Египет (еврейская история)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | |||||||||||||||
|
См. также: Египетские евреи
Еги́пет (на иврите מִצְרַיִם, Мицраим) - страна, с которой связана история формирования еврейского народа. Упоминается в Библии больше, чем какая-либо другая территория, кроме различных названий Страны Израиля.
Эпоха праотцов
Патриарх Авраам пробыл некоторое время в Египте, его правнук Иосиф был продан в рабство в Египет и стал могущественным царедворцем при дворе фараона. Отец Иосифа Яаков со всеми своими сыновьями, родоначальниками 12 колен Израилевых, поселился в Египте, в районе Гошен, где впоследствии израильские племена были порабощены египтянами. Избавление от египетского рабства и чудесный исход из Египта под предводительством Моше — краеугольный камень еврейской истории и еврейской религии. В еврейской традиции Древний Египет — это «дом рабства», символ угнетения и пример языческих нравов и идолопоклонства, прямо противоположных иудаистическому монотеизму.
Проведённые недавно исследование с применением уточнённого радиоуглеродного метода несколько сдвинули датировку событий древнеегипетской истории в сторону большей древности.
Египетская политика в стране Ханаан
Свидетельства о проникновении Египта в Западную Азию относятся к периоду возникновения Древнего царства (около пяти тысяч лет тому назад). Это проникновение осуществлялось через северный Негев и Заиорданье.
Древнейшие контакты с евреями
Раскопки в Тель-Араде (неподалеку от Беер-Шевы) указывают на наличие в этот период тесных торговых связей с Египтом.
Эпоха мирных торговых отношений между Ханааном и Египтом, изредка прерываемая египетскими военными кампаниями против ханаанских земель, продолжалась вплоть до падения Среднего царства (1780 г. до н. э.). За этим последовал длительный период господства над Египтом азиатских завоевателей гиксосов.
Примером таких связей может быть визит в Египет патриарха Авраама, описанный в Торе. Он пришёл туда по своим хозяйственным делам и ушёл, взяв с собой служанку-египтянку Агарь. Эпизод с Сарой и фараоном говорит о том, что в это время для высшего класса в Египте кочевники-семиты уже не были "мерзостны". Следует предположить, что этот фараон уже был из гиксосской династии.
При гиксосах в Египет пришли жить патриарх Яаков и его дети со своими семьями и работниками. За 130 лет жизни в их государстве сложился еврейский народ. После смены власти в Египте он попал в трёхсотлетнее рабство.
История показала, что пустынные области к востоку от Нила не могут более рассматриваться как надежная защита против военной угрозы. Это заставило фараонов XVIII династии заново оценить стратегические интересы Египта в Западной Азии, так как история показала, что пустынные области к востоку от Нила не могут более рассматриваться как надежная защита против военной угрозы.
Египетский контроль над Ханааном
Начавшаяся вследствие этого военная экспансия Египта на восток и север Западной Азии привела к конфликту с хурритским царством Митанни и превратила Ханаан и Южную Сирию в арену длительной военной борьбы между обоими царствами. Военные действия имели характер отдельных кампаний, и в Ханаане фактически не было постоянного военного присутствия Египта.
Военно-политический контроль над Ханааном осуществлялся через местных правителей, подчиненных египетским посланникам и губернаторам. Амарнские письма содержат обширный материал о характере отношений между Египтом и местными правителями Ханаана и методах египетского влияния.
Начавшаяся вследствие этого военная экспансия Египта на восток и север Западной Азии привела к конфликту с хурритским царством Митанни (см. Хурриты) и превратила Ханаан и Южную Сирию в арену длительной военной борьбы между обоими царствами. Военные действия имели характер отдельных кампаний, и в Ханаане фактически не было постоянного военного присутствия Египта: военно-политический контроль над Ханааном осуществлялся через местных правителей, подчиненных египетским посланникам и губернаторам.
В этот период устанавливаются широкие торговые и культурные связи между Египтом и Ханааном. В Ханаане получают распространение египетские культы, в то же время некоторые ханаанские культы (Решефа, Ваала) проникают в Египет.
Захват Ханаана в эпоху Нового царства
Поражение Египта в войне с хеттами и гражданская война в самом Египте привели к временной независимости Ханаана. Однако очень скоро военный контроль был восстановлен, на этот раз — в форме военной оккупации. Сильные гарнизоны были размещены в Газе, Яффо, Бейт-Шеане, Мегиддо и других городах.
Сражение с хеттами армии фараона XIX династии Рамсеса II при Кадете на Оронте (примерно в 1298 г. до н. э.) определило северную границу египетской сферы влияния в Азии. Эта сфера включала Ханаан и Южную Сирию.
Надпись Мернептаха, преемника Рамсеса II, впервые упоминает имя «Израиль» и указывает на Ханаан как на местопребывание этого народа. Эта надпись свидетельствует о том, что к тому времени библейский исход уже произошел (по-видимому, в царствование Рамсеса II).
Долгое время стояла проблема нестыковки этой датировки с хронологией Древнего Египта. Рамсес II, по традиционным представлениям, правил позже.
Борьба фараонов XIX и XX династий против вторжения так называемых «морских народов», разрушивших хеттское царство в Малой Азии и вторгшихся в Ханаан через Южную Сирию, закончилась, несмотря на временные военные успехи Египта, потерей Ханаана. Он подпал под власть одной из групп завоевателей — филистимлян (в 1150 г. до н. э.).
В период XIX-XX династий усиливается влияние западноазиатских областей на культурную и экономическую жизнь Египта. Носители семитских имен занимают влиятельное положение в египетском обществе. В египетском искусстве этого периода часты азиатские темы.
Отношения Египта с Израильским царством
Потеря Египтом территорий в Западной Азии не означала прекращения египетского культурного влияния в этом районе. Однако политическое присутствие Египта в Стране Израиля обнаруживается вновь лишь после возникновения у израильтян царской власти.
Во времена Соломона (X в. до н. э.) египетский фараон овладел Филистией. Выдав за Соломона свою дочь, фараон (Сиамон?) дал за ней в качестве приданого недавно захваченный им у филистимлян Гезер.
Установившиеся между Египтом и Израильским царством дружественные отношения прекратились, когда на египетский престол взошел новый фараон Шешонк I, враждебно настроенный по отношению к своему предшественнику. Шешонк предоставил убежище претендовавшему на израильский престол Иеровоаму.
Однако, когда после смерти Соломона его царство раскололось на два государства (Иудейское и Израильское царства), и Иеровоам воцарился в Израильском царстве, Шешонк предпринял опустошительный поход как против Иудеи, так и против Израиля.
Египет в политике Страны Израиля после разделения Израильского царства
С середины VIII в. до н. э. Ассирия распространяет свою власть на Израиль, Иудею и Филистию. Стремясь подорвать могущество ассирийской державы, Египет подстрекал подвластных Ассирии правителей к восстаниям, оказывая им военную поддержку в их борьбе.
Поднятое израильским царем Иошияhу в расчете на помощь Египта (II Ц. 17:4) антиассирийское восстание окончилось неудачей. Прибывшие на помощь египетские войска потерпели поражение, а само Израильское царство было уничтожено ассирийцами (722 г. до н. э.). После падения Израильского царства борьба между Египтом и Ассирийской империей продолжалась и еще более усилилась с приходом к власти в Египте XXV Нубийской династии.
Фараоны которой поддерживали правителей филистимских городов и иудейского царя Хизкияhу в войнах с Ассирией. В 672 г. ассирийский царь Эсархаддон покорил Египет и установил там марионеточное правление, конец которому был положен Псамметихом I (примерно 664–610 гг. до н. э.), основателем XXVI династии. Псамметих I значительно укрепил военную мощь Египта, широко привлекая греческих и еврейских наемных воинов.
В его царствование или в царствование его преемника Псамметиха II (приблизительно 595–589 гг. до н. э.) было основано знаменитое военное поселение еврейских наемников в Элефантине, призванное обеспечить защиту южных границ Египта.
После того, как Ассирийское царство пало в борьбе с Нововавилонским царством (612 г. до н. э.), Египет предпринимает ряд попыток восстановить свою былую гегемонию в Западной Азии. Сын Псамметиха I Нехо II овладел Страной Израиля и южной Сирией и в битве при Мегиддо нанес поражение царю Иудеи Иошияhу.
С 609 г. по 605 г. до н. э. территория Страны Израиля находилась под контролем Египта. Однако и после победы Навуходоносора над Египтом в 605 г. до н. э. Египет продолжал оказывать значительное политическое влияние на Иудею и Финикию, поддерживая — прямо или косвенно — антивавилонские восстания.
Последний царь Иудеи Цидкияhу восстал против Вавилонии в надежде на обещанную фараоном Априсом (библейский Хофра) поддержку Египта. Однако египетская помощь оказалась неэффективной, и в 586 г. до н. э. Иерусалим пал. Большая часть населения города была угнана в Вавилонию, однако некоторым, в том числе пророку Иеремии, удалось найти убежище в Египте.
Египет в персидской империи и эллинистическое царство Птолемеев
В 525 г. до н. э. Египет был завоеван персидским царем Камбизом и входил в состав Персидского царства вплоть до 332 г. до н. э., когда он был завоеван Александром Македонским. Распад империи Александра после его смерти привел к возникновению ряда эллинистических монархий.
Одной из них был Египет Птолемеев, в состав которого входила и территория Страны Израиля (с 301 г. по 200 г. до н. э.). После образования Египта Птолемеев началась массовая иммиграция евреев в Египет. Птолемеи привлекали евреев в страну, предоставляя им благоприятные условия для занятий ремеслом, сельским хозяйством и торговлей и принимая их на государственную службу.
Птолемей I Сотер (323–283 гг. до н. э.) поселил в Египте евреев, взятых им в плен во время войны в Передней Азии; эти евреи несли платную военную службу, помогая держать в повиновении коренное население страны. С отступлением Птолемея I из Передней Азии многие евреи Эрец-Исраэль, привлекаемые господствовавшей в Египте атмосферой культурной терпимости, последовали за ним в Египет.
О роли евреев в экономике эллинистического Египта свидетельствуют Зенона папирусы, архив высокопоставленного египетского чиновника, посетившего также Эрец-Исраэль. В царствование Птолемея VI Филометора (181–145 гг. до н. э.) евреям была предоставлена земля для строительства храма в Леонтополисе (см. Ониаса храм). Основными занятиями евреев были военная и полицейская служба, сбор налогов, служба в административном и финансовом аппарате. Начиная со 2 в. до н. э. происходит быстрая эллинизация еврейского населения Египта: еврейские документы начинают писаться по-гречески (а не по-арамейски, как прежде). Пятикнижие было переведено на греческий язык в Александрии и читалось в синагогах в греческом переводе (см. Септуагинта). В отличие от греков евреи не обладали «политеей» (полноправным гражданством) и пользовались лишь правом соблюдения законов своих предков. Во главе еврейской общины стоял этнарх. Отношения между греками и евреями, вначале хорошие, к концу периода Птолемеев начали постепенно ухудшаться, так как в борьбе греков за укрепление автономии полиса против абсолютистских тенденций монархов евреи приняли сторону последних. Именно в Египте (в 3 в. до н. э.) появился первый в истории антисемитский документ — сочинение эллинизированного египетского жреца Манефона (см. Антисемитизм).
В период царства Хасмонеев связи Иудеи с Египтом продолжались. Так, иудейский царь Александр I Яннай вступил в союз с царицей Египта Клеопатрой III (умерла в 101 г. до н. э.).
Антипатр II привел в Египет войска из Иудеи на помощь Цезарю, а также организовал активное содействие Цезарю со стороны еврейских общин Египта. Во времена правления Ирода царица Египта Клеопатра VII (69–30 гг. до н. э.) неоднократно пыталась отторгнуть от Иудеи ее южные области и присоединить их к Египту.
В составе Римской Империи
Переход Египта под власть Рима ознаменовался резкими переменами в социальном и экономическом укладе страны. Роспуск армии Птолемеев и изменение системы взимания налогов означали потерю источника доходов для евреев, занятых на военной службе и в сборе налогов.
Новая администрация стремилась опираться на греческое население Египта, что привело к дальнейшему ухудшению отношений между греками и евреями. Население Египта было разделено римлянами на три класса, различавшихся не только статусом, но и размерами налогов. По этому делению египетские евреи, вместе с коренным населением страны, были отнесены к низшему классу, что явилось ударом по их престижу и положению в стране.
В 38 г. н. э., в царствование прогречески настроенного римского императора Калигулы, александрийские греки осквернили синагоги и установили в них статуи императора. Евреи Александрии были заперты в еврейские кварталы, их дома разграблены.
К императору была направлена делегация евреев Александрии, однако Калигула с презрением отверг жалобы делегатов. После убийства Калигулы в 41 г. александрийские евреи отомстили подстрекательством к избиению греков. Новый император Клавдий издал эдикт, которым восстановил существовавший до александрийского погрома статус-кво. В этот период в Египте был написан целый ряд антиеврейских сочинений, в частности сочинения Апиона (см. Иосиф Флавий).
После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. положение евреев в Египте ухудшилось еще больше: в 73 г. был закрыт храм в Леонтополисе и введен fiscus judaicus (еврейский налог).
В 115 г. вспыхнуло восстание евреев Египта, Кирены и Кипра. Подавление восстания в 117 г. привело к фактическому уничтожению египетского еврейства, которое в этот период составляло около девятой части всего населения страны.
Присутствие евреев в Египте в последующие столетия незначительно, особенно в сравнении с предшествующим периодом.
Распространившееся в Египте христианство, центр которого находился в Александрии, унаследовало традиционный антисемитизм греческого населения города. В 415 г. александрийский патриарх Кирилл изгнал из Александрии проживавших там евреев, изгнание сопровождалось погромом.
В составе арабского халифата
В 640 г. Египет был завоеван арабами. Евреи Египта, как и всех мусульманских стран, получили статус зимми.
В первые века мусульманского владычества произошло некоторое увеличение еврейского населения Египта, в частности за счет переселенцев из Ирака и Сирии. Эти переселенцы образуют собственные общины со своими синагогами и судами (см. Бет-дин) и поддерживают тесные связи с вавилонскими и палестинскими академиями (см. Иешива). О высоком уровне еврейского образования в Египте в этот период свидетельствует тот факт, что Саадия Гаон получил глубокое и разностороннее образование именно в Египте.
В 969 г. Египет был завоеван Фатимидами и стал центром обширного государства, включавшего почти всю Северную Африку, Сирию и Палестину. Период владычества династии Фатимидов отмечен экономическим расцветом и высокой степенью терпимости к немусульманским религиозным общинам. Исключение представляет правление Ал-Хакима (996–1020), ознаменовавшееся преследованиями религиозных меньшинств.
В начале правления Фатимидов была учреждена должность нагида — официального главы еврейской общины, и первый нагид Палтиэль пользовался большим влиянием при дворе. В Египет переселяются многие евреи из Ирака, Сирии и Стране Израиля; на основании свидетельств путешественников и других данных, число евреев в Египте составляло в этот период 12–20 тыс. человек.
Духовным центром египетского еврейства становится основанная в 10 в. иешива в Фостате (Каир). Еврейство Египта оказывает поддержку еврейскому населению Эрец-Исраэль.
Под властью Фатимидов Египет становится узловым пунктом связи между еврейскими общинами Испании, стран Северной и Западной Африки, Стране Израиля и Вавилонии, где действовали гаоны. В эту же эпоху Египет является одним из центров караимства. Одним из самых влиятельных сановников первых халифов из династии Фатимидов был перешедший в ислам еврей Якуб Ибн Килис (930–991).
В позднем средневековье
В конце XII века власть от Фатимидов перешла к новой династии Айюбидов (1171–1250). Представитель этой династии Салах ад-Дин воевал с крестоносцами в Стране Израиля и отобрал у них Иерусалим. Смена власти не привела к существенным изменениям в положении евреев Египта: они продолжали пользоваться терпимостью со стороны властей и сохранять свою культурную активность. В этот период в Египте поселились многие еврейские ученые из христианских стран.
Маймонид большую часть своей жизни провел в каирском пригороде Фостате, где занимал пост главного врача халифа и был главой еврейской общины Египта. Значительное число письменных памятников этой эпохи сохранилось в Каирской генизе.
Положение евреев резко изменилось к худшему с приходом к власти в Египте мамлюков в 1250 году. Мамлюки строго следили за выполнением дискриминационных законов, касающихся зимми ((в то время как Фатимиды и Айюбиды не настаивали на тщательном соблюдении этих законов), а также ввели ряд новых ограничений.
Хотя основной целью мамлюкских правителей было ограничение в правах и дискриминация христиан-коптов, наиболее крупной немусульманской общины Египта, действие этих законов распространялось и на египетских евреев. Были закрыты церкви и синагоги. Христианам было предписано покрывать головной убор голубой тканью, евреям — желтой, самаритянам — красной.
Во время военных действий против крестоносцев в Стране Израиля и Сирии мамлюки вырезали еврейские общины целых городов, а другие насильственно переселили.
К середине XIV в. участились случаи нападения на немусульман на улицах Каира.
Учреждение государственных торговых монополий резко ухудшило экономическое положение Египта в целом и евреев в частности.
В этот период в Египте жили и действовали известные комментаторы Библии Танхум hа-Иерушалми (1220?–1291) и его сын Иосеф (родился в 1262 г.), бывший также выдающимся поэтом. В конце 15 в. в Египте насчитывалось около пяти тысяч евреев; прибывшие вскоре изгнанники из Испании увеличили еврейское население страны. Среди них были выдающиеся ученые-раввины Шмуэль бен Сид (родился, по-видимому, в 1530 г.), Яаков Берав, Шмуэль hа-Леви Хаким (1480?–1547?), Давид бен Шломо Ибн Аби Зимра, которые внесли значительный вклад в духовную жизнь египетского еврейства.
В Новое время
В 1517 г. Египет был завоеван турками. Их религиозная терпимость открыла перед евреями широкие экономические возможности и позволила им занять ключевые позиции в финансовой администрации Египта.
Под властью Османской империи
Однако расцвет еврейской общины Египта был сравнительно кратковременным, и уже к концу XVI в. стал обнаруживаться экономический и политический упадок. В 1560 г. турецкие власти упразднили должность нагида, и главой еврейской общины Египта с этого времени считался еврей-казначей при турецком губернаторе Египта; ему был присвоен турецкий титул челеби (`благородный`). Эта должность была упразднена в конце 17 в. По мере того, как турецкая власть становилась все более деспотической, челеби все чаще становились ее жертвами, подвергаясь заточению и казням. От участи челеби нередко зависела судьба всего еврейского населения страны, делившегося в турецкий период на три общины, между которыми зачастую существовала неприязнь, временами переходившая в открытую вражду, — мустаараби (`арабоязычные` — коренное еврейство Египта), сефарды (испанские изгнанники и их потомки) и муграби (переселенцы из Магриба).
Мессианские движения находили живой отклик среди евреев Египта. Давид Реувени, по-видимому, некоторое время жил в Египте, Саббатай Цви дважды посетил Египет. Один из челеби, Рефаэль бен Иосеф Хин (назначен на пост в 1661 г.), был горячим приверженцем Саббатая. Саббатианская секта существовала в Египте продолжительное время после крушения этого движения. В 1703 г. в Египте поселился один из виднейших вождей саббатианской секты Михаэль Аврахам Кардозо.
Период независимости в Новое время
В 1768 г., когда Турция была занята войной с Россией, губернатор Каира Али Бей провозгласил себя независимым правителем Египта. Али Бей пытался распространить свою власть также на Палестину, Сирию и Аравийский полуостров и, чтобы покрыть военные расходы, наложил на евреев тяжелые денежные поборы.
В 1832 г. территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Его резиденция расположилась в Дамаске. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией.
Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания в большинстве городов страны, которые были подавлены силой.
В период египетского господства проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 г. египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах — Акко, Хайфе и Яффо, а также в Рамле).[1]
Реформы Мухаммада-Али и открытие Суэцкого канала (1869) принесли процветание экономике Египта. Следствием этого было увеличение еврейского населения страны, в первую очередь, за счет притока евреев из Европы.
Согласно переписи 1897 г., в Египте жили двадцати пять тысяч евреев.
В конце 19 в. в крупнейших городах Египта были созданы сионистские организации; значительное число евреев, изгнанных из Эрец-Исраэль турками в период Первой мировой войны, прибыло в Египет, в результате чего усилились связи между египетским еврейством и национальным движением в Эрец-Исраэль. Между двумя мировыми войнами в Египте издавалось множество еврейских периодических изданий на разных языках (на арабском — «Ал-хакика», «Аш-шамс», на ладино (см. Еврейско-испанский язык) — «Мицраим», на французском — «Орор», «Израэль», «Трибюн жюив»). Часть этих изданий имела сионистское направление.
Английский протекторат
Великобритания и Франция установили контроль над Египтом в ходе боевых действий в 1882 году, предпринятых чтобы не допустить национализации Суэцкого канала.
В 1922 году Египет добился независимости от Великобритании. Египетские евреи принимали активное участие в движении за независимость. Их роль в экономике страны была по-прежнему велика. Однако, 90 % евреев не получили египетского гражданства, независимо от количества поколений их предков, проживавших на территории страны.
Между двумя мировыми войнами в Египте продолжался численный рост еврейской общины, повышались ее культурный уровень и социальная активность. Многие египетские евреи были связаны с египетским национальным движением.
Вторая мировая война и Война за независимость Израиля
Во время Второй мировой войны Египет оставался нейтральным, хотя фактически служил оперативной базой британских сил на Ближнем Востоке. Лишь за два месяца до окончания войны Египет "вступил в войну на стороне союзников".
Находившиеся в Египте еврейские палестинские формирования, входившие в британскую армию, еще больше укрепили связи египетского еврейства с еврейским ишувом в Стране Израиля.
Приближение в 1942 г. армии Роммеля усилило прогерманские и антибританские настроения в стране, что вызвало опасения за судьбу египетского еврейства. В армии действовала нелегальная организация "Молодые офицеры" во главе с Анваром Садатом, занимавшаяся диверсиями и разведкой против британских сил.
Около 90 % правительственных чиновников и интеллектуалов Египта сочувствовали Германии во время Второй мировой войны. То был результат антибританских настроений, массированной нацистской пропаганды, деятельности немецкой агентуры, и тесного экономического партнерства Египта с Германией в 30-х — начале 40-х годов.[2]
В ноябре 1945 г. организованные движением "Молодой Египет" беспорядки вылились в нападения на еврейский квартал Каира. Синагога и еврейская больница были сожжены, и многие евреи ранены или убиты. Этот погром был первым актом подобного рода в новой истории Египта.
По данным переписи 1947 г., в Египте жили 65 тыс. евреев (64% в Каире, 32% в Александрии); египетское еврейство было наиболее урбанизированным среди еврейских общин Азии и Африки. 59% евреев были заняты в торговле, 18% — в промышленности, 11% были служащими. В ноябре 1945 г. организованные движением Молодой Египет беспорядки вылились в нападения на еврейский квартал Каира; синагога и еврейская больница были сожжены и многие евреи ранены или убиты. Этот погром был первым актом подобного рода в новой истории Египта. В 1947 г. был принят закон, требующий, чтобы 75% служащих компаний были египетскими гражданами. Этот закон ударил прежде всего по евреям Египта, так как лишь 20% из них были египетскими гражданами: остальные, зачастую уроженцы Египта, семьи которых жили в стране много поколений, имели иностранное подданство или были лицами без гражданства.
Нацистские преступники в Египте
После окончания Второй мировой войны Египет предоставил убежище тысячам разыскиваемых нацистских преступников.[3][2][4][5] Активное содействие их переправке на Ближний Восток оказывали живший в Каире иерусалимский муфтий Хадж Амин аль-Хусейни и легендарный диверсант Третьего Рейха Отто Скорцени. Сам же он в 1952-53 годах участвовал в создании египетских спецслужб и готовил коммандос армейской разведки, действовавшие на Синайском полуострове и в секторе Газа.
Как отмечала германская газета Die Welt за 28 декабря 1958 года, «Каир приобрел славу Эльдорадо для беглых нацистов». Они выступали советниками по реорганизации секретных спецслужб, ВВС, танковых войск, армейских коммандос. Некоторые нацисты, приняв ислам и взяв себе арабские имена, занимали руководящие должности в органах разведки и контрразведки, специализируясь на Израиле.[6]
Например, диверсантов против Израиля для египетской армии готовил Оскар Дирлевангер, чей зондеротряд участвовал в подавление польского восстания в Варшаве летом 1944 года, а созданием современной египетской тайной полиции занимался экс-начальник гестапо в Варшаве Леопольд Глейм (Наем аль-Нахер).[7][8][9][4][10]
Многие из этих нацистских преступников принимали участие в массовом уничтожении еврейского населения, военнопленных и партизан на оккупированной территории СССР. Так, Ойген Айхенбергер, Эрих Алтен, Вилли Бернер командовали подразделениями СС на оккупированных территориях России и Украины, а в Египте работали инструкторами по подготовке отрядов палестинских диверсантов.[8]
Отделом пропаганды службы госбезопасности руководил Хусса Налисман — бывший обергруппенфюрер СС Мозер. Тайную государственную полицию Египта возглавил Хамид Сулейман — бывший шеф гестапо в Ульме группенфюрер СС Генрих Зельман. Бывший офицер войск СС Тифенбахер занялся подготовкой каирской полиции.
Координатором всей египетской пропаганды против Израиля стал перебравшийся в Египет из Аргентины бывший сподвижник Геббельса Иоганн фон Леерс — патологический юдофоб, редактор нацистского журнала и автор книги «Евреи среди нас» (1935). Ради продолжения войны с евреями Леерс принял ислам (1956). В качестве советника министерства национального руководства Египта, он много работал по насаждению на арабском Востоке идей нацизма.
Ближайшим коллегой Леерса был секретарь Исламского конгресса Салаб Гафа — бывший член НСДАП Ганс Апплер. «New York Times Magazine» сообщал 27 июля 1958 года: «Египетские пропагандисты с помощью нескольких германских специалистов, уцелевших после краха нацизма, превратили каирское радио в необычайно мощное орудие нацистской пропаганды, направленное против Израиля».[7][8][9]
После провозглашения Государства Израиля
С возникновением Государства Израиль Египет встал во главе антиизраильской военной коалиции арабских стран. В стране начинается открытое преследование евреев.
15 мая 1948 г. с вступлением Египта в войну против Израиля в стране было объявлено чрезвычайное положение и издается королевский декрет, запрещающий покидать страну без особого разрешения. Эта мера была направлена против евреев. Сотни евреев были арестованы, еврейская собственность конфисковывалась. В июне — августе около 250 евреев были убиты взрывами бомб, подложенных в еврейских кварталах. Начиная с июля 1949 г. положение евреев несколько улучшается: часть арестованных была освобождена, остатки конфискованной собственности частично возвращены владельцам, в отдельных случаях евреям разрешалось покидать страну. Однако евреев обязали жертвовать крупные денежные суммы в солдатский фонд, а руководители общины были принуждены выступить с публичным заявлением против Израиля. Во время антианглийских беспорядков 26 января 1952 г. («Черное воскресенье») еврейской собственности был нанесен ущерб, оцениваемый в 25 млн. долларов. К 1950 г. около 25 тыс. евреев покинули Египет (14 тыс. из них репатриировалось в Израиль).
Египетские войска вели боевые действия против Израиля на юге страны и в Иерусалиме.
После окончания Войны за независимость Израиля под властью Египта остался сектор Газы.
Вскоре после свержения монархии (25 июля 1952 г.) к власти в Египте пришел Г. А. Насер (февраль 1954 г.). Евреи подвергались арестам, многие из них были осуждены по обвинению в сионистской или коммунистической деятельности.
Положение обострилось в результате провала израильской агентурной сети в Египте, двое из 13 членов организации умерли во время следствия, двое (М. Мазрук и Ш. Азар) были казнены, остальные — приговорены к разным срокам заключения. Над еврейскими предприятиями был установлен строжайший контроль, часть из них была конфискована или принудительно выкуплена государством.
В июле 1956 года президент Египета Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала, для нужд национальной экономики государства. На секретной встрече, состоявшейся между Великобританией, Францией и Израилем, в Севре, в пригороде Парижа, в октябре 1956 года, был разработан план нападения на Египет. Было принято решение, что первым военные действия против Египта начнет Израиль, что будет служить формальным поводом для Великобритании и Франции вступить в войну.
29 октября 1956 года в рамках операции «Кадеш» израильские войска вторглись на территорию сектора Газа (находившегося с 1949 года под управлением Египта) и Синайского полуострова. На следующий день британская и французская палубная авиация уничтожила на земле значительную часть египетских самолётов и парализовала действия ВВС Египта и его военный флот. Однако, под сильнейшим нажимом со стороны ООН и СССР, нападавшие страны были вынуждены вывести свои войска из Египта.
Сектор Газы, на некоторое время попавший под контроль Израиля, также был возвращён Египту.
Синайская кампания 1956 г. привела к новым арестам. Около трех тысяч евреев были интернированы без предъявления обвинения, тысячи получили предписание немедленно покинуть страну, причем им было запрещено продавать или брать с собой свое имущество.
К 1967 г. в Египте оставалось около трех тысяч евреев.
Действия режима Насера
Режим президента Насера проводил политику секулярного арабского национализма с элементами социализма. При этом он стремился к гегемонии среди арабских стран. Все конкурирующие политические силы в Египте (исламисты, коммунисты, прозападные демократы) жёстко подавлялись.
Организовав "Объединённую арабскую республику" - федерацию с Сирией - режим Насера попытался захватить контроль над Сирией, однако сирийские национал-социалисты пресекли эту попытку. В 1962-1967 годах египетская армия участвовала в гражданской войне в Йемене, причём противников египетской армии поддерживала Саудовская Аравия. Несмотря на полное пренебрежение всеми законами войны, применение химического оружия и массовые убийства гражданского населения, египетская армия была вынуждена уйти из Йемена, ничего не достигнув.
В 2000 г. еврейское население Египта составляло около ста человек. Евреи живут в двух городах: Каире и Александрии. В еврейскую общину входят также пятнадцать караимов. Все члены общины очень пожилые люди. Функционирует одна синагога в Каире.
В 1967 году власти Египта при поддержке СССР организовали военный союз с Сирией и Иорданией с целью уничтожения Израиля. Превентивный удар Израиля привёл к разгрому египетских вооружённых сил. Израиль захватил сектор Газы и Синайский полуостров до Суэцкого канала.
С началом Шестидневной войны снова были арестованы сотни евреев. Благодаря вмешательству иностранных государств, особенно Испании, некоторые из них были освобождены и получили разрешение покинуть Египет, другие оставались в заключении до июля 1970 г. В 1970 г. около тысячи евреев, все еще остававшихся в Египте, получили разрешение покинуть страну, но без имущества. После этого разрешения лишь около четырехсот евреев предпочли остаться в Египте.
В 2000 г. еврейское население Египта составляло около ста человек. Евреи живут в двух городах: Каире и Александрии. В еврейскую общину входят также пятнадцать караимов. Все члены общины очень пожилые люди. Функционирует одна синагога в Каире.
После окончания Шестидневной войны Египет вёл против Израиля вялотекущую Войну на истощение, состоявшую из постоянных враждебных действий малой интенсивности. В это время при переходе в Израиль погибла подводная лодка "Дакар". Считается наиболее вероятным, что она была потоплена египетскими военными силами.
Параллельно с этим Египет вмешался в гражданскую войну в Судане, где в течение почти 20 лет воевал против повстанцев Южного Судана. Египетские войска ушли оттуда после прихода к власти в Судане исламских экстремистов, поддерживающих антиправительственные силы в самом Египте.
После переворота в Ливии была предпринята попытка организации ливийско-египетской федерации. Однако претензии ливийского диктатора Каддафи на власть в Египте привели к фактическому разрыву отношений и военной напряжённости между этими странами.
В октябре 1973 года (в Йом-Кипур) Египет в союзе с другими арабскими странами напал на Израиль, развязав войну Судного дня. Хотя войну предвидели, Израиль не нанёс превентивный удар по политическим соображениям. В ходе боевых действий египетская армия прошла глубоко на Синайский полуостров, нанеся Израилю большие потери в людях и технике.
Но через несколько дней в боевых действиях наступил перелом. ЦАХАЛ форсировал Суэцкий канал и окружил египетские армии. Под давлением администрации США Израиль остановил боевые действия и не закончил разгром египетской армии.[11] Официальная египетская пропаганда объявила итоги войны победой Египта.[12]
В 1977 г. египетский президент А. Садат прибыл в Иерусалим с мирной инициативой, что открыло новую страницу в истории отношений между Израилем и арабским миром. Осенью 1978 г., после длительных переговоров между Египтом и Израилем, был подписан мирный договор, и Египет стал первым арабским государством, признавшим Израиль и установившим с ним дипломатические отношения.
Израильское посольство в Каире было открыто в феврале 1980 г., египетское в Тель-Авиве — в марте того же года. В первое время после заключения мирного договора Израиль и Египет подписали около 50 соглашений в экономической, культурной сферах и в других областях, укрепляющих отношения между двумя странами.
Но в 1980-х гг. в отношениях между Израилем и Египтом началось охлаждение. На этот процесс повлияли разные причины:
- убийство 6 октября 1981 г. президента Египта А. Садата и приход к власти президента Х. Мубарака, который стремился восстановить отношения Египта с арабскими странами и относился к Израилю с большой осторожностью;
- Ливанская война;
- арабские беспорядки (интифада) на контролируемых Израилем территориях, вспыхнувшие в декабре 1987 г. в секторе Газы и быстро распространившиеся на всю Иудею и Самарию.
В 1982 г., вскоре после начала Ливанской войны, Египет отозвал своего посла из Израиля. В египетских газетах велась антиизраильская и антисемитская пропаганда, которой официальные власти никак не препятствовали.
В такой обстановке в 1984 г. в Каире было совершено покушение на сотрудника посольства Израиля, а в 1985 г. был убит сотрудник посольства А. Атракчи. 5 октября 1985 г. были убиты семь израильских туристов в Рас-Бурке (Синай), причем пятеро из них умерли от ран, в основном из-за того, что египетские солдаты не давали возможности оказать им медицинскую помощь. Убийство совершили египетские военнослужащие.
Отношение между двумя странами несколько улучшились после подписания мирного договора между Израилем и ООП 13 сентября 1993 г. Развивались торговые связи, возросло число израильских туристов, посещавших Египет. Так, в 1999 г. Египет посетили 415 тыс. израильских туристов.
События XXI века
Но отношения вновь резко ухудшились после начала «интифады ал-Акса» в конце сентября 2000 г. Египет отозвал в ноябре 2000 г. посла в Израиле М. Бассьюни и не прислал нового полномочного представителя.
В вооруженных столкновениях между Израилем и палестинцами Египет занимал последовательную пропалестинскую позицию.
Египетская армия обладает значительной мощью. Ее личный состав насчитывает 468500 человек и 479000 резервистов. Военно-воздушные силы располагают 461 самолетом. ВМФ состоит из 10 боевых кораблей и 4 подводных лодок. В сухопутных войсках 3723 танка и более 2 тысяч ракет.
Ежегодная американская военная помощь Египту составляет 1,3 миллиарда долларов. При том, что экономическая помощь со стороны США не превышает 250 миллионов долларов.
Американская военная помощь расходуется всегда на покупку продукции американского ВПК - самого современного тяжёлого оружия. Такая структутра армии и вооружения не нужна для войны с любым из соседей Египта, кроме Израиля.
В 2000 г. израильский экспорт в Египет составлял 58 млн. долларов, импорт из Египта — 20,7 млн. долларов. В 2001 г. израильский экспорт сократился до 47,1 млн. долларов, египетский импорт сократился незначительно, до 20 млн. долларов.
Египет играет большую роль в попытках положить конец вооруженным столкновениям между Израилем и палестинцами, но занимает последовательную пропалестинскую позицию.
Отношения между двумя странами были омрачены заключением в египетской тюрьме А. Аззама, израильского гражданина, друза, арестованного в 1996 г. и приговоренного в 1997 г. к 15-летнему заключению по сфабрикованному обвинению в шпионаже (освобожден в 2004 г.).
С начала 2000 г. в египетских средствах массовой информации усилилась антисемитская кампания. Публикуются книги и статьи, доказывающие справедливость кровавых наветов, в многочисленных публикациях отрицается Катастрофа. А. Шарона изображают в виде сатаны. Израильские спецслужбы обвиняются в организации террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. В 2002 г. был показан египетский телесериал «Всадник без лошади», созданный на основании «Протоколов сионских мудрецов» и пользовавшийся большой популярностью в арабском мире.
Весной 2011 года в ходе массовых демонстраций и гражданского неповиновения был свергнут президент (фактически диктатор) Хосни Мубаррак. Новое правительство, состоящее из военных, объявило себя временным и обещает провести демократические реформы. Сроки и характер этих реформ не ясны.
Новые власти постоянно делают заявления, ставящие под сомнение продолжение действия мирного договора между Израилем и Египтом. Возможен также приход к власти в Египте политических сил, которые накалят международную обстановку вплоть до развязывания новых войн.
Об истории египетско-израильских отношений см. также Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк; Государство Израиль. Внешняя политика; Война за независимость; Синайская кампания; Шестидневная война; Война Судного дня; Арабская лига; Палестинская автономия.
Источники
Примечания
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
- ↑ 2,0 2,1 Matthias Küntzel Jihad and Jew-Hatred: Islamism, Nazism and the Roots of 9/11. — Нью-Йорк: 2007.
- ↑ http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/anti-semitism/egjews.html The Jews of Egypt By Mitchell Bard in Jewish Virtual Library]
- ↑ 4,0 4,1 «Русские офицеры знали о казнях израильтян.», интервью с израильским военным историком Арье Ицхаки, ИАЦ Zakon, 22 марта 2007
- ↑ Jennie Lebel "Haj Amin and Berlin" Тель-Авив, 1996
- ↑ Jennie Lebel "Haj Amin and Berlin" Тель-Авив, 1996
- ↑ 7,0 7,1 Египет скрыл данные об убийцах тысяч советских евреев и красноармейцев, «izrus», 23 июня 2010
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Шимон Бриман, «Мусульмане в СС», Вести, Иерусалим, 25 апреля 2002
- ↑ 9,0 9,1 Яков Этингер, «Сакраментальный Альянс. Германские нацисты на арабском Востоке после Второй мировой войны.», Лехаим 6 (110), июнь 2001
- ↑ И на щите Давидовом начертано "Моссад", ТЕРРА—Книжный Клуб, 2001, ISBN 5-275-00303-X, Юрий Певзнер, Юрий Чернер
- ↑ Declassified docs show Kissinger siding with Arabs By Stewart Stogel
- ↑ Владимир Заир-Бек. Октябрьская (1973 г.) война на Ближнем Востоке