История евреев в Северной Африке в Новое время

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 8/03/2013


В Новое время евреи из Европы (прежде всего марраны) массово прибывали в Северную Африку. Они придали новый импульс еврейской жизни стран региона, постепенно приобретая влияние в экономической и духовной сфере. Слиться окончательно с местными еврейскими общинами они не успели до XX века.

Евреи использовали свои навыки, нажитые в Европе, для обустройства на новом месте. Они становились дипломатами, купцами и чиновниками у местных правителей. Некоторые занялись военно-морским делом, ведя войну на море.

В 1521 году еврейские пираты попытались предотвратить соединение испанского флота с венецианским.[1]

В течение периода страны Северной Африки отставали от Европы, и вместе с ними отставали еврейские общины.

Содержание

В Марокко

Файл:Moroccan Kabbalah.jpg
Каббалистическое заклинание против скорпионов из Марокко

В XVI в. в Марокко переселялись марраны и возвращались в иудаизм.[2] В собственно Марокко их принимали настолько скверно, что был прямой смысл селиться в португальских владениях, где власти разрешали евреям открыто исповедовать иудаизм. Многие евреи помогали португальцам захватывать и удерживать города побережья,[3] прежде всего Сафи и Ассила. Этот поток усилился после введения инквизиции в Португалии.[4] Сафи, в котором жила многочисленная еврейская община, стал важным торговым портом.[5] В конце XVI века португальские владения были сданы марокканскому султану вместе с евреями.

Файл:Saint ben zmirou.jpg
Гробница Aбраhaма бен Змирро и шести его сыновей в Сафи, Марокко

Иммигранты-евреи, в отличие от местного населения, были знакомы с европейской торговлей, культурой и ремеслами. Их знания и опыт способствовали расцвету страны при династии Саадидов (1554–1659).[6] В некоторых районах страны местное еврейское население слилось с сефардскими общинами изгнанников. В других районах обе группы сосуществовали, не сливаясь, и между ними часто возникали трения. Фес был духовным центром изгнанников, которые по всей стране соблюдали свои обычаи, ладино и старые испанские уставы общественной жизни.

Движение Шабтая Цви в середине XVII в. имело в Марокко много приверженцев. В 1666 раввин города Сале Яаков Саспортас предупреждал евреев о ложности мессианских претензий Шабтая Цви,[7] но его письмо было перехвачено сторонниками лжемессии.[8] Власти устроили гонения на евреев,[9] но ожидание мессии продолжались даже после перехода Шабтая Цви в ислам.[10]

Права и личная безопасность евреев в Марокко были защищены очень слабо. В судах их били, на дорогах повсеместно убивали, так что нельзя было ходить в одиночку. Во время похорон евреев оскорбляла на кладбищах арабская шпана.

Еврейские общины имели внутреннюю организацию. Ответственный за сбор налогов в общине развёрстывал их с учётом финансовых возможностей каждого члена общины. Существовала система общественной помощи неимущим.

Евреи сильно пострадали при Мулае Рашиде в 1670 году, который практиковал казни, погромы и изгнания евреев, разрушал синагоги.[11] Он обложил евреев грабительским налогом.

После него правил его брат Мулай Исмаил (1672–1727, один из самых жестоких тиранов. При нём синагоги были восстановлены, но его налоги на евреев были подавляющими. Он вымогал деньги сверх того под угрозой насильственного обращения в ислам,[12] за должности сборщиков налогов[13] и другие должности. Исмаил назначил своего еврейского советника Йосефа Толедано главным министром.

Экономические позиции евреев особенно усилились при султане Сиди Мухаммеде бен Абдаллахе (1757–90), пытавшемся ввести в Марокко европейские порядки и обиравший евреев до предела возможности.[14] Его министром был еврей Элияhу hа-Леви.[15] Заинтересованный в развитии торговых связей с Европой, он поселил большое число еврейских семей в портовом городе Могадор (Ас-Сувейра), освободив их от всех налогов. Город превратился в основной порт Марокко, имевший торговые связи с еврейскими общинами по всей Европе. Его еврейское население настолько выросло и приобрело влияние, что в конце XVIII в. городской торговый центр не работал в субботу.

В XVII и XVIII вв. экономическое положение евреев Марокко упрочилось, увеличилось число ремесленников и торговцев. Производством и торговлей цветными металлами, вином, сахаром занимались только евреи (до 1912 г. преобладающая часть морской торговли сосредоточивалась в руках гильдии еврейских купцов).

Султаны Марокко использовали евреев на государственной службе. При каждом марокканском правителе XV–XVIII вв. служили советники-евреи (как правило, потомки выходцев из Испании): министры финансов, дипломатические представители и другие. Евреи-дипломаты занимались договорами Марокко с европейскими странами.[16]

Многие постановления марокканских султанов в отношении евреев были унизительными, например, запрет ездить на лошадях. От этих ограничений в XVIII в. – начале XX в. удавалось освободиться лишь некоторым богатым евреям и тем, кто смог уйти под инстранную юрисдикцию.

Во главе еврейских общин Марокко стояли нагиды, которые делили власть с раввинами. Нагиды, с одной стороны, были представителями общины перед султанской властью, а с другой — представителями власти перед общинами. Они оказывались в трудном положении и терпели большие убытки, когда общины были не в состоянии уплатить налог. Многие марокканские нагиды, раввины, пайтаним, каббалисты, дипломаты и государственные деятели были выходцами из семей изгнанников.

Язид, правивший в 1790–92 гг. при вступлении на престол устроил серию погромов, во время которых в разных городах сотни евреев были убиты или вынуждены принять ислам.[17] Эти события были поэтически описаны в двух кинот для Девятого Aва Яакова бен Йосефа аль-Малиха и Давида бен Аhарона ибн Хусейна.[18]

Гонения прекратились с приходом к власти нового султана Сулеймана (1792–1822), однако положение евреев оставалось тяжелым. В ряде городов Марокко были созданы гетто. Евреям запрещалось жить, владеть домами и землями вне еврейских кварталов. Еврей не имел права поднять руку на мусульманина даже в целях самозащиты. Их обязывали носить черную одежду, а также снимать обувь на улицах, где находились мечети.[19]

Торговля находилась в состоянии полного упадка; некоторые богатые еврейские семьи предпочли эмигрировать в Англию.

В Алжире

В конце XV века мусульманские погромщики разорили процветавшие до тех пор общины в Тлемсене, в оазисе Туат. Испанцы, захватившие Оран (1509) и Бужи (1510), убили многих евреев, других продали в рабство и разграбили их имущество.

В 1519 г. Алжир был включен в состав Османской империи. В этот период евреи пользовались полной свободой вероисповедания; им было предоставлено внутреннее самоуправление. Во главе каждой общины стоял старшина, назначавшийся властями. В его распоряжении находились полиция и тюрьма. Существовал также раввинский суд, однако уголовные дела не входили в его компетенцию. Евреям приходилось платить очень высокие налоги и двойные таможенные пошлины.

В XVII-XVIII вв. в Алжир (главным образом в столицу, город Алжир) переселились марраны из Португалии, для того чтобы открыто исповедовать там иудаизм, а также евреи из Марокко и Италии (преимущественно из Ливорно). Новоприбывшие иммигранты влились в семьи старожилов.

Вскоре они заняли ведущие места в экономике и общественной жизни Алжира. Некоторые из них стали банкирами турецких правителей (деев) и дипломатами, через которых деи поддерживали с европейскими государствами дипломатические отношения, постоянно осложнявшиеся из-за того, что алжирские правители активно занимались морским разбоем. Среди евреев Алжира во второй половине XVII в. были крупные дипломаты, которые вели переговоры с европейскими странами о выкупе пленных христиан.

Так, император Карл V в 1556 году поручил еврею из Орана Яакову Кансино представлять его интересы в суде марокканского султана и защищать интересы испанцев в Марокко. Должность испанского консула в Марокко передавалась потом в этой семье в поколениях до 1666 года.

Синан был еврейским беженцем, изгнанным из Испании. Его семья переехала в Османскую империю. На пиратском флаге Синана был изображен Маген Давид, который турки называли Печатью Сулеймана (Соломона). Его пиратская база находилась в Алжире. Под командованием Синана находилось 6000 человек. Он захватил Тунис у испанцев в 1538 году, уничтожил испанский флот и захватил Триполи в 1551 году. В последующем он был назначен главой турецкого флота. Синан был похоронен на еврейском кладбище в Албании.[20]

Многие евреи Алжира в этот период стали также придворными врачами и советниками. Евреи занимались также чеканкой монет и заведовали отчетностью в казначействе. Однако высокое положение, занимаемое евреями, не защищало их от насилий со стороны янычар.

За жалобы на мусульман евреев наказывали. Случались нападения на евреев со стороны местных правителей. Так, паша области Туггурт хотел насильно обратить евреев в ислам. В нескольких случаях деи отдавали дома евреев на разграбление толпе.[21]

В 1563 году испанцы захватили Тлемсен и убили или продали в рабство 1500 евреев. В 1669 году они захватили Оран, выгнали оттуда евреев, запретили иудаизм, а в синагоге устроили церковь. После побед турок над испанцами положение евреев восстанавливалось.

Эпидемия чумы и страшный голод 1706 г. ухудшили положение многих еврейских семей. Затем, под влиянием ложного обвинения, правитель Алжира наложил непомерный штраф на общину столицы, приказав также разрушить синагоги, которые, удалось спасти выплатой дополнительной суммы. Это разорило большинство еврейского населения.

В течение последних четырех веков численность еврейского населения города Алжира то возрастала, то снижалась — в зависимости от экономического и политического положения, господствовавшего в столице. В XVI в., в результате нападения испанцев, численность населения снизилась с двух тысяч до 750 человек. В XVII-XVIII вв. число евреев увеличилось до 15000, но затем упало до 5000.

В восемнадцатом веке некоторые еврейские общины были восстановлены или выросли под дружественным управлением турецких деев. В 1792 году, после окончательной эвакуации испанцев из Орана, дей пригласил евреев из других городов там жить. При условии уплаты определённых налогов, а также строительства в пределах установленных лимитов, он уступил им участок земли.

В городе Константине дей подарил евреям региона немного земли с неопределенной границей между рынком и одними из ворот. Они обосновались там, возведя здания и заселив эту части города до пустыни.

Литература

  • Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal", Berlin, 1865
  • Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667
  • Chénier, "Recherches Historiques sur les Maures et Histoire de l'Empire de Maroc", Paris, 1787
  • Grätz, Geschichte der Juden, St. Petersburg, 1884
  • Picciotti, "Sketches of Anglo-Jewish History", London, 1875
  • Meakin, "The Moors," London, 1902

Источники

Примечания

  1. Emil G. Hirsch, Wilhelm Nowack, Executive Committee of the Editorial Board, Joseph Jacobs. NAVIGATION in Jewish Encyclopedia
  2. Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 143 et seq., Berlin, 1865
  3. Там же, стр. 159
  4. там же, стр. 217
  5. там же, стр. 155 и сл.
  6. See G. B. Ramusio in Leo Africanus, "The History and Description of Africa," ed. R. Brown, iii. 1004, London, 1896
  7. Jacob Sasportas, "Ẓiẓat Nobel," p. 8b
  8. Grätz, "Geschichte der Juden" Х. 231.
  9. там же, с. 216
  10. T. B. Teller, "The Travels of the Sieur Mouette in the Kingdom of Fez and Morocco," in "A New Collection of Voyages and Travels into Several Parts of the World," ii. 11.
  11. Chénier, "Recherches Historiques sur les Maures et Histoire de l'Empire de Maroc," ii. 351, Paris, 1787
  12. Chénier, "The Present State of the Empire of Morocco", i. 354, London, 1788 ("Современное состояние империи Марокко"); comp. Jost, "Gesch. der Israeliten," viii. 42 et seq.
  13. Chénier, l.c. i. 326
  14. Chénier, l.c. i. 341
  15. Jost, l.c. viii. 45
  16. Picciotti, "Sketches of Anglo-Jewish History" p. 173, London, 1875; Meakin, "The Moors," London, 1902)
  17. Jost, l.c. viii. 44 et seq.
  18. D. Kaufmann, "Zeitschrift der Deutschen Morgenlündischen Gesellschaft" l. 238 et seq.; "Revue des Etudes Juives" xxxvii. 120 et seq.
  19. Chénier, l.c. i. 157
  20. Теодор Рехельс. Еврейские пираты
  21. Статья "ALGERIA" в Jewish Encyclopedia
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация