Спасение евреев Болгарии
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Во вреяе Второй мировой войны Германия начала оказывать всё более сильный нажим на болгарские власти для прословутого „окончательного решения еврейского вопроса“.
В течение декабря 1940 г., через несколько дней после разширения Трёхстороннего пакта между Венгрией, Румынией и Словакией и в период усиленной подготовки Болгарии к включению в него, Народное собрание приняло Закон о защите нации, который положил начало организованному государственному торможению и преследованию евреев в Болгарии.
Согласно этому закону:
- смешанные браки между болгарами и евреями запрещались (они осуществлялись только нелегально),
- запрещены евреям занятия определёнными профессиями в стране,
- наложены обременительные имущественные налоги на еврейское население,
- введено ношение „звёзд Давида“ для индентификации,
- введён комендантский час для евреев,
- евреи могли покупать себе хлеб только в отделных пекарнях,
- определены улицы, по которым запрещено передвигаться евреям,
- по 6-7 месяцев в году трудоспособные евреи от совершеннолетия до 50-55-летнего возраста должны были проводить в „трудовых лагерях“.
22 февраля 1943 г. комиссар по еврейским вопросам Александър Белев заключил договор с представителем Гестапо в Болгарии о поэтапной депортации болгарских евреев.
Первая партия включала 20 000 душ, которых в конце февраля и начале марта длжны были быть отправлены в концлагерь Треблинка. Было решено, что первый контингент будет сформирован из 11 363 евреев из Македонии и Фракии и 8 560 евреев из „старой Болгарии“.
4 марта 1943 г. началась депортация евреев восточной Македонии и Фракии (Беломорья). 4058 человек было транспортировано в Лом и оттуда на 4 кораблях отправлены в Вену. Уцелело лишь 100 из них.
Болгарские полицейские части в Битоле и Скопле забирали евреев из Вардарской Македонии и 10 март началась депортация 7144 человек в вагонах до дунайских пристаней Лом и Видин. Оттуда они были отвезены в Треблинку. Уцелело только около 200 из них.
12 марта были депортированы 161 еврей из Пиротско через Лом в Вену.
Около девяти тысяч человек из „старой Болгарии“ были собраны в Пловдиве, но они не были погружены на транспорты в Польшу в силу официальной отмены приказа о депортации в последний момент. В этом собитии проявил себя митрополит Кирилл (будущий Патриарх Болгарски). Он проник в еврейский лагерь в Пловдиве и заявила, что поедет с депортированными, если они не будут освобождены. Тем временем в стране покатилась волна народного негодования по поводу решения правительства. Основную роль в отмене перво и наиболее организованной попытки депортации на евреев из „старой Болгарии“ сыграли быстрые и решительные действия группы из 42 депутатов во главе с вице-председателем Народного собрания Димитром Пешевым, которые объявили о случившемся, а также через подписной лист в Народном собрании сделали происходящее действия публично известным, показав фактическую его нелегитимнность и этим блокировали антисемитские действия прогитлеровского правительства. Само правительство прекратило депортацию и отложило её на март. Лекарский союз, Союз писателей и спортивное общество „Славия“ заявили протест. Болгарская православная церковь реагировала особенно последовательно, поддерживая морально как евреев, так и множество болгар, несогласных с политикой правительства на разделение нации с мотивом, что гонения на евреев наносят удар по самой Болгарии. Особенно активен был софийский митрополит Стефан, возглавявший Светой Синод в то время. Проявили себя и множество отдельных личностей. Планы депортации евреев Болгарии были разделены на два этапа — на март и май 1943 г., после чего не были возобновлены, так что правительство провалилось в этом своём намерении. Царю Борису были предложены „План А“ (депортация) и „План Б“ (выселение из Софии и използование евреев в трудовых лагерях в Болгарии), и он выбрал второй. Вследствии разселения евреев, как и разгрома Вермахта в течение следующих месяцев депортация стала практически неосуществимой.
Протесты создали возможность царю Борису III отменить депортацию евреев „старой Болгарии“. Есть предположения, что протесты поощрялись и от закулисными комбинациями самого царя. Известно, что он, который подписывал антиеврейское законодательство в 1940-41 г., позже (и особенно во время последних своих разговоров с Гитлером (август 1943 г.) фактически противопоставил себя депортации евреев „старой Болгарии“.
О расположении правящих кругов к евреяме говорит и факт, что нелегально через Румынию и Болгарию в Хайфу, Палестина, пробралось много румънских, польских, чешских, венгерских и литовских евреев.
Антиеврейское законодательство в Болгарии было отменено официально позже — правительством Константина Муравиева. По английской инициативе в Софии правительство вело переговоры с швейцарским посланником о переселении в Палестину 4000 детей и 400 взрослых евреев.
Источник Статья "Холокост и България" в болгарской части Википедии
Вижте също
Източници
Литература
- Chary, F. B. The Bulgarian Jews and the Final Solution, 1940–1944. Pittsburgh, 1972.
- Борбата на българския народ за защита и спасяване на евреите в България през Втората световна война. Документи и материали. С., 1978.
- Бояджиев, Х. Спасяването на българските евреи през Втората световна война. С., 1991.
- Барух, Н. Откупът. Цар Борис и съдбата на българските евреи. С., 1991.
- Оцеляването. Сборник от документи 1940–1944. Съст. Д. Коен. С., 1995.
- Хаджийски, Ив. Съдбата на евреите от Югозападна България през 1940–1944 г. Благоевград, 1998.
- Няголов, Св. Кр. Истината за спасяването на евреите в България. С., 1998.
- Гезенко, Ив. Дейността на Българския екзарх Стефан по спасяването на българските евреи през 1943 г. — Известия на държавните архиви, Т. 73, 1999, 40-57.
- Бар-Зоар, М. Извън хватката на Хитлер. С., 1999.
- Нисим, Г. Човекът, който спря Хитлер. Историята на Димитър Пешев, спасил евреите на една нация. С., 2000.
- Chivarov, N. Die bulgarisch-orthodoxe Kirche und die Rettung der bulgarischen Juden. — Oesterreichische Osthefte, 42, 2000, № 1, 23-34.
- Пауновски, Вл., Й. Илел. Евреите в България между унищожението и спасението. С., 2000.
- Todorov, Tzvetan. The Fragility of Goodness: Why Bulgaria's Jews Survived the Holocaust. Trans.: Arthur Denner. Princeton, NJ, 2001.
- Гласове в защита на гражданското общество. Протоколите на Светия Синод на БПЦ по еврейския въпрос. Съст. А. Танева и Ив. Гезенко. С., 2003.
- Stefanov, P., Archim. The Bulgarian Orthodox Church and the Holocaust: Addressing Common Misconceptions. — Religion in Eastern Europe, XXVI, 2006, № 2, 10-19.
- Дубова, Л. Л., Г. Й. Чернявский. Опыт беды и выживания. Судьба евреев Болгарии в годы Второй мировой войны. С., 2007.
- Райчевски, Ст. Българи и евреи през вековете. С., 2008.
- Ардити, С. Човекът, който изигра Хитлер. Цар Борис III - гонител или приятел на българските евреи. Русе, 2008.hu:Zsidó holokauszt Bulgáriában