Рахлин, Натан Григорьевич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 19:02, 26 марта 2013; Ariely (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Дата создания: 25/03/2013


Рахлин Натан Григорьевич
Файл:Rahlin NG.jpg
Дата рождения
Страна

{{Флагификация/Российская империя Российская империя
Союз Советских Социалистических Республик СССР <br / | Флагификация/флагификация | variant = | размер = }}

Профессии

дирижёр, педагог

Инструменты

Скрипка, труба, тромбон

Награды
Орден Ленина
Народный артист СССР— 1948 Сталинская премия — 1952

Ната́н Григо́рьевич Ра́хлин (укр. Натан Григорович Рахлін; 28 декабря 1905 (10 января 1906)(19060110), Сновск — 28 июня 1979, Казань) — советский украинский и российский дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1948)[1], лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Член КПСС с 1947 года.

Содержание

Биография

Натан Рахлин родился в Сновске (ныне г. Щорс, Черниговская область, Украина) в бедной еврейской семье.

В раннем детстве освоил скрипку, играл в клезмерском ансамбле. В 1920—1923 годах служил трубачом в Красной Армии. С 1923 обучался игре на скрипке у Д. Ф. Бертье и дирижированию у А. И. Орлова. В 1923—27 учился в Киевской консерватории, в 1930 окончил дирижёрский факультет Музыкально-драматического института им. Н. В. Лысенко.По окончании Киевской консерватории работал в Харькове и Куйбышеве, был инициатором создания симфонического оркестра в Донецке.

В 1937 году возглавил новосозданный в Киеве Государственный симфонический оркестр Украинской ССР, которым руководил до 1962. В качестве гастролера работал с Государственным Академическим симфоническим оркестром СССР (который по совместительству возглавлял в 1941—1945), оркестром Ленинградской филармонии, Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения, оркестром Ленинградского радиокомитета и др.

В 1966 году по приглашению Назиба Жиганова переехал в Казань, став главным дирижёром только что созданного Государственного симфонического оркестра Татарской АССР. За годы работы сформировал и воспитал коллектив, исполнил значительную часть мирового симфонического репертуара, часто гастролировал с оркестром в городах Татарстана.

В 1938—1966 годах (с перерывом) преподавал в Киевской консерватории (с 1946 — профессор). В 1967—1979 годах — профессор Казанской консерватории. Среди его учеников были Виталий Куценко и др.

Умер в Казани 28 июня 1979. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.[2]

Семья

  • Дочь — Леонора Натановна Рахлина (1934—2006)
  • Двоюродный брат — Рахлин Леопольд Матвеевич (1898—1994) — татарский терапевт.

Награды

  • Народный артист Украинской ССР[3]
  • Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса дирижёров (1938, 2-я премия).
  • Народный артист СССР (1948)
  • Народный артист Татарской АССР
  • Сталинская премия (1952).
  • Орден Ленина
  • Два других ордена, медали.

Память

  • На доме, где жил Н. Г. Рахлин, установлена памятная доска.[4]

Творчество

Файл:Stamp of Ukraine ua143stv.jpg
Почтовая марка Украины, посвящённая Рахлину, 2006 год

Музыкант импровизационного и «чувственного» склада, Рахлин был особенно убедителен в романтическом репертуаре[5]. Высшими его достижениями стали интерпретации «Фантастической симфонии» Берлиоза, симфонических поэм Листа, «Франчески да Римини» и последних симфоний Чайковского. Первый исполнитель Одиннадцатой симфонии Шостаковича (1957), многих произведений украинских и татарских композиторов.

Рахлин охотно прибегал к ретушам для достижения необходимого звукового результата. Особое значение дирижер придавал тембровому единству групп в совместном звучании, что формировало характерный «органный» тон его оркестра.

Среди профессионалов восхищение вызывали феноменальная память Рахлина, доскональное знание и практические навыки игры на всех инструментах симфонического оркестра, исключительно пластичные выразительные руки и волевое воздействие на коллектив.

Оценки творчества

Особой чертой исполнения музыки Рахлиным являлась удивительная доступность: сложный замысел композитора воплощался таким образом, что становился предельно ясным для слушателя. Самой привлекательной чертой творческого почерка Натана Григорьевича было вовлечение оркестрантов и слушателей в орбиту переживаемого им самим. В момент исполнения он буквально гипнотизировал, парализовал чужую волю, делал каждого артиста послушным инструментом своего художественного видения. После каждого концерта мы выходили измождёнными, но безмерно счастливыми.

— Сонц Л. Последний дирижёр-романтик// Актуальное национально-культурное обозрение. — 2001. — № 4. — С. 61.

Рахлин — дирижер планетарного масштаба. Мне кажется, он жил не в свое время. Он был дирижером романтического типа, и ему надо было бы жить лет сто назад. Современный оркестр играет очень чисто, быстро, правильно и даже несколько суховато. Сейчас это нравится, но это было не его…

музыковед Георг Кантор

Это был гений. Если бы он был более организованным человеком, то, несомненно, стал бы маэстро мирового класса.

— В. И. Жук: «Авторитета не может быть, если нет качества» / Беседу вел А. Иков // «Музыкальные инструменты», 2007, № 13. — С.18-24.

Примечания

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РАХЛИН Натан Григорьевич в ЭЕЭja:ナタン・ラフリン

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках