Назир (Назорей)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 07:34, 2 апреля 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Назорей[1] (ивр. נָזִיר‎, назир — «посвящённый Богу») — человек, принявший обет(на определённое время или навсегда) воздерживаться от употребления винограда и произведённых из него продуктов (в первую очередь, вина), не стричь волос и не прикасаться к умершим (Чис.6:1-21). Степень святости назорея приближается к таковой коhена и даже первосвященника. В случае нарушения обета назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву (ашам) в Храме и начать свой обет сначала.

О назореях упоминают историк Иосиф Флавий и Талмуд.

Термин иногда ошибочно используется также в значении «назарянин» (житель города Назарета).[2]


Содержание

В Танахе.

Понятие "назир" вводится в Торе - Чис 6:1-21.

Упоминание о назореях содержится дальнейших разделах ТаНаХа. Так Самсон называется «назореем Божим от лона матери»  (Суд.13:5), пророк Самуил был посвящён Богу на всю жизнь «на все дни жизни»  (1Цар.1:11).

Назореи сами по себе, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос.2:11 ,12).


В Новом завете

В Новом Завете и у первых христиан также есть упоминания о назорействе. Наиболее известным из назореев был Иоанн Креститель (Лук.1:15), который не пил вина и вёл крайне аскетический образ жизни в пустыне.

Лица, произнесшие обет назорейства вне Иудеи и не имевшие возможности явиться в Иерусалимский Храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в Храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, то есть до времени посещения Иерусалима. По сему-то апостол Павел, произнесший обет, подобный назорейскому, бывши в Коринфе остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим.[3]

Согласно Библии, Самсон (Суд. 13:7) и, видимо, пророк Самуил (I Сам. 1:28) были пожизненными назореями (однако вопреки библейскому кодексу о назореях Самсон не избегал прикосновения к убитым — Суд. 14:19).

В Талмуде

Согласно Талмуду, обет назореев принимался из благочестия или чтобы снискать у Бога удовлетворение желания (например, рождения сына; Наз. 2:7–10) и т. п.; тем, кто случайно становился свидетелем женской измены, рекомендовалось принять такой обет (Бр. 63а). Если срок обета не оговаривался особо, обет считался принятым на 30 дней (Наз. 1:3). Правила обета были действительны только в Эрец-Исраэль. Рассказывается, что царица Адиабены Елена, перешедшая в иудаизм, приняла семилетний обет назорейства, однако когда она после этого прибыла в Эрец-Исраэль, законоучители школы Гилельа постановили, что она должна оставаться назореем еще семь лет.


В целом Талмуд не одобряет практики назорейства, так как аскетизм противоречит духу иудаизма (Нед. 77б; Наз. 19а и др.).


Постепенно практика назорейства вышла из употребления, и в средние века не встречается упоминаний о назореях (а слово "назир" стало в иврите обозначать монаха в применении к другим религиям).



Примечания

  1. Форма слова, традиционно используемая в церковнославянском и русском переводах Библии
  2. Библия-центр 1
  3. Деян.18:18

ja:ナジル人

nl:Nazireeër no:Nazireer pl:Nazireat pt:Nazireu sh:Naziriti sv:Nasaré tl:Nazareozh:拿细耳人

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НАЗОРЕЙ в ЭЕЭ


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация