История евреев в Северной Африке в Новое время

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 8/03/2013


В Новое время евреи из Европы (прежде всего марраны) массово прибывали в Северную Африку. Они придали новый импульс еврейской жизни стран региона, постепенно приобретая влияние в экономической и духовной сфере. Слиться окончательно с местными еврейскими общинами они не успели до XX века.

Евреи использовали свои навыки, нажитые в Европе, для обустройства на новом месте. Они становились дипломатами, купцами и чиновниками у местных правителей. Некоторые занялись военно-морским делом, ведя войну на море. Например, в 1521 году еврейские пираты попытались предотвратить соединение испанского флота с венецианским.[1]

В течение периода страны Северной Африки отставали от Европы, и вместе с ними отставали еврейские общины.

Содержание

В Марокко

Файл:Moroccan Kabbalah.jpg
Каббалистическое заклинание против скорпионов из Марокко

В XVI в. в Марокко переселялись марраны и возвращались в иудаизм.[2] В собственно Марокко их принимали настолько скверно, что был прямой смысл селиться в португальских владениях, где власти разрешали евреям открыто исповедовать иудаизм. Многие евреи помогали португальцам захватывать и удерживать города побережья,[3] прежде всего Сафи и Ассила. Этот поток усилился после введения инквизиции в Португалии.[4] Сафи, в котором жила многочисленная еврейская община, стал важным торговым портом.[5] В конце XVI века португальские владения были сданы марокканскому султану вместе с евреями.

Файл:Saint ben zmirou.jpg
Гробница Aбраhaма бен Змирро и шести его сыновей в Сафи, Марокко

Иммигранты-евреи, в отличие от местного населения, были знакомы с европейской торговлей, культурой и ремеслами. Их знания и опыт способствовали расцвету страны при династии Саадидов (1554–1659).[6] В некоторых районах страны местное еврейское население слилось с сефардскими общинами изгнанников. В других районах обе группы сосуществовали, не сливаясь, и между ними часто возникали трения. Фес был духовным центром изгнанников, которые по всей стране соблюдали свои обычаи, ладино и старые испанские уставы общественной жизни.

Движение Шабтая Цви в середине XVII в. имело в Марокко много приверженцев. В 1666 раввин города Сале Яаков Саспортас предупреждал евреев о ложности мессианских претензий Шабтая Цви,[7] но его письмо было перехвачено сторонниками лжемессии.[8] Власти устроили гонения на евреев,[9] но ожидание мессии продолжались даже после перехода Шабтая Цви в ислам.[10]

Права и личная безопасность евреев в Марокко были защищены очень слабо. В судах их били, на дорогах повсеместно убивали, так что нельзя было ходить в одиночку. Во время похорон евреев оскорбляла на кладбищах арабская шпана.

Еврейские общины имели внутреннюю организацию. Ответственный за сбор налогов в общине развёрстывал их с учётом финансовых возможностей каждого члена общины. Существовала система общественной помощи неимущим.

Евреи сильно пострадали при Мулае Рашиде в 1670 году, который практиковал казни, погромы и изгнания евреев, разрушал синагоги.[11] Он обложил евреев грабительским налогом.

После него правил его брат Мулай Исмаил (1672–1727, один из самых жестоких тиранов. При нём синагоги были восстановлены, но его налоги на евреев были подавляющими. Он вымогал деньги сверх того под угрозой насильственного обращения в ислам,[12] за должности сборщиков налогов[13] и другие должности. Исмаил назначил своего еврейского советника Йосефа Толедано главным министром.

Экономические позиции евреев особенно усилились при султане Сиди Мухаммеде бен Абдаллахе (1757–90), пытавшемся ввести в Марокко европейские порядки и обиравший евреев до предела возможности.[14] Его министром был еврей Элияhу hа-Леви.[15] Заинтересованный в развитии торговых связей с Европой, он поселил большое число еврейских семей в портовом городе Могадор (Ас-Сувейра), освободив их от всех налогов. Город превратился в основной порт Марокко, имевший торговые связи с еврейскими общинами по всей Европе. Его еврейское население настолько выросло и приобрело влияние, что в конце XVIII в. городской торговый центр не работал в субботу.

В XVII и XVIII вв. экономическое положение евреев Марокко упрочилось, увеличилось число ремесленников и торговцев. Производством и торговлей цветными металлами, вином, сахаром занимались только евреи (до 1912 г. преобладающая часть морской торговли сосредоточивалась в руках гильдии еврейских купцов).

Султаны Марокко использовали евреев на государственной службе. При каждом марокканском правителе XV–XVIII вв. служили советники-евреи (как правило, потомки выходцев из Испании): министры финансов, дипломатические представители и другие. Евреи-дипломаты занимались договорами Марокко с европейскими странами.[16]

Многие постановления марокканских султанов в отношении евреев были унизительными, например, запрет ездить на лошадях. От этих ограничений в XVIII в. – начале XX в. удавалось освободиться лишь некоторым богатым евреям и тем, кто смог уйти под инстранную юрисдикцию.

Во главе еврейских общин Марокко стояли нагиды, которые делили власть с раввинами. Нагиды, с одной стороны, были представителями общины перед султанской властью, а с другой — представителями власти перед общинами. Они оказывались в трудном положении и терпели большие убытки, когда общины были не в состоянии уплатить налог. Многие марокканские нагиды, раввины, пайтаним, каббалисты, дипломаты и государственные деятели были выходцами из семей изгнанников.

Язид, правивший в 1790–92 гг. при вступлении на престол устроил серию погромов, во время которых в разных городах сотни евреев были убиты или вынуждены принять ислам.[17] Эти события были поэтически описаны в двух кинот для Девятого Aва Яакова бен Йосефа аль-Малиха и Давида бен Аhарона ибн Хусейна.[18]

Гонения прекратились с приходом к власти нового султана Сулеймана (1792–1822), однако положение евреев оставалось тяжелым. В ряде городов Марокко были созданы гетто. Евреям запрещалось жить, владеть домами и землями вне еврейских кварталов. Еврей не имел права поднять руку на мусульманина даже в целях самозащиты. Их обязывали носить черную одежду, а также снимать обувь на улицах, где находились мечети.[19]

Торговля находилась в состоянии полного упадка; некоторые богатые еврейские семьи предпочли эмигрировать в Англию.

В Алжире

В конце XV века мусульманские погромщики разорили процветавшие до тех пор общины в Тлемсене, в оазисе Туат. Испанцы, захватившие Оран (1509) и Бужи (1510), убили многих евреев, других продали в рабство и разграбили их имущество.

В 1519 г. Алжир был включен в состав Османской империи, где евреи пользовались полной свободой вероисповедания. Каждую общину возглавлял старшина, назначавшийся властями и осуществлявший полицейские функции. Существовал также раввинский суд, однако уголовные дела не входили в его компетенцию. Евреи платили очень высокие налоги и двойные таможенные пошлины.

В XVII-XVIII вв. в Алжир переселились марраны из Португалии, для того чтобы открыто исповедовать там иудаизм, а также евреи из Марокко и Италии. Они влились в семьи старожилов.

Вскоре они заняли ведущие места в экономике и общественной жизни Алжира. Евреи занимались чеканкой монет и заведовали отчетностью в казначействе. Некоторые стали банкирами турецких правителей (деев), придворными врачами, советниками и дипломатами, улаживавшими кофликты с европейскими государствами из-за пиратства; в частности, они вели переговоры с европейскими странами о выкупе пленных христиан. Существовали евреи-пираты, самым известным из которых был адмирал Синан.[20]

Однако высокое положение, занимаемое евреями, не защищало их от насилий. За жалобы на мусульман евреев наказывали. Случались нападения на евреев со стороны местных правителей и погромы.[21]

В 1563 году испанцы захватили Тлемсен и убили или продали в рабство 1500 евреев. В 1669 году они захватили Оран, выгнали оттуда евреев, запретили иудаизм, а в синагоге устроили церковь. После побед турок над испанцами положение евреев восстанавливалось.

Эпидемия чумы и страшный голод 1706 г. ухудшили положение многих еврейских семей. Затем правитель Алжира ограбил общину столицы, что разорило большинство еврейского населения.

В XVI в., в результате нападения испанцев, численность населения города Алжира снизилась с двух тысяч до 750 человек. В XVII-XVIII вв. число евреев увеличилось до 15000, но затем упало до 5000.

В восемнадцатом веке некоторые еврейские общины были восстановлены или выросли под дружественным управлением турецких деев. В 1792 году, после окончательной эвакуации испанцев из Орана, дей пригласил евреев из других городов там жить, выделив им участок земли. В городе Константине дей также подарил евреям региона немного земли, и они поселились там.

В Тунисе

Поскольку в XV веке с тунисскими евреями обращались хуже, чем в других странах Магриба, беженцы из Испании и Португалии почти не прибывали туда. Тунисские евреи не имели выдающихся раввинов и ученых, им приходилось обращаться к специалистам по религиозным вопросам Алжира или Марокко.

Общинные дела евреев Туниса управлялись назначаемым правительством советом, функции которого заключались в отправлении правосудия среди евреев и сборе с них налогов.

Налоги были трёх видов:

  1. общинный налог, который каждый член общины платил в соответствии с его средствами;
  2. личная или подушная подать;
  3. общий налог, который взимался и с мусульман тоже.

В дополнение к этому, каждый еврейский торговец и ремесленник должен был платить ежегодный налог в гильдию.

Ответственный за сбор налогов назывался каид. Он также был посредником между правительством и евреев. Его авторитет в еврейской общине был высшим. Члены совета старейшин, как и раввины, назначались по его рекомендации, и раввинское решение не было действительным без его утверждения.

В начале XVI века еврейская община Туниса страдала от нападений испанцев, так что на побережье почти не осталось евреев. Те, кто уцелел, бежали в другие страны. В 1574 г. Тунис окончательно перешел под власть Османской империи, обстановка в стране стабилизировалась, еврейские общины повсеместно были восстановлены. После этого численность тунисского еврейства постепенно росла.

При этом евреи были подвержены капризам князей и вспышкам фанатизма. Им могли навязать самые трудные повинности без компенсации. Они обязаны были носить специальный костюм, могли ездить только на ослах или мулах, и нельзя было использовать сёдла.

Еврейские общины существовали в этот период во многих городах. Значительную часть еврейского населения составляли (особенно на Джербе) жители деревень.

В начале XVII в. в стране (прежде всего в городе Тунис) возникла колония евреев из Ливорно (известных в Тунисе как грана). На первых порах они присоединились к местной общине, но образовали в ней обособленную группу. В неё в дальнейшем вливались все выходцы из Италии и с Пиренейского полуострова. Из-за расхождений в обычаях и литургии отношения между этой группой и собственно тунисским еврейством (туанса) с самого начала были натянутыми.

Внутриобщинная напряженность усилилась в середине XVII в., когда правитель Туниса запретил евреям владеть недвижимостью и жить за пределами отведенных для них районов. Это привело к перенаселению еврейского квартала (харат ал-яхуд) в городе Тунис и резкому росту платы за жилье в нём.

В 1710 г. грана образовали отдельную общину, избрали своего раввина, даянов, светских руководителей и шохетов, приобрели участок земли под кладбище. Туанса добились изгнания грана из харат ал-яхуд, и они создали новый еврейский квартал.

Евреи, вновь прибывавшие в страну (даже из африканских и азиатских государств), как правило, присоединялись к грана, а их шохеты, услуги которых пользовались большим спросом, лишали общину туанса значительной части доходов от акциза на кашерное мясо.

В июле 1741 г. раввины грана и туанса пришли к соглашению, что в общину грана должны вступать только выходцы из христианских стран, а в общину туанса — только евреи из мусульманских государств. 'Туанса было запрещено покупать у грана мясо (поскольку этот запрет нередко нарушался, в 1784 г. его пришлось возобновить).

Благодаря этому отношения между двумя группами стали улучшаться, а в вопросах законоучения все противоречия были устранены уже к началу XIX в. Закен hа-иехудим, официальный руководитель всех евреев Туниса, имевший широкие полномочия, был почти всегда из туанса, а раввины обеих общин приветствовали браки между грана и туанса. Кроме того, уже в XVII в. последние, как правило, приходили на помощь единоверцам, если те оказывались в сложной ситуации.

В Новое время. среди самодеятельного еврейского населения Туниса преобладали торговцы, финансисты и ремесленники.

Несмотря на то, что евреи платили таможенные пошлины в размере 10% (с XVIII в. — 8%), а христиане лишь 3%, экспортно-импортные операции осуществляли почти исключительно крупные еврейские коммерсанты, поддерживавшие деловые связи с Европой и Левантом. Тунисские беи (с 1705 г. — фактически независимые правители страны) защищали интересы еврейских купцов.

Тунисские евреи брали на откуп чеканку монеты, сбор налогов и пошлин, приобретали монопольные права на разные промыслы. Еврейские ремесленники занимались практически всеми видами производства. Они и мелкие торговцы образовывали цехи, во главе которых стояли назначенные властями амины — старосты-мусульмане. Обработкой драгоценных металлов занимались почти исключительно евреи.

В целом, несмотря на то, что время от времени евреи Туниса страдали от повальных грабежей, материальное положение общины было сравнительно благоприятным.

Некоторые тунисские евреи подвизались при дворе бея, становились послами, переводчиками дипломатических миссий христианских государств в Тунисе, а иногда и их вице-консулами.

В XVII в. и особенно в XVIII в. Тунис вновь стал крупным центром hалахического творчества. Там жили видные законоучители. Многие из них были также известными каббалистами, духовными (а иногда одновременно и светскими) руководителями тунисской общины, в которой пользовались значительным авторитетом и властью. К ним обращались с запросами раввины и даяны многих стран, включая Эрец-Исраэль.

С начала XVIII-го века политический статус евреев в Тунисе улучшился. Это было связано с усилением влияния европейских держав, которые, стремясь улучшить положение местных христиан, должны были просить того же для евреев. Йосеф Азулай, который посетил Тунис в 1772 году, описал в восторженных тонах влияние при дворе каида Соломона Натафа.

В 1790-х гг. многие евреи Туниса, особенно грана, приветствовали революцию во Франции, а в следующем десятилетии стали восторженными почитателями Наполеона I.

В городе Тунис к 1815 г. насчитывала 30 тыс. евреев.

Литература

  • Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal", Berlin, 1865
  • Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667
  • Chénier, "Recherches Historiques sur les Maures et Histoire de l'Empire de Maroc", Paris, 1787
  • Grätz, Geschichte der Juden, St. Petersburg, 1884
  • Picciotti, "Sketches of Anglo-Jewish History", London, 1875
  • Meakin, "The Moors," London, 1902

Источники

Примечания

  1. Emil G. Hirsch, Wilhelm Nowack, Executive Committee of the Editorial Board, Joseph Jacobs. NAVIGATION in Jewish Encyclopedia
  2. Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 143 et seq., Berlin, 1865
  3. Там же, стр. 159
  4. там же, стр. 217
  5. там же, стр. 155 и сл.
  6. See G. B. Ramusio in Leo Africanus, "The History and Description of Africa," ed. R. Brown, iii. 1004, London, 1896
  7. Jacob Sasportas, "Ẓiẓat Nobel," p. 8b
  8. Grätz, "Geschichte der Juden" Х. 231.
  9. там же, с. 216
  10. T. B. Teller, "The Travels of the Sieur Mouette in the Kingdom of Fez and Morocco," in "A New Collection of Voyages and Travels into Several Parts of the World," ii. 11.
  11. Chénier, "Recherches Historiques sur les Maures et Histoire de l'Empire de Maroc," ii. 351, Paris, 1787
  12. Chénier, "The Present State of the Empire of Morocco", i. 354, London, 1788 ("Современное состояние империи Марокко"); comp. Jost, "Gesch. der Israeliten," viii. 42 et seq.
  13. Chénier, l.c. i. 326
  14. Chénier, l.c. i. 341
  15. Jost, l.c. viii. 45
  16. Picciotti, "Sketches of Anglo-Jewish History" p. 173, London, 1875; Meakin, "The Moors," London, 1902)
  17. Jost, l.c. viii. 44 et seq.
  18. D. Kaufmann, "Zeitschrift der Deutschen Morgenlündischen Gesellschaft" l. 238 et seq.; "Revue des Etudes Juives" xxxvii. 120 et seq.
  19. Chénier, l.c. i. 157
  20. Теодор Рехельс. Еврейские пираты
  21. Статья "ALGERIA" в Jewish Encyclopedia
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация