудейская колония. Евреи имели здесь собственный храм, в котором наряду с Б-гом почитались также богини Анат и Бетель. Члены еврейской общины Элефантины переписывалась как с духовенством в Иерусалиме, так и с правителями Иудеи и Самарии. Эта колония была основана как поселение еврейских солдат вероятно около 650 г. до н. э. во время правления иудейского царя Манассии, чтобы поддержать фараона Псаметтиха I в его нубийском походе. Документы охватывают период с 495 по 399 г. до н. э.
Возможно, однако, что еврейские части впервые прибыли в Элефантину в составе ассирийской армии (672 г. до н. э.); некоторые исследователи полагают, что существует связь между возведением там еврейского храма и пророчеством Исайи (19:19): «В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ее»). Во время персидского господства в Египте (с 525 г. до н. э.) в Элефантине стоял значительный гарнизон наемников, включавший, среди прочих, еврейские подразделения (дгалим — на иврите, буквально `знамена`). В Элефантине также располагалось персидское военное командование.
В 411 г. до н. э. египетские жрецы при содействии персидского командующего Вайдранга разрушили храм. Элефантинские евреи направили (наряду с посланиями иерусалимскому первосвященнику и сыновьям наместника Самарии Санваллата) послание наместнику провинции Иехуда (Иудея) Бигваю с просьбой разрешить им восстановить храм. В послании содержится его описание, свидетельствующее о его былом великолепии. Временная потеря Персией контроля над Египтом (401–341 гг. до н. э.) несомненно привела к ухудшению положения евреев Элефантины, которые были наемниками на службе персидского царя.
Окончание персидского господства в Египте и завоевание страны Александром Македонским вряд ли положили конец существованию еврейского воинского контингента в Элефантине: охрана южной границы страны оставалась насущной необходимостью, поэтому представляется маловероятным, что власти отказались от услуг евреев — опытных бойцов в нескольких поколениях, хорошо знакомых с местными условиями. Существование еврейского военного поселения в Элефантине тем более вероятно, поскольку известно, что еврейские воинские части несли охранную службу в Птолемеевском Египте. Так, в послании Аристея (3 в. до н. э.) упоминается, что переселенные Птолемеем I (Сотером) в Египет евреи и самаритяне несли гарнизонную службу в различных городах Египта. В конце Птолемеевской эпохи охрана восточной границы страны в районе Пелузиума (к востоку от современного Порт-Саида) была возложена на еврейский контингент. В раннехристианскую эпоху начался упадок Элефантины; население покинуло город.
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.