Днепропетровск (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Содержание |
Краткие сведения о Днепропетровске
Днепропетро́вск (укр. Дніпропетровськ; изначальное название Екатеринослав (1776—1797; 1802—1926), в 1797—1802 Новороссийск, в 1918—1919 гг. неофициальное название Сичеслав) — город, областной центр Днепропетровской области Украины.
Этнический состав по области на 2001 год:
Национальность | Численность (чел.) | Процентное соотношение |
---|---|---|
Украинцы | 2825,8 тыс. | 79,3% |
Русские | 627,5 тыс. | 17,6% |
Белорусы | 29,5 тыс. | 2,0% |
Евреи | 13,7 тыс. | 0,4% |
Армяне | 10,6 тыс. | 0,3% |
Азербайджанцы | 5,6 тыс. | 0,2% |
История еврейской общины
Город Днепропетровск являлся и является важнейшим центром развития еврейской жизни в украинском государстве. Начало истории местной еврейской общины восходит к моменту основания города в 1776 году. Через 15 лет (в 1791 году) императрицей Екатериной II был издан указ «О предоставлении евреям гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области». После его издания в губернский город Екатеринослав, в надежде на лучшую жизнь, устремились евреи. К началу XIX века численность еврейского населения города превысила 300 человек. Появление евреев способствовало ускоренному развитию города и культурному и промышленному:
В 30-х годах XIX века по инициативе купца Гирша Луцкого было начато и завершено строительство в городе первого кирпичного дома.
В 1832 году евреем Заславским на Литейной улице был построен чугунолитейный завод.
В 1833-м открылась суконная фабрика Неймана.
В 1843 году купцом Абрамом Иосифовичем Луцким было построено каменное здание театра, ставший главным центром культурной жизни.
Рост промышленности и увеличивающийся приток еврейского населения (15% от общего числа жителей)привел к естественной необходимости в большой синагоге, и в 50 годах XIX века было построена Хоральная синагога, отличавшаяся оригинальной архитектурой и получившая впоследствии название «Золотая Роза».
К концу XIX века евреи составляли более 36% городского населения.
Еврейским промышленникам в этот предгрозовой период принадлежало около четверти предприятий Екатеринославской губернии.
В начале XX века евреем Спектором был построен кинотеатр (один из лучших в Российской империи). И еще одна достопримечательность - памятник А. С. Пушкину, до настоящего времени украшающий город, создан скульптором Ильей Гинцбургом.
Незабываемое было время - Евреи участвовали в работе Городской думы, главным раввином города был избран Леви Ицхок Шнеерсон, открылся Екатеринославский еврейский политехнический институт…
Но активность еврейской жизни было пресечена революцией, бедствиями Гражданской войны и беспринципной , политикой советской власти - не только антиеврейской, но и антирелигиозной. В этот период были закрыты, практически, все городские синагоги, в том числе и Хоральная: главный раввин города Леви Ицхок Шнеерсон был обвинен в создании "антисоветского еврейского клерикального подполья" (сослан в Казахстан).
25 августа 1941 года запомнилось Днепропетровску началом фашистскими оккупации: в октябре были расстреляны более 11000 днепропетровских евреев.
После окончания войны у еврейской общины города остается только одна действующая синагога. В 80-х годах XX века атеистическая вакханалия привела к тому, что в эту синагогу приходили считанные пожилые евреи.
Только после распада СССР возрождение еврейской жизни в Днепропетровске развивается впечатляющими темпами.
Еврейская община в поствремена
Синагоги
До Октябрьской революции в городе действовало 44 синагоги и молельных дома, отличающиеся профессиональным единством своих постоянных посетителей – шорников, портных, водовозов. Например, на территории нынешней центральной синагоги «Золотая Роза» когда-то существовали четыре «профессиональные» синагоги. Одна из них деревянная, построенная в 1800 году, сгорела, но на этом месте в быстром порядке воздвигли большую каменную Хоральную синагогу. После Октябрьской революции, в 1920-х годах, «по просьбам трудящихся-евреев» здесь сначала обосновался Еврейский рабочий клуб, а затем — Дом культуры швейной фабрики имени Володарского.
После развала СССР и отделения Украины от России появился указ о возвращении культовых учреждений. Из четырех сохранившихся в Днепропетровске зданий синагог еврейская религиозная община получила в свое распоряжение три: «малой» синагоги на Коцюбинского, синагоги на улице Миронова и здание Хоральной синагоги «Золотая Роза» (заслуживающая своей емкой внутренней красотой особого упоминания — она является предметом особой гордости сегодняшних евреев Днепропетровска. Автор проекта реконструкции этой синагоги Александр Дольник. На международном архитектурном фестивале «Зодчество-2001» в Москве эта работа получила Золотой диплом.
И, конечно же, город Днепропетровск заслуживает особого внимания евреев всего мира, хотя бы потому, что в Екатеринославе жила семья седьмого Любавичского Ребе, а сам Менахем-Мендель Шнеерсон провел в этом городе молодые годы. Уже только поэтому этот город можно считать местом для избранных. Исходя из такого понимания, вполне объяснимо, что именно сюда в 1990 году переселился его ученик и посланник раввин Шмуэль Каминецкий.
Днепропетровская еврейская община
Известные члены днепропетровской еврейской общины
- Шмуэль Каминецкий — главный раввин Днепропетровской еврейской общины.
- Менахем-Мендель Шнеерсон — 7-й и последний любавичский ребе. Один из виднейших еврейских деятелей XX века.
- Красный, Юрий Ешуанович — советский педагог, художник, поэт.
- Курдюкова, Лина Ивановна — специалист анимационной педагогиги.