Искусственное оплодотворение - подход иудаизма

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 10:11, 24 марта 2010; Architect (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск


Иудаизм относится к «искусственному оплодотворению» (научное название - «экстракорпоральное оплодотворение», ЭКО) в целом положительно, считая его важным инструментом для решения проблем, которые не могут быть решены другими способами.


Содержание

Различие мнений

Однако при этом по многим конкретным вопросам в этой области в иудаизме не существует однозначного или окончательного мнения.

(Следует учитывать, что ортодоксальный иудаизм не является сегодня централизованной религией, и нет органа, выносящего окончательное решение. Каждый авторитетный раввин (со статусом "посек") может принять собственное решение, которое он считает нужным. В конечном итоге, когда формируется консенсус, принятое решение считается окончательным. Но пока консенсуса нет, различные раввины имеют разную точку зрения. По вопросу искусственного оплодотворения, - ввиду того, что этот вопрос возник совсем недавно - консенсус еще не достигнут, хотя основные линии решения прослеживаются. )


доводы «за»

Иудаизм учитывает в вопросе об ЭКО следующие доводы «за»:

  • Необходимость помочь в выполнении заповеди «плодись и размножайся».
  • Обязанность оказывать добро людям, в частности, облегчать страдания бесплодных пар.
  • Спасение семьи, цельности которой угрожает бесплодие.

Возникающие проблемы рассмотрены ниже.


ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее

ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее (т.е. искусственная помощь оплодотворению жены от спермы мужа) разрешаются практически всеми религиозными авторитетами. В частности, такие ведущие авторитеты, как р.Овадия Йосеф[6] и р.Шломо Горен дали разрешение на ЭКО для пар, не могущих обычным способом выполнить заповедь Но некоторые авторитеты (р. Э. Вальденберг) запрещают это.


Проблемы донорской спермы

Если мать замужем – то нет ли здесь супружеской измены?

Поскольку при оплодотворение донорской спермой женщина рожает от спермы другого мужчины, то не может ли это считаться эквивалентным супружеской измене?

В этом вопросе признано, что это не так. В этом случае супружеской измены нет, т.к. супружеская измена – это только интимные отношения женщины с посторонним мужчиной, а искусственное оплодотворение не является интимными отношениями. Соответственно, ребенок, который рождается у замужней женщины в результате искусственного оплодотворения спермой, взятой не от ее мужа, никак не считается мамзером.

Кого считать отцом ребенка, и как предотвратить близкородственные браки

Кого считать отцом ребенка, родившегося в результате технической процедуры?

Проблема отцовства важна в том плане, что человек не может, например, женится на своей сводной сестре. И если от данного донора спермы рождаютя еще какие-то дети, то им нельзя между собой жениться.

Считается возможным оплодотворение спермой родственников мужа. В этом случае имя донора может быть известно, и дети-родственники не вступят в запрещенный брак. (Донорство спермы обычно бывает анонимным, чтобы в семье не возникало психологических проблем из-за этого. Но в некоторых случаях бывает неанонимное донорство спермы родственников мужа).

Но в целом считается, что для того, чтобы предотвратить брак между родственниками, желательно сделать оплодотворение не-еврейской спермой. (Отметим, что в этом вопросе иудаизм придерживается абсолютно не-расистских позиций).


Проблемы суррогатного материнства

кому принадлежит ребенок

В проблеме материнства важны два аспекта: во-первых, кому принадлежит ребенок.

Большинство считает, что материнство устанавливается процессом беременности, а не оплодотворением яйцеклетки. Соответственно, матерью будет считаться та, которая выносила ребенка (т.е. суррогатная мать), а не та, у которой была взята яйцеклетка. В этом смысле, даже если заранее было заключено соглашение о том, что суррогатная мать передаст ребенка донору яйцеклетки, - это соглашение не может ее обязывать, потому что соглашение об отказе от родительских прав не может быть заключено заранее. В связи с этим договоры о суррогатном материнстве составляются так, чтобы суррогатная мать в случае отказа передать ребенка (а она имеет на это право) не получала оплаты, или даже платила какие-то штрафы.

Проблема национальности ребенка

Если матерью считается та, которая выносила ребенка (т.е. суррогатная мать), то национальность ребенка (которая в еврейской традиции считается по матери) определяется по национальности суррогатной матери, а не донора яйцеклетки.

Впрочем, некоторые считают, что материнство устанавливается по родам, а еврейство по донору яйцеклетки (р. Шабтай Раппопорт)

если мать не замужем – то не приводят ли такие роды к разрушению института традиционной семьи

Хотя такая угроза есть, большинство религиозных авторитетов полагают, что, даже если женщина не замужем, то ее право иметь детей – это более основополагающее право, чем те угрозы традиционной семье, которые при этом возникают, и поэтому разрешают незамужней женщине завести детей таким образом.


[1]. [2] [3]. [4] [5] [6].

В случае использование чужой оплодотворенной яйцеклетки большинство считает матерью, ту кто родила, а не донора яйцеклетки[7][8][9][10].

Особенно непонятная ситуация возникает, когда донор яйцеклетки не еврейка, а рожает еврейка. Или наоборот. Некоторые запрещают[11],

другие говорят, что материнство устанавливается по родам, а еврейство по донору яйцеклетки[12].


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация