Кубрик, Стэнли
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Количество орфографических ошибок зашкаливает!
Стэнли Кубрик | |
Stanley Kubrick | |
Автопортрет |
|
Дата рождения: |
26 июля 1928 |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
7 марта 1999 (70 лет) |
Место смерти: |
Хартфордшир, Англия |
Гражданство: | |
Профессия: |
кинорежиссёр |
Карьера: |
1951—1999 |
Направление: |
драма |
Награды: |
Премия «BAFTA» в номинации лучшего режиссёра в 1975 году за фильм «Барри Линдон» |
IMDb: |
ID 0000040 |
The Kubrick Site |
Стэ́нли Ку́брик (англ. Stanley Kubrick, 26 июля 1928 — 7 марта 1999) — американский кинорежиссёр и продюсер, один из самых влиятельных и новаторских кинематографистов второй половины XX столетия. Фильмы Кубрика, большая часть которых являются экранизациями, насыщены техническим мастерством, новаторским, часто нарочито «скупым» подходом к повествованию, а также тонким долговечным остроумием. Характерными особенностями его творчества также являются специфическое использование крупных планов, необычного панорамирования, наплыва, а также смелое употребление популярной и классической музыки.
Биография
Ранние годы
Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье евреев — выходцев из Австро-Венгерской империи. Его отец, Джейкоб (позже Джек Леонард) Кубрик (Jacob Cubrick, или Jacques Leonard Kubrick, 1902—1985), происходил из Восточной Галиции и работал врачом-хирургом. Мать, Гертруд (позже Сэйди) Первелер (Sadie Gertrude Perveler, 1903—1985), происходила из Буковины и была домохозяйкой. В детстве Стэнли жил в квартире 2160 на проспекте Клинтона в Бронксе[1].
Отец Стэнли научил его игре в шахматы в возрасте двенадцати, и именно этой игрой он оставался одержим на протяжении всей своей жизни. Кроме того, он купил для сына сына фотокамеру фирмы Graflex, когда ему было тринадцать лет, это также повлияло на дальнейшее его увлечение фотографией. Будучи подростком, Кубрик заинтересовался джазом, и даже пытался начать свою карьеру барабанщиком[1].
После начальной школы Кубрик поступил в среднюю школу имени Уильяма Говарда Тафта, где учился в период с 1941 по 1945 годы. Он был бедным студентом, со своими скудными 67 баллами в среднем за занятие[2]. Он окончил среднюю школу в 1945 году, а его плохие оценки, в сочетании с большим спросом на колледж из-за военнослужащих, вернувшихся с фронтов Второй мировой войны, ликвидировали любые надежды на высшее образование. Позже, Кубрик пренебрежительно отзывался о своем воспитании и образовании, утверждая, что ничего в школе его не интересовало[1]. Родители отправили его жить к родственникам в течение года в Лос-Анджелес в надежде, что это поможет его академическому росту.
Еще в средней школе, он был выбран на один год школьным официальным фотографом. В 1946 году, так как он не смог получить допуск к занятиям в день сессии в колледжах, он часто посещал вечерние занятия в Городском колледже Нью-Йорка (англ. City College of New York; CCNY), а затем и эти занятия он оставил[3]. В конце концов, он начал искать работу в качестве независимого фотографа и подыскивать место учебы. В 1946 году он стал подрабатывать фотографом для журнала Look, а затем стал их штатным фотографом[прим 1]. Кроме того, Кубрик дополнял свой доход игрой в шахматы в Вашингтон-сквер и различных шахматных клубах Манхэттена.
За годы работы в журнале Look, Кубрик женился на Тобе Этте Метц (родилась в 1930 году) 29 мая 1948 года. Они жили в Гринвич-Виллидж, и развелись в 1951 году. В это время Кубрик начал посещать показы фильмов в музее современного искусства и кинотеатрах Нью-Йорка. Он был особенно вдохновлен, киносьемкой режиссера Макса Офюльса, чьи фильмы повлияли на визуальный стиль Кубрика.
Первые фильмы
В 1951 году друг Кубрика, Алекс Сингер, убедил его, что ему следует начать зарабатывать на съёмках короткометражных документальных фильмов для компании March of Time - поставщик кинохроники в кинотеатры. Кубрик согласился, и на собственные деньги снял короткометражный документальный фильм «День схватки» в 1951 году. В фильме, в частности, был использован необычный стиль съемки, который стал одним из ярких операторских приемов Кубрика. Хотя компания March of Time разорилась в том же году, Кубрик продал «День схватки» кинокомпании RKO Pictures за $ 100. Вдохновленный своим ранним успехом, Кубрик уволился из журнала Look и начал работать над своим вторым короткометражным документальным фильмом, «Летящий падре» (1951), финансируемой RKO. Третьей работой, был короткометражный фильм «Мореплаватели» (1953), первый цветной фильм Кубрика. Это был 30-минутный рекламный фильм созданный для Международного союза моряков. Эти три фильма составляют единственные сохранившиеся документальные работы Кубрика. Однако, считается, что он был вовлечен в съёмки других короткометражных фильмов, которые были утрачены. Ни одна из этих пленок никогда не была официально выпущена, хотя они широко транслировались, а их фрагменты используются в документальном фильме «Стэнли Кубрик: Жизнь в кино». Кроме того, в «День схватки» и «Летящий падре» были показаны по каналу ТСМ.
Страх и вожделение, Поцелуй убийцы
Кубрик перешел на съемки фильмов с картины «Страх и вожделение» (1953), рассказ о команде солдат пойманных в тылу врага во время боевых действий. Хоть картина «Страх и вожделение» получила положительные отзывы, но в результате фильм провалился в прокате. В более поздние годы, Кубрик смущался от упоминания этого фильма, который он стал называть любительской работой. Он отказывался показывать свой фильм по телевидению и сделал все возможное, чтобы убрать этот фильм из общественного обращения. Но по крайней мере, один экземпляр остался в руках частного коллекционера и впоследствии (после смерти режиссера) фильм впоследствии издался на VHS-кассетах, а позднее на DVD.
Брак Кубрика с Тобой Мец распался во время работы над фильмом «Страх и желание». Он встретил свою вторую жену, танцовщицу и театральную художницу австрийского происхождения Рут Соботка, в 1952 году. Они жили вместе в Ист Вилладж с 1952 года до их свадьбы 15 января 1955. Тем же летом они переехали в Голливуд. Соботка, сыграла эпизодическую роль в следующем фильме Кубрика, «Поцелуй убийцы» (1955), также была арт-директором на съемках фильма «Убийство» (1956). Также, как Страх и Вожделение, Поцелуй убийцы стал короткометражным художественным фильмом, продолжительностью чуть более часа. Фильм был встречен ограниченным коммерческим и критическим успехом. Фильм рассказывает о молодом боксере-тяжеловесе, находящимся в конце своей карьеры, он попадает в любовный треугольник, в котором его соперник замешан в криминальных делах. Оба фильма («Страх и вожделение» и «Поцелуй убийцы») были сделаны на собственные деньги Кубрика и пожертвования друзей.
Убийство
Алекс Зингер представил Кубрика молодого продюсеру по именем Джеймс Б. Харрис, и они стали близкими друзьями. Их бизнес-партнерство, Harris-Kubrick Productions, будет финансировать последующие три фильма Кубрика. Они вместе купили права на роман Лайонела Уайта под названием "Перерыв на чистку", который Кубрик превратил в сценарий к фильму «Убийство». Не смотря на восхищенные рецензии и отзывы критиков, фильм не имел финансового успеха. Во многих отношениях, Убийство следовало конвенций фильмов Нуар. Хотя жанр Нуар достиг рекордной популярности в 1940 году, однако сюжет, режиссерские приемы и кинематографичность «Убийства» вызвали возрождение этого жанра, и сейчас считается одной из лучших картин в этом жанре.
Широкая известность Убийство принесла Harris-Kubrick Productions заинтересованность компании Metro-Goldwyn-Mayer. Студия предложила им свою богатейшую коллекцию, купленных прав на экранизацию рассказов из которого Кубрик мог выбрать свой следующий проект. За это время Кубрик также сотрудничал с Колдером Уиллингтоном по экранизации австрийского романа «Жгучая тайна».
Тропы славы
Следующим фильмом Кубрика стал «Тропы славы», в основу которого лёг роман, написанный во время второй мировой войны Хэмфри Коббом. Речь в романе (как и в фильме) идет о французском офицере, которому высокопоставленное начальство приказало вести своих людей на смертельное задание. В результате провала миссии, трех невинных солдат обвиняют в трусости, в качестве примера для других войск. Кирк Дуглас (исполнитель главной роли) сыграл важную роль в поисках и обеспечения финансирования амбициозного производства. Фильм не имел значительный коммерческий успех, но был признан в этой отрасли киноиндустрии. Самого Кубрика после съемок фильма стали воспринимать в качестве основного подающего большие надежды молодого режиссера. Критика на протяжении многих лет хвалили этот фильм. А Стивен Спилберг назвал это одной из своих любимых фильмов Кубрика.
В ходе производства «Тропы славы», в Мюнхене, Кубрик встретил романтическую молодую немецкую актрису Кристиан Харлан (в титрах указано ее сценическое имя , "Сюзанна Кристиан"), которая играла единственную женскую роль в фильме. Кубрик развелся со своей второй женой Рут Соботка, в 1957 году. Кристиана Сюзанна Харлан (родилась в 1932 г. в Германии) принадлежала к театральной семье и училась на актрису. Кристиана и Стэнли поженились в 1958 году и оставались вместе до самой смерти Стэнли Кубрика в 1999 году. Во время своего брака с ним, Кристина сосредоточилась на карьере художницы.
Спартак
После своего возвращения в Соединенные Штаты, Кубрик работал в течение шести месяцев над фильмом с Марлоном Брандо, под названием «Одноглазые валеты» (1961). Но их представления расходились по поводу целого ряда решений, и Брандо в конечном итоге уволил Кубрика и решил собственноручно закончить фильм. Кубрик работал над рядом непродюссируемых киносценариев, в том числе над сценарии к фильму «Помешанный на свободе», пока Кирк Дуглас не попросил его взять на себя режиссерские обязанности по производству фильма продюсираемого самим Дугласом, «Спартак» (1960). Первоначально режиссерское кресло занимал Энтони Манн, который был уволен студией спустя две недели после начала съемок.
Исходя из реальной истории обреченного восстания рабов Римской империи, «Спартак» был трудным проектом. И в результате между Кубриком и Дугласом возникли творческие разногласия, которые выливались в открытые конфликты. Столкнувшись с отсутствием полного творческого контроля, Кубрик позднее отрекся от своей большой роли в производстве фильма, что еще больше разозлило Дуглас. Дружба двух кинодеятелей, сформированные при съемках «Тропы славы» была стерта в порошок на съемках «Спартака». Годы спустя, Дуглас называл Кубрика "талантливым дерьмом".
Несмотря на череду разногласий, "Спартак" был коммерческим успехом и создал громкое имя Кубрика. Однако производство этого фильма убедила Кубрика, найти способы работы с финансированием Голливуда, оставаясь независимым от Голливудских продюссеров. «Спартак» получил 4 премии «Оскар».
Лолита и переезд в Великобританию
В 1962 году Кубрик переехали в Англию, чтобы снять свой следующий фильм Лолита, где он и будет жить до конца своей жизни. Подлинный мотивация для переезда была, то что «Лолита» должна сниматься в стране с более мягкой цензурой. However, Kubrick had to remain in England to film Dr. Тем не менее, Кубрик вынужден был остаться в Англии для съемки фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», поскольку Питеру Селлерсу не было разрешено покинуть Англии в то время поскольку он был вовлечен в брако-разводный процесс, а съемки фильма «Космическая одиссея 2001 года» требовали больше мощности звука, которая не была доступна в Америке. Именно после съемок первых двух из этих фильмов в Англии и на ранних этапах планирования «Космической одиссеи 2001 года», что Кубрик решил поселиться в Англии навсегда.
Решив обосноваться в Англии, Кубрик купил Эббот Мид, усадьбу под Лондоном, неподалеку от киностудии в Боремвуде. Его семья поселилась в доме, обнесенном высоким забором, и почти никого не принимала. Словно для того, чтобы подчеркнуть свое двойное гражданство, режиссёр сохранил свою нью-йоркскую квартиру в районе Центрального парка.
Лолита была первым фильмом Кубрика порождающим общественные споры. Книга, русского писателя Владимира Набокова, посвящена роману между пожилым человеком по имени Гумберт и его двенадцатилетней падчерицы. Роман был уже печально известен как "непристойный" и породил знаменитый судебный процесс. Кубрик попросил Набокова адаптировать свой роман на экране. Писатель изначально подготовил 400-страничную версию сценария, который он затем сократил до 200 страниц. Окончательную версию сценария дописал сам Кубрик, а вариант Набокова вошел в фильм лишь на 20%. Набоков опубликовал оригинальный (свой) сценарий под названием "Лолита: сценарий".
До выпуска фильма, Кубрик понял, что для получения одобрения со стороны Производственного кодекса, сценарий не должен быть чрезмерно провокационным. Кубрик попытался внести некоторые элементы которые более приемлемо ссылались на сексуальное увлечение Гумберта с Лолитой.
Было оценки кинокритиков были смешанными после премьеры фильма; многие хвалили его за смелые решения, а другие были удивлены отсутствием близости между Лолитой и Гумбертом. Сью Лайон получила премию «Золотой глобус» в номинации «самая многообещающая начинающая актриса». Кроме того, картина была номинирована на семь наград.
Доктор Стрейнджлав
Следующий фильм Кубрика, «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (1964), стал культовым фильмом, а сейчас считается классикой. Роджер Эберт написал, что это лучший сатирический фильм, когда-либо сделанный. Сценарной основой фильма послужил роман «Красная Тревога», написанный бывшим капитаном авиации ВВС США Питером Джорджом. «Красная тревога» является серьезной поучительной историей о случайной атомной войне. Тем не менее, Кубрик предоставил условия, ведущие к ядерной войне, настолько абсурдно, что эта история стала черной комедией. Интересным является и то, что актер Питер Селлерс, сыгравший эпизодическую, но ключевую роль в «Лолите», в «Докторе Стрейнджлаве» сыграл трех разных персонажей: президента США Меркина Маффли, самого доктора Стрейнджлава и капитана Лайонела Мандрейка.
Кубрик позже назвали Селлерса "Невероятным", но выразил сожаление из-за того факта, что маниакальной энергии актеру редко хватало более чем на два или три дубля. Чтобы преодолеть эту проблему, Кубрик снимал двумя камерами одновременно, давая Селлерсу импровизировать.
«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» стал прообразом антивоенных движений в поздних 1960-х годах (через несколько лет после выпуска фильма). В высшей степени в фильме было показано неуважительное отношение к военной политике США, которая считалась идеальной (в Соединенных Штатах) до момента выпуска фильма.
Космическая одиссея 2001 года
Мировую славу Кубрику принесла грандиозная фантастическая эпопея «Космическая одиссея 2001» (1968), завоевавшая премию «Оскар» за использование спецэффектов и комбинированные съёмки.
Приступая к работе над фильмом, Кубрик в марте 1964 года посвящает в свои планы ещё малоизвестного тогда фантаста Артура Кларка. Вместе они работают над сценарием. «Он хотел сделать фильм, который все признали бы действительно хорошей научной фантастикой», — рассказывал Кларк.
Стэнли Кубрик, задумав «сделать картину о связи человека со вселенной», стремился к документальной достоверности. Причудливые контуры космических кораблей, парящих во вселенских просторах, не были художественным вымыслом. Их эскизы были предоставлены специалистами НАСА, которые разрабатывали перспективные модели межпланетных кораблей. Единственным «злодеем» в фильме является компьютер по имени ХАЛ 9000. Техника, созданная человеком, бросает ему вызов.
В 1984 году режиссёром Питером Хаймсом был снят сиквел фильма «Космическая одиссея 2001» получивший название «2010: год, когда мы установили контакт». Этот фильм является экранизацией второй книги в серии «Космическая одиссея» Кларка. Но в работе над продолжением Стэнли Кубрик не принимал никакого участия. В результате «2010» не приобрел такого количества поклонников, как его предшественник.
Заводной апельсин
Настоящую сенсацию вызвал и следующий фильм Кубрика — «Заводной апельсин» (1971) по одноимённому роману Энтони Бёрджеса. Объясняя название своей книги, писатель рассказывал, что услышал это выражение в пивном баре. На жаргоне лондонских «кокни» оно означает примерно то же, что «с приветом» или «с тараканами в голове».
Главную роль Алекса сыграл Малкольм Макдауэлл. «Не будь Кубрик кинорежиссёром, — заметил актёр, — ему следовало бы командовать вооружёнными силами США. Он держит в голове все — вплоть до покупки шампуня. Ничто не проходит мимо него». Герой Макдауэлла, живущий в атмосфере насилия и секса, попадает в тюрьму. Для того чтобы вырваться оттуда, он соглашается на психологический медицинский эксперимент. Теперь любая агрессия вызывает у него состояние дурноты и слабости. Став объектом ещё более жестокого насилия, Алекс пытается покончить с собой, выпрыгнув из окна…
«Заводной апельсин» из-за обилия секса и насилия был запрещен судом Великобритании с формулировкой «зло как таковое». Однако же часть зрителей и критиков приняли фильм с восхищением. В журнале «Тайм» писалось: «Ни один фильм за последнее десятилетие (а возможно, и за всю историю кинематографа) не содержит таких изысканных и пугающих пророчеств о будущей роли культурных объектов — живописи, архитектуры, скульптуры, музыки — в нашем обществе…»
Барри Линдон
В 1975 году Кубрик экранизировал роман Уильяма Теккерея «Барри Линдон», сотворив, по выражению одного из критиков, «живописное и точное по ритмическому рисунку зрелище эпохи семилетней войны, утверждавшее неминуемость победы времени и смерти над жизнью». В фильме рассматривалась жизнь ирландского авантюриста Барри Редмонда (впоследствии Линдона), отвергнутый роднёй его любимой девушки, которая предпочла Редмонду богатого англичанина-капитана Куина, после дуэли вынужден бежать в Дублин и скрываться там. Но обстоятельства складываются не в его пользу.
Фильм отличает утончённость изобразительного решения, великолепная стилизация изображения в кадре под живопись Томаса Гейнсборо, Джошуа Рейнолдса, Джона Констебла. По настоянию режиссёра, некоторые сцены были сняты только при свете свечей, ради съёмок в таких условиях были использованы объективы, применяемые астрономами НАСА для наблюдения за звёздами.
Фильм получил премию «Оскар» за 1975 год по четырём категориям: лучшая работа художника-постановщика, лучшая операторская работа, лучший дизайн костюмов и лучшее музыкальное сопровождение.
Сияние
После этого внимание Кубрика привлек новый роман Стивена Кинга «Сияние», повествующий о молодом американце Джеке Торрансе устроившимся на работу в горный отель сторожем, и к концу осени переехавшему туда со своей семьей: женой Венди и шестилетним сыном Денни. В результате режиссёр создал притчу о тайнах бытия и человеческой ненависти, сделанную в традициях «готического романа». В главной роли снялся блистательный Джек Николсон. По словам актрисы Анжелики Хьюстон, которая в тот период жила с Николсоном, работа над фильмом настолько выматывала его, что, возвращаясь со съемок, он падал в кровать и немедленно засыпал.
Во время подготовок к съёмкам Стивен Кинг пытался отговорить Кубрика приглашать на главную роль Джека Николсона и предлагал взамен взять Джона Войта или Майкла Мориарти. В качестве аргумента он приводил свое убеждение в том, что зрителю гораздо интереснее будет наблюдать за постепенным сумасшествием актёра с изначально нормальным выражением лица, нежели за Николсоном, у которого с самого начала фильма несколько безумный вид. Чтобы погрузить съемочную группу в необходимое психологическое состояние, Кубрик показывал им фильм «Голова-ластик» (1977). Кубрик поменял живые кусты-животных на лабиринт из-за того, что подобный спецэффект казался ему малоосуществимым. На роль Джека Кубрик также рассматривал кандидатуры Роберта Де Ниро, которого он наблюдал в «Таксисте», и Робина Уильямса, которого он наблюдал в сериале «Морк и Минди». Впоследствии он отверг обе кандидатуры, потому что, по его мнению, Де Ниро был не достаточно психотическим для этой роли, в то время как Уильямс, наоборот, был слишком психотическим.
Дочь Кубрика Вивиан сняла документальный фильм о том, как создавалось «Сияние». Её работу показали по английскому телевидению, правда, перед этим Стэнли убрал из фильма несколько не совсем лестных своих изображений и сделал подборку кадров для рекламы в зарубежном прокате.
Цельнометаллическая оболочка
Следующий фильм Кубрика «Цельнометаллическая оболочка» (1987) посвящен теме войны во Вьетнаме, экранизация романа «The Short-Timers» Густава Хэсфорда. В нём прослеживается судьба 18-летнего новобранца рядового Шутника, попавшего в тренировочный лагерь по подготовке морских пехотинцев США, а после посланного на фронт в качестве военного журналиста.
Главную роль (рядового (впоследствии сержанта) Шутника) в фильме сыграл Мэттью Модайн. Кубрик выступил здесь как продюсер, режиссёр, сценарист. Он снимал фильм в пригороде Лондона, на заброшенном газовом заводе.
Любопытно, что в картине Кубрика прослеживается действие только первой половины романа. В финале фильма Кубрик оставляет героя на пике его «зверской» сущности — военная машина научила его убивать без страха. Во второй половине романа Густава Хэсфорда цикл трансформаций личности главного героя замыкается. Шутник, находясь на передовой, попадает в плен и в итоге переходит на сторону вьетконга. Однако позже, по иронии судьбы «освобожден» американскими солдатами и возвращен в Америку. В романе Шутник получает возможность сравнить «американскую мечту» с ценностями простых вьетнамцев, воюющих за право свободно работать на земле своих предков. Финал Гасфорда — достаточно жесткий вердикт современному обществу, называющему себя цивилизованным. Вторая половина романа не входит в сюжет фильма.
Фильм ещё до выхода на экраны подвергся редактированию при монтаже, в результате которого была вырезана сцена, в которой солдаты играли в футбол человеческой головой и сцена секса Шутника с вьетнамской проституткой. Как и ожидалось, эта работа мастера вызвала противоречивые отклики, и Стэнли Кубрик надолго замолчал. Несмотря на это фильм получил множество наград и номинаций [4]; в 1988 году номинировался на «Оскар» за лучший сценарий.
С широко закрытыми глазами
Только в 1997 году он приступил к съёмкам мрачной семейной драмы «С широко закрытыми глазами». Главные роли в картине сыграли Том Круз и Николь Кидман, бывшие в то время супругами. С этой прощальной работой режиссёра связано много слухов. Кубрик приобрел права на экранизацию рассказа австрийского писателя Артура Шницлера ещё в 1968 году. Фильм «С широко закрытыми глазами» (1999) снимался в течение почти двух лет в обстановке секретности. Мнения о картине разошлись кардинально — от «совершенно невразумительной драмы» до «последнего шедевра XX века».
Смерть
7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом «Широко закрытых глаз», Стэнли Кубрик умер от сердечного приступа во сне. Его похоронили за его любимым деревом в Чилдвикбариемском имении, Хартфордшир, Великобритания, Англия.
Режиссёр оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте. Он хотел снять грандиозную эпопею о жизни и смерти этого великого человека. Однако после того, как фильм Бондарчука «Ватерлоо» провалился в прокате, Кубрик не смог найти денег на свой проект. После смерти режиссёра осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвященных Наполеону.
В 2000 году Британская киноакадемия удостоила Стэнли Кубрика премии «Приз Британской Академии человеку года» (Премия «BAFTA» за большой вклад в режиссёрское содружество).
В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм «Искусственный интеллект», воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика. Первые кадры картины — морские волны, разбивающиеся о берег — были сняты самим Кубриком.
Нереализованные проекты
- Гражданская война
В 50-х годах Кубрик написал сценарий к фильму о Мосби Рейнджеру, известным под кличкой «серый призрак», о герое гражданской войны в америке (на стороне южан). Проект не двинулся дальше чем черновой набросок сценария.
- Жгучая тайна
В 1956 году когда MGM приостановила съёмки фильма «Тропы славы», Кубрик заинтересовался романом Стефана Цвейга «Жгучая тайна», который был написан после первой мировой войны. Кубрик выбрал роман для следующей экранизации. Он нанял писателя Колдера Виллингтона, для написания сценария по книге. Но кодекс Хейса сделал экранизацию этого романа невозможной.[5]
- Внебрачный ребенок
Кубрик в начале своей карьеры хотел экранизировать роман Кальдера Виллингтома «Внебрачный ребенок», но быстро понял, что фильм не может быть снят из-за производственного кодекса Хейса.
- Помешанный на свободе
В 2006 году было объявлено, что Стэнли Кубрик собирался поставить фильм основанный на романе «Помешанный на свободе» писателя Джима Томпсона в 1950-х годах. Но проект был нереализован им вплоть до его смерти в 1999 году.
- Одноглазые валеты
- Немецкий лейтенант
Кубрик планировал снять фильм про группу немецких солдат посланных на задание в последние дни Второй мировой войны.
- Я украл 16 миллионов долларов
Кубрик планировал создать фильм под названием «Я украл 16 миллионов долларов», основанный на пресловутом грабителе 1930-х годов Вилли Саттоне. Саттона должен был сыграть Кирк Дуглас, но по мнению Дугласа сценарий оказался плохо проработанным. Кубрик также пытался заинтересовать ролью Кэри Гранта, однако фильм так и не был снят.
- Властелин колец
Права на экранизацию книг были проданы Джоном компании United Artists в 1968 году за 15 млн долларов. Различные планы по экранизации «Властелина Колец» ходили с конца 60-х. Музыканты группы «The Beatles» хотели сниматься в главных ролях потенциального фильма, и заявили Кубрика в качестве возможного режиссера. Однако он посчитал, что книги не подлежат экранизации. В результате режиссёр Джон Бурман и продюсер Саул Заенц (ещё до приобретения последним прав) создали сценарий для фильма, но так и не приступили к съёмкам. [6]
Когда компания не выполнила обязательств по съёмкам фильма, права в 1976 году были выкуплены у потомков Толкиена Саулом Заенцем, который владеет ими по настоящий момент.[7]
- Голубой фильм
Перед тем, как приступить к работе над фильмом «2001», Терри Саузерн предложил Кубрику снять высокобюджетный порнографический фильм «Голубой фильм» и тем самым заложить новый жанр. Кубрик отказался от предложения, считая, что не обладает порнографическим темпераментом, он также считал, что не сможет успешно изобрести новый жанр. После отказа Кубрика Саузерн опубликовал роман «Голубой фильм», сюжет романа повествовал о кинорежиссёре Борисе Адриане который пытался снять подобный фильм. Роман Саузерн посвятил Стэнли Кубрику. Саузерн начал писать роман, когда Кубрик был заинтересован в проекте, но роман вышел в 1970-м и вскоре Кубрик потерял интерес к этому проекту.
- Наполеон
После успеха фильма «2001» Кубрик запланировал крупномасштабные подготовки к экранизации биографии Наполеона Бонапарта. Он сделал многочисленные исследования, читая книги о французском императоре, и написал предварительный сценарий. Для удобства он скрупулёзно создал карту-каталог основных посещённых мест и сделанных дел Наполеона в течение его долгой жизни.
В примечаниях для его финансовых покровителей, сохранившихся в личном архиве, Кубрик сказал, что не уверен в том, как его фильм о Наполеоне будет принят публикой, однако, он ожидает, что этот фильм станет лучшим из всех, что он делал. В конечном итоге, проект был отменён по трём причинам:
- чрезмерно высокой стоимости съёмок,
- релиз фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» на Западе (1968),
- и коммерческий провал фильма Бондарчука на тему Наполеона «Ватерлоо» (1970).
Сценарий Стэнли Кубрика для этого фильма был опубликован в Интернете. Значительная часть его исторических исследований проявилась в фильме «Барри Линдон» (1975), события которого происходят в конце восемнадцатого века, незадолго до наполеоновских войн.
На роль Наполеона первоначально был заявлен Джек Николсон, после того, как Кубрик увидел его в фильме «Беспечный ездок». Кубрик и Николсон в конечном итоге работали вместе над фильмом «Сияние».
- Ярмарка тщеславия
Перед тем как снять фильм «Барри Линдон» Кубрик был заинтересован в проекте по экранизации другого романа Теккерея — «Ярмарка тщеславия». Но он отказался от проекта в 1967-м году, когда телеканалом BBC была выпущена телевизионная версия. Позже Кубрик сказал:
«Однажды „Ярмарка тщеславия“ заинтересовала меня как возможный фильм, но в конце концов я решил, что история не могла хорошо уместиться в полнометражный фильм… Вскоре я прочитал „Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим“ и был очень заинтересован им».[8]
- Арийские документы (Ложь военного времени)
Уже в 1976-м году Стэнли Кубрик хотел сделать фильм о холокосте. Он пытался убедить Исаака Башевица Зингера в содействии в работе над сценарием. В начале 1990-х годов, Кубрик начал работать над фильмом в основу сценария вошёл роман Луиса Бегли «Военная ложь» — история мальчика и его тётушки, скрывающихся во время холокоста. Первый проект сценария под названием «Арийские документы» был написан самим Кубриком.
Со-сценарист фильма «Цельнометаллическая оболочка» Майкл Херр на кастингах рассмотрел кандидатуры Джулии Робертс и Умы Турман на роль тётушки. В конце концов, на эту роль была выбрана Йоханна тер Штеге, а на роль мальчика — Джозеф Маззелло. Также режиссёр выбрал чешский город Брно в качестве возможного места для съёмок военных действий в Варшаве.
Кубрик предпочёл не делать фильм из-за выхода фильма «Список Шиндлера» Стивена Спилберга. Кроме того, сам Кубрик стал слишком удручён трудной для режиссёра работой. В конечном итоге он бросил проект в 1995-м году.
- Фашистская эпоха
Кубрик был очарован работой нацистского режиссёра Файта Харлана (дядя жены Кубрика). События в фильме должны были бы происходить вокруг Йозефа Гебельсса. Хотя Кубрик работал над сценарием в течение многих лет, фильм не получил развитие дальше, чем грубый набросок рассказа.
- Парфюмер
Стэнли Кубрик рассматривал возможность адаптировать роман «Парфюмер: История одного убийцы», Патрика Зюскинда, для экрана, но в итоге пришёл к мнению, что творение Патрика Зюскинда не подлежит экранизации. Несмотря на мнение Кубрика, роман был экранизирован немецким режиссёром Томом Тыквером в 2006 году.
- Маятник Фуко
Стэнли Кубрик хотел снять фильм по роману Умберто Эко — «Маятник Фуко», вышедший в 1988 году. Но Эко отклонил предложение, недовольный экранизацей его прошлого романа «Имя розы» и тем, что Кубрик не даст ему написать сценарий к фильму одному. После смерти Кубрика Эко сожалел, что отказал ему.[9]
- Искусственный разум (Искусственный интеллект)
Искусственный разум был одним из проектов Кубрика, законченных другим режиссёром. В течение 80-х и начала 90-х годов Кубрик вместе с писателями начал писать сценарий к фильму, на том момент носивший название «Пиннокио», или «Искусственный разум».
Сюжет фильма основывался на коротком рассказе Брайана Олдисса «Суперигрушек хватает на всё лето» (в другом переводе — «Супер-роботы живут все лето») (Super-Toys Last All Summer Long), который Кубрик превратил в длинный рассказ, состоящий из трех актов. Сюжет рассказывал сказку о роботе-андроиде, пытающемся понять людей, их чувства и эмоции.
Кубрик послал телеграмму Стивену Спилбергу с просьбой снять фильм, на что Спилберг согласился. В 2001 году, после смерти Стенли Кубрика, фильм был выпущен на экраны и получил множество одобрительных отзывов.
Режиссёрский почерк
Стенли Кубрик в большинстве своих фильмов в основу сюжета выбирал существующий роман, затем договаривался и вместе с автором редактировал сюжет для будущей экранизации. Во многих его фильмах можно услышать голос за кадром (в основном от главного героя) комментирующий некоторые сцены.
Начиная с фильма «Космическая одиссея 2001 года» во всех его фильмах, за исключением «Цельнометаллической оболочки» используется предварительно подготовленные записи классической музыки.[10] Кроме того, он часто использует веселое звучание поп-музыки в сценах изображающих разрушение и уничтожение, особенно в заключительных титрах или последних кадрах фильма.[11] .
В своем обзоре фильма «Цельнометаллическая оболочка», Роджер Эберт отметил, что многие фильмы Кубрика используют крупные планы, где используется голова персонажа, наклоненная вниз, и его глаза, направленные вверх[12]. Кубрик также активно использует широкоугольную съёмку, характер отслеживания съёмки, специфическое использование крупных планов, необычное панорамирование, наплыв и использование кадров с длинными параллельными стенами. Многие из фильмов Кубрика имеют отсылки на предыдущие фильмы Кубрика. Наиболее известным примером этого является появление альбома с саундтреком фильма «2001 год: Космическая одиссея», в магазине Мелодия в фильме «Заводной апельсин». Менее очевидным является ссылка на художника с именем Людовик в «Барри Линдоне» из фильма «Заводной апельсин».
Кубрик тщательно следил за выпусками своих фильмов в других странах. Режиссер не только оставлял за собой полный контроль над процессом дубляжа на иностранные языки; иногда он особо снимал альтернативный материал для разных стран. Так, например, в «Сиянии» текст для пишущей машинки Джека был снят на разных языках, причем на каждом языке была подыскана подходящая поговорка. В фильме «С широко закрытых глазами» для разных стран заголовки газет и бумажные записки были таким же образом сняты на разных языках. После смерти Кубрика лицензионным издателям его фильмов не разрешается создавать новые голосовые переводы к фильмам, над которыми он имел творческий контроль; в странах, где не существует авторизированных дубляжей (в их числе находится и Россия) в качестве перевода допущены только субтитры. Кроме того, Кубрик дотошно следил за качеством перевода сценария на иностранные языки; как правило, он заставлял переводить иностранные версии диалогов обратно на английский язык для сравнения с оригиналом.
Личная жизнь
На съёмках фильма «Тропы славы» Стэнли Кубрик встретил немецкую певицу Кристину Харлан, девушку поющую в одной из сцен фильма. В 1958 году они поженились. У Стенли это была уже вторая жена после Руз Соботки. К этому времени у Кристины была маленькая дочь — Катерина. Позже она родила ещё двух дочерей: Анну и Вивиан.
Характер
«Стэнли не был сумасшедшим в медицинском смысле. Он не был безумцем. Он был одним из умнейших когда-либо живших людей.» — вырезка из статьи журнала Панч |
Стэнли Кубрик редко говорил открыто о своей личной жизни, это породило множество мифов и слухов о нём. В то время как режиссёр снимал фильмы, в прессе ходили слухи о нём, как о безумном гении или о сумасшедшем. После его смерти его семья и близкие отрицали оба этих факта.
Авиаперелетов Кубрик боялся с того момента, когда в 1950-х годах Стэнли чудом избежал катастрофы во время своего первого самостоятельного полета. С тех пор он предпочитал совершать дальние путешествия на трансатлантических кораблях. После переезда в Англию он редко покидал страну в течение последних сорока лет его жизни.
Кубрик в последние годы его жизни мало появлялся на публике, из-за чего у общественности не было представления о внешнем виде режиссёра. Что дало авантюристу Алану Конуэю повод появляться в клубах под именем Стэнли Кубрика. Конуэй стал главным героем фильма «Быть Стэнли Кубриком».
Семейное камео
Дочь Стэнли Кубрика, Вивиан, снялась в камео-роли в «2001: Космическая Одиссея» (как дочь Хейвуда Флойда), в «Барри Линдоне» (как девочку на дне рождения молодого Брайана Линдона), «Сияние» (как участник бала призраков), а также в «Цельнометаллической оболочке» (как репортер). Его падчерица Екатерина снялась в «Заводном апельсине» и «С широко закрытыми глазами». Его жена Кристиана Кубрик сыграла в фильме «Тропы славы» как Сюзанна Кристиан, а также гостья в кафе в «С широко закрытыми глазами».
Культурное влияние
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1951 | ф | <abbr title="документальный, короткометражный">День схватки</abbr> | Day of the Fight | режиссёр, продюсер, оператор |
1951 | ф | <abbr title="документальный, короткометражный">Летящий падре</abbr> | Flying Padre | режиссёр, сценарист, оператор |
1953 | ф | <abbr title="документальный, короткометражный">Морские наездники</abbr> | The Seafarers | режиссёр, оператор |
1953 | ф | Страх и вожделение | Fear and Desire | режиссёр, продюсер, оператор |
1955 | ф | Поцелуй убийцы | Killer’s Kiss | режиссёр, продюсер, сценарист, оператор |
1956 | ф | Убийство | The Killing | режиссёр, сценарист |
1957 | ф | Тропы славы | Paths of Glory | режиссёр, продюсер, сценарист |
1960 | ф | Спартак | Spartacus | режиссёр |
1962 | ф | Лолита | Lolita | режиссёр, сценарист |
1964 | ф | Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу | Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb | режиссёр, продюсер, сценарист |
1968 | ф | Космическая одиссея 2001 | 2001: A Space Odyssey | режиссёр, продюсер, сценарист |
1971 | ф | Заводной апельсин | A Clockwork Orange | режиссёр, продюсер, сценарист |
1975 | ф | Барри Линдон | Barry Lyndon | режиссёр, продюсер, сценарист |
1980 | ф | Сияние | The Shining | режиссёр, продюсер, сценарист |
1987 | ф | Цельнометаллическая оболочка | Full Metal Jacket | режиссёр, продюсер, сценарист |
1999 | ф | С широко закрытыми глазами | Eyes Wide Shut | режиссёр, продюсер, сценарист |
Другие проекты
Шпион, который меня любил
В 1976 году Стэнли Кубрик, по просьбе дизайнера Кена Адама, посетил съёмочную площадку фильма про агента 007 «Шпион, который меня любил». Придя на студию Пайнвуд он дал несколько советов Адаму и тот попросил его помочь в съёмках. Кубрик согласился но при условии, что никто не узнает о его участии в съёмках. После смерти режиссёра, в 1999, в 2000 году был выпущен документальный фильм о создании фильма «Шпион, который меня любил».
См. также
- Стивен Спилберг — американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер.
- «Война и мир» — художественный фильм Сергея Бондарчука 1968 года в четырёх частях по одноимённому роману Льва Толстого, выпуск которого стал одной из причин отмены Кубриком съемок биографического фильма о Наполеоне.
- Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 — объективы, которые использовал Стенли Кубрик при съёмке своего фильма «Барри Линдон».
- «Список Шиндлера» — художественный фильм Стивена Спилберга, из-за выхода которого Кубрик предпочел не делать фильм «Арийские документы».
- «Искусственный разум» — научно-фантастический художественный фильм о роботе-ребёнке, который был способен любить. Этот фильм Стивен Спилберг посвятил Стенли Кубрику.
- «Наполеоновская симфония» — роман Энтони Бёрджесса написаный после работы над сценарием фильма «Заводной апельсин». Роман был посвящён сотрудничеству Энтони Бёрджесса с Стэнли Кубриком, который намеревался снять фильм про жизнь Наполеона Бонопарта.
- Кристина Кубрик (урождённая Кристина Сюзан Харлан) — немецкая актриса, танцовщица, художница и певица. Жена Стенли Кубрика.
- Наполеон I Бонапарт — император Франции в 1804—1815 гг., французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства. Кубрик запланировал крупномасштабные подготовки к экранизации биографии Наполеона Бонапарта после успеха фильма «2001», но этот проект был отменен.
Цитаты
- «Мне всегда нравилось заниматься немного сюрреалистической ситуацией и представлять её на реалистичной основе».
- «… не люблю делать интервью».
- «Самый ужасающий факт о Вселенной не в том, что она враждебна, а в том, что она безразлична, но если мы сможем прийти к согласию с этим безразличием и принимать вызовы жизни в границах смерти, — однако переменчивый человек может сделать их — наше существование как вида может иметь смысл и подлинное исполнение».
- «Если человек просто откинулся и подумал о надвигающемся ему прекращении и ужасе, и незначительности одиночества в космосе, то он, несомненно, будет сходить с ума, либо испытывать чувство бесполезности».
- «Один человек пишет роман. Один человек пишет симфонию. Крайне важно, что один человек сделает фильм».
- «Великие нации всегда действовали как бандиты, а малые страны — как проститутки».
- "Как мы могли бы оценить, если бы у Моны Лизы Леонардо написал в нижней части холста: «Девушка улыбается, потому что она скрывает своего любовника».
- «Может быть, это звучит смешно, но лучшее, что молодые кинематографисты должны сделать, это схватить камеру, пленку и сделать фильм, какой бы то ни было вообще».
- «Режиссёр с камерой в качестве свободного и неограниченного лица подобен автору с ручкой».
- «Вы можете стать такими же великими кинорежиссёрами, как и я, если только будете изо всех сил противиться любой попытке вмешиваться в вашу работу и останетесь самими собой».
- «Тот, кто хоть раз имел честь ставить фильм знает, что иногда это сравнимо с попытками написать „Войну и мир“ сидя в крутящейся карусели, однако, с удовольствием от получившигося в итоге результата могут сравниться не многие вещи в этой жизни».
Цитаты Стэнли Кубрика о своем творчестве
- «Естественный, свободный человек — это человек злой, деструктивный. Так называемое „добро“ — лишь способ, с помощью которого абсолютно отчужденное от человека государство подчиняет людей, превращает их в „Заводных апельсинов“». — о фильме «Заводной апельсин».
Цитаты о Стэнли Кубрике и его творчестве
- «Не будь Кубрик кинорежиссёром, ему следовало бы командовать вооружёнными силами США. Он держит в голове все — вплоть до покупки шампуня. Ничто не проходит мимо него». — Малкольм Макдауэлл.
- «Никто не снимал фильмы лучше чем Стэнли Кубрик во всей истории». — Стивен Спилберг.
- «Мне очень нравится „Барри Линдон“, но для меня это похоже на прогулку по музею Прадо без перерыва на ланч». — Стивен Спилберг.
- «Это [фильм „Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу“] показало всему моему поколению киноделов, что со зрителем можно говорить совершенно открыто и честно, и тогда, в свою очередь, он оценит кино по достоинству. Другими словами, чтобы стать частью индустрии коммерческих фильмов, чтобы стать серьёзным лицом в кинематографе, вовсе не обязательно снимать такие картины, как „Семь невест для семи братьев“ и мучаться на низких должностях. Это ведь и имел ввиду Кубрик, и потому с тех пор я полюбил его работы, и на меня самого они оказали значительное влияние». — Майкл Манн.
Интересные факты
- Стенли Кубрик помимо фотографии увлекался шахматами и часто играл на съёмках со съемочной группой.
- В Америке до сих пор распространены слухи, будто в 1970-х годах Стенли Кубрик участвовал в так называемом «лунном заговоре» и снимал в Неваде сцены высадки на Луну американских астронавтов проекта «Аполлон».
- Киноэксперты долго спорили, закончил ли Кубрик фильм «С широко закрытыми глазами», или же, будь он жив, предпочёл бы внести ещё некоторые изменения в монтаж.
- Стэнли Кубрик перед съёмками своих фильмов проводил тщательные исследования на их тему, и после его смерти в его поместии были найдены тысячи коробок с материалами его исследований. В 2007 году его жена, Кристиан Кубрик, передала весь архив лондонскому университету искусств.
Примечания
- ↑ Многие из ранних (1945-50) фото-работ Кубрика были опубликованы в книге «Драма и Тени» (2005), а также появлялись в качестве дополнительных материалов в специальном DVD издании фильма «Космическая одиссея 2001 года».
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 LoBrutto 1999, p. 524.
- ↑ Schwam 2000, p. 70.
- ↑ LoBrutto 1999, p. 33.
- ↑ http://www.imdb.com/title/tt0093058/awards
- ↑ Geoffrey Cocks The Wolf at the Door: Stanley Kubrick, History and the Holocaust p. 151
- ↑ J.R.R. Tolkien encyclopedia by Michael D. C. Drout, p. 15. See also interview in «Show» magazine vol. 1, Number 1 1970
- ↑ 168 млн за «Властелина колец» — Подшивка Лэймара
- ↑ Ciment, Michel Kubrick on Barry Lyndon. Проверено 31 мая 2007.
- ↑ http://www.theage.com.au/news/books/bliteratureb-umberto-eco-the-armani-of-literature/2007/12/13/1197135651584.html
- ↑ A Clockwork Orange and The Shining. CO’s Walter Carlos and Shining’s Wendy Carlos are one and the same.
- ↑ The closing scenes or credits of Doctor Strangelove, A Clockwork Orange, The Shining, and Full Metal Jacket all employ jolly music in an ironic way in their closing credits or final scenes. However, although the closing scenes of Jacket have the soldiers singing the Mickey Mouse song, the closing credits use the Rolling Stones song Paint it Black
- ↑ Full Metal Jacket :: rogerebert.com :: Reviews. Rogerebert.suntimes.com. Проверено 25 октября 2008.
Ссылки
Кубрик, Стэнли на Викискладе? |
- Стэнли Кубрик(англ.) на сайте Internet Movie Database
- Официальный сайт Стэнли Кубрика(англ.)
- Биография и фильмография Стэнли Кубрика(рус.)
Шаблон:Фильмы Стэнли Кубрика
an:Stanley Kubrick ar:ستانلي كوبريك arz:ستانلى كوبريك az:Stenli Kubrik bat-smg:Stanley Kubrick be:Стэнлі Кубрык be-x-old:Стэнлі Кубрык bg:Стенли Кубрик bn:স্ট্যানলি কুবরিক br:Stanley Kubrick bs:Stanley Kubrick ca:Stanley Kubrick cs:Stanley Kubrick cy:Stanley Kubrick da:Stanley Kubrickel:Στάνλεϊ Κιούμπρικeo:Stanley Kubricket:Stanley Kubrick eu:Stanley Kubrick fa:استنلی کوبریک fi:Stanley Kubrickgl:Stanley Kubrickhif:Stanley Kubrick hr:Stanley Kubrick hu:Stanley Kubrick id:Stanley Kubrick io:Stanley Kubrick is:Stanley Kubrickja:スタンリー・キューブリック ka:სტენლი კუბრიკი ko:스탠리 큐브릭 la:Stanley Kubrick lb:Stanley Kubrick li:Stanley Kubrick lt:Stanley Kubrick lv:Stenlijs Kubriks mk:Стенли Кјубрик ml:സ്റ്റാൻലി കുബ്രിക്ക് mr:स्टॅन्ली कुब्रिक nl:Stanley Kubrick nn:Stanley Kubrick no:Stanley Kubrick oc:Stanley Kubrick pl:Stanley Kubrick pms:Stanley Kubrick pnt:Στάνλεϊ Κιούμπρικ pt:Stanley Kubrick qu:Stanley Kubrick ro:Stanley Kubrick sc:Stanley Kubrick scn:Stanley Kubricksk:Stanley Kubrick sl:Stanley Kubrick sq:Stanley Kubrick sr:Стенли Кјубрик sv:Stanley Kubrick sw:Stanley Kubrick ta:இஸ்டான்லி குப்ரிக்கு tg:Станлий Кубрик th:สแตนลีย์ คูบริก tl:Stanley Kubrick tr:Stanley Kubrickvi:Stanley Kubrick vo:Stanley Kubrick war:Stanley Kubrickzh:斯坦利·库布里克 zh-min-nan:Stanley KubrickУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.