История евреев в Северной Африке в Новое время

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 8/03/2013


В Новое время евреи из Европы (прежде всего марраны) массово прибывали в Северную Африку. Они придали новый импульс еврейской жизни стран региона, постепенно приобретая влияние в экономической и духовной сфере. Слиться окончательно с местными еврейскими общинами они не успели до XX века.

В течение периода страны Северной Африки отставали от Европы, и вместе с ними отставали еврейские общины.

Содержание

В Марокко

Файл:Moroccan Kabbalah.jpg
Каббалистическое заклинание против скорпионов из Марокко

В XVI в. в Марокко переселялись марраны и возвращались в иудаизм.[1] В собственно Марокко их принимали настолько скверно, что был прямой смысл селиться в португальских владениях, где власти разрешали евреям открыто исповедовать иудаизм. Многие из них помогали португальским войскам захватывать и удерживать города марокканского побережья,[2] прежде всего Сафи и Ассила. Этот поток усилился после введения инквизиции в Португалии.[3] Сафи, в котором жила многочисленная еврейская община, стал важным торговым портом.[4] В конце XVI века португальские владения были сданы марокканскому султану вместе с евреями.

Файл:Saint ben zmirou.jpg
Гробница Aбраhaма бен Змирро и шести его сыновей в Сафи, Марокко

Иммигранты-евреи, в отличие от местного населения, были знакомы с европейской торговлей, культурой и ремеслами. Их знания и опыт способствовали расцвету страны при династии Саадидов (1554–1659).[5] В некоторых районах страны местное еврейское население слилось с сефардскими общинами изгнанников. В других районах обе группы сосуществовали, не сливаясь, и между ними часто возникали трения.

Фес был духовным центром изгнанников, которые по всей стране соблюдали свои обычаи, ладино и старые испанские уставы общественной жизни.

Движение Шабтая Цви в середине XVII в. имело в Марокко много приверженцев. В 1666 году приход Мессии ожидали там, как и везде в еврейских общинах. Раввин города Сале Яаков Саспортас предупреждал евреев о ложности мессианских претензий Шабтая Цви,[6] но его письмо было перехвачено сторонниками лжемессии.[7] Власти устроили гонения на евреев,[8] но ожидание мессии продолжлись даже после перехода Шабтая Цви в ислам.[9]

Права и личная безопасность евреев в Марокко были защищены очень слабо. В судах их били, на дорогах повсеместно убивали, так что нельзя было ходить в одиночку. Во время похорон евреев оскорбляла на кладбищах арабская шпана.

Еврейские общины имели внутреннюю организацию. Ответственный за сбор налогов в общине развёрстывал их с учётом финансовых возможностей каждого члена общины. Существовала система общественной помощи неимущим.

Евреи сильно пострадали при Мулае Рашиде в 1670 году, который практиковал казни, погромы и изгнания евреев, разрушал синагоги.[10] Он обложил евреев грабительским налогом.

После него правил его брат Мулай Исмаил (1672–1727, один из самых жестоких тиранов. При нём синагоги были восстановлены, но его налоги на евреев были подавляющими. Он вымогал деньги сверх того под угрозой насильственного обращения в ислам.[11] Евреи - сборщики налогов регулярно дарили ему золотые вещи.[12] Он также продавал евреям должности. Исмаил назначил своего еврейского советника Йосефа Толедано главным министром.

Экономические позиции евреев особенно усилились при султане Сиди Мухаммеде бен Абдаллахе (1757–90), пытавшемся ввести в Марокко европейские порядки и обиравший евреев до предела возможности.[13] Его министром был еврей Элияhу hа-Леви.[14] Заинтересованный в развитии торговых связей с Европой, он поселил большое число еврейских семей в портовом городе Могадор (Ас-Сувейра), освободив их от всех налогов. Город превратился в основной порт Марокко, имевший торговые связи с еврейскими общинами по всей Европе. Благодаря этому еврейское население Могадора настолько выросло и приобрело влияние, что в конце XVIII в. городской торговый центр не работал в субботу.

В XVII и XVIII вв. экономическое положение евреев Марокко упрочилось, увеличилось число ремесленников и торговцев. Производством и торговлей цветными металлами, вином, сахаром занимались только евреи (до 1912 г. преобладающая часть морской торговли сосредоточивалась в руках гильдии еврейских купцов).

Султаны Марокко использовали евреев на государственной службе. При каждом марокканском правителе служили советники-евреи (как правило, потомки выходцев из Испании): министры финансов, дипломатические представители и другие.

Одним из первых дипломатов-евреев в Марокко был Ш. Палаче (умер в 1616 г.), подписавший в 1610 г. договор между Марокко и Нидерландами. С приходом к власти в конце XVII в. династии Алавидов участие евреев в государственном управлении еще более возросло. Иосеф Толедано (умер около 1700 г.) был главным министром султана Исмаила (1672–1727) и заключил соглашение между Марокко и Нидерландами. Глава еврейской общины Моше ибн Аттар (Бен-Аттар; умер, по-видимому, в 1725 г.) был уполномоченным Марокко при составлении договора с Великобританией в 1721 г. В 1780 году Яаков бен-Авраам Бенидер был послан в качестве министра от Марокко к королю Джорджу III, в 1794 г. еврей по имени Сумбал и в 1828 году Меир Коэн Maкнин были отправлены как марокканские послы в английский суд.[15]

Многие постановления марокканских султанов в отношении евреев были унизительными, например, запрет ездить на лошадях. От этих ограничений в XVIII в. – начале XX в. удавалось освободиться лишь некоторым богатым евреям, а также тем, кто сумел приобрести гражданство одной из европейских стран, поступить на консульскую службу либо стать агентами на службе у европейских чиновников и коммерсантов, пользующихся капитуляционными правами, то есть освобожденных от налогов и подсудных только иностранным консулам, а не марокканским судам.

Во главе еврейских общин Марокко стояли нагиды, которые делили власть с раввинами. Нагиды, с одной стороны, были представителями общины перед султанской властью, а с другой — представителями власти перед общинами.

Султаны облагали еврейские общины высокими налогами: за выплату их несли ответственность нагиды, которые оказывались в трудном положении и терпели большие убытки, когда общины были не в состоянии уплатить налог. Многие марокканские нагиды, раввины, пайтаним, каббалисты, дипломаты и государственные деятели XV–XVIII вв. были выходцами из семей изгнанников, в основном из Испании и Португалии: Абенсур, де Авила, Уззиэль, Сереро, Толедано и другие.

Язид, правивший в 1790–92 гг. при вступлении на престол устроил серию погромов, во время которых в Тетуане, Мекнесе, Марракеше, Фесе были убиты сотни евреев. Многие были вынуждены принять ислам.[16] Эти события были поэтически описаны в двух кинот для Девятого Aва Яакова бен Йосефа аль-Малиха и Давида бен Аhарона ибн Хусейна.[17]

Гонения прекратились с приходом к власти нового султана Сулеймана (1792–1822), однако положение евреев оставалось тяжелым. В ряде городов Марокко были созданы гетто. В большинстве городов они жили в особых еврейских кварталах. Им запрещалось владеть домами и землями вне этих кварталов. Еврей не имел права поднять руку на мусульманина даже в целях самозащиты. Евреев обязывали носить черную одежду, а также снимать обувь на улицах, где находились мечети.[18]

Торговля находилась в состоянии полного упадка; некоторые богатые еврейские семьи предпочли эмигрировать в Англию.

В Алжире

Основная статья: Алжир

В конце XV века мусульманские погромщики разорили процветавшие до тех пор общины в Тлемсене, в оазисе Туат. Испанцы, захватившие Оран (1509) и Бужи (1510), продали евреев в рабство и разграбили их имущество.

В начале XVI в. Алжир был включен в состав Османской империи. В этот период евреи пользовались полной свободой вероисповедания; им было предоставлено внутреннее самоуправление. Во главе каждой общины стоял старшина, назначавшийся властями. В его распоряжении находились полиция и тюрьма. Существовал также раввинский суд, однако уголовные дела не входили в его компетенцию. Евреям приходилось платить очень высокие налоги и двойные таможенные пошлины.

В XVII-XVIII вв. в Алжир переселились евреи из Италии (преимущественно из Ливорно). Вскоре они заняли ведущие места в экономике и общественной жизни Алжира. Некоторые из них стали банкирами турецких правителей (деев) и дипломатами, через которых деи поддерживали с европейскими государствами дипломатические отношения, постоянно осложнявшиеся из-за того, что алжирские правители активно занимались морским разбоем. Многие евреи Алжира в этот период стали также придворными врачами и советниками. Однако высокое положение, занимаемое евреями, не защищало их от насилий со стороны янычар.

Литература

  • Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal", Berlin, 1865
  • Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667
  • Chénier, "Recherches Historiques sur les Maures et Histoire de l'Empire de Maroc", Paris, 1787
  • Grätz, Geschichte der Juden, St. Petersburg, 1884
  • Picciotti, "Sketches of Anglo-Jewish History", London, 1875
  • Meakin, "The Moors," London, 1902

Источники

Примечания

  1. Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 143 et seq., Berlin, 1865
  2. Там же, стр. 159
  3. там же, стр. 217
  4. там же, стр. 155 и сл.
  5. See G. B. Ramusio in Leo Africanus, "The History and Description of Africa," ed. R. Brown, iii. 1004, London, 1896
  6. Jacob Sasportas, "Ẓiẓat Nobel," p. 8b
  7. Grätz, "Geschichte der Juden" Х. 231.
  8. там же, с. 216
  9. T. B. Teller, "The Travels of the Sieur Mouette in the Kingdom of Fez and Morocco," in "A New Collection of Voyages and Travels into Several Parts of the World," ii. 11.
  10. Chénier, "Recherches Historiques sur les Maures et Histoire de l'Empire de Maroc," ii. 351, Paris, 1787
  11. Chénier, "The Present State of the Empire of Morocco", i. 354, London, 1788 ("Современное состояние империи Марокко"); comp. Jost, "Gesch. der Israeliten," viii. 42 et seq.
  12. Chénier, l.c. i. 326
  13. Chénier, l.c. i. 341
  14. Jost, l.c. viii. 45
  15. Picciotti, "Sketches of Anglo-Jewish History" p. 173, London, 1875; Meakin, "The Moors," London, 1902)
  16. Jost, l.c. viii. 44 et seq.
  17. D. Kaufmann, "Zeitschrift der Deutschen Morgenlündischen Gesellschaft" l. 238 et seq.; "Revue des Etudes Juives" xxxvii. 120 et seq.
  18. Chénier, l.c. i. 157
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация