История евреев в Марокко в Новое время

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 12/03/2013


Файл:Moroccan Kabbalah.jpg
Каббалистическое заклинание против скорпионов из Марокко

Несмотря на недружественный приём и запреты испанского и португальского короля, марраны бежали в Марокко всё время после 1492 года.[1] Этот поток усилился в XVI в., после введения инквизиции в Португалии. Марраны возвращались там в иудаизм.[2]

Содержание

XVI век

Португальские власти разрешили евреям жить на захваченных территориях и исповедовать свою веру. Поэтому многие из них помогали португальским войскам захватывать и удерживать города марокканского побережья. По плану, составленному еврейским врачом, в 1508 году португальцы захватили порт Сафи, в котором жило многочисленное еврейское население. Именно поэтому город стал важным торговым центром.[3] В 1511 году, когда на завоевание города выступила стотысячная марокканская армия, два португальских еврея, Исаак Бенцемеро[4] и некий Исмаил, снарядили на помощь гарнизону два корабля, команды которых состояли из евреев, вооружённых за их собственный счёт. Убрав часовых, они вошли в порт в ночное время, и таким образом спасли гарнизон.[5][6]

В Сафи евреи имели право жить открыто с разрешения короля Эммануэля. То же самое было с 1533 года в Ассиле, которая долгое время была португальской владения. В конфликте, который имел место между маврами и губернаторами португальского владения Азамур в 1526 году, Авраам бен-Змирро и Авраам Казан, самый влиятельный еврей в Aзмуре в 1528 году, служили португальцам переговорщиками.[7]

Евреи Авраам и Самуэль Кабеца из Марокко также имели дело с португальскими генералами. В 1578 году король Себастьяо и почти вся его армия погибли в битве у Альказарквивира, и несколько дворян были взяты в плен и проданы евреям в Фесе. Евреи приняли их в своих домах очень гостеприимно, и отпустили многих из них под обещание, что они пришлют выкуп из Португалии.[8]


Многие вновь прибывшие евреев, чьи потомки продолжали говорить на ладино и хакития и которые превосходили "старых" марокканских евреев в сфере образования и интеллектуальных достижениях, впоследствии стали выдающимися деятелями в истории Марокко. Они, в отличие от местного населения, были знакомы с европейской торговлей, культурой и ремеслами. Их знания и опыт способствовали расцвету страны при династии Саадидов (1554–1659).[9] В некоторых районах страны местное еврейское население слилось с сефардскими общинами изгнанников (Тетуан, Танжер). В других районах обе группы сосуществовали, не сливаясь, и между ними часто возникали трения.

XVII век

Фес был духовным центром изгнанников, которые по всей стране ревностно соблюдали свои обычаи, молились в своих синагогах, говорили на языке ладино и в управлении общиной придерживались своих старых испанских уставов. Движение Шабтая Цви в середине XVII в. имело в Марокко много приверженцев.


В XVII и XVIII вв. экономическое положение евреев Марокко упрочилось, увеличилось число ремесленников и торговцев. Производством и торговлей цветными металлами, вином, сахаром занимались только евреи (до 1912 г. преобладающая часть морской торговли сосредоточивалась в руках гильдии еврейских купцов).

Экономические позиции евреев особенно усилились при султане Сиди Мухаммеде бен Абдаллахе (1757–90), пытавшемся ввести в Марокко европейские порядки. Заинтересованный в развитии торговых связей с Европой, он поселил большое число еврейских семей в портовом городе Могадор (Ас-Сувейра), освободив их от всех налогов, которыми были обложены евреи Марокко. Город превратился в основной порт Марокко, имевший торговые связи с еврейскими общинами по всей Европе. Благодаря этому еврейское население Могадора настолько выросло и приобрело влияние, что в конце XVIII в. городской торговый центр не работал в субботу.

Султаны Марокко использовали евреев на государственной службе. При каждом марокканском правителе служили советники-евреи (как правило, потомки выходцев из Испании): министры финансов, дипломатические представители и другие.

Одним из первых дипломатов-евреев в Марокко был Ш. Палаче (умер в 1616 г.), подписавший в 1610 г. договор между Марокко и Нидерландами. С приходом к власти в конце XVII в. династии Алавидов участие евреев в государственном управлении еще более возросло. Иосеф Толедано (умер около 1700 г.) был главным министром султана Исмаила (1672–1727) и заключил соглашение между Марокко и Нидерландами. Глава еврейской общины Моше Ибн Аттар (Бен-Аттар; умер, по-видимому, в 1725 г.) был уполномоченным Марокко при составлении договора с Великобританией в 1721 г.

Однако в целом положение марокканских евреев было очень тяжелым. В большинстве городов они жили в особых еврейских кварталах. Им запрещалось владеть домами и землями вне этих кварталов. Еврей не имел права поднять руку на мусульманина даже в целях самозащиты. Евреев обязывали носить черную одежду, а также снимать обувь на улицах, где находились мечети.

Многие постановления марокканских султанов в отношении евреев были унизительными, например, запрет ездить на лошадях. От этих ограничений в XVIII в. – начале XX в. удавалось освободиться лишь некоторым богатым евреям, а также тем, кто сумел приобрести гражданство одной из европейских стран, поступить на консульскую службу либо стать агентами на службе у европейских чиновников и коммерсантов, пользующихся капитуляционными правами, то есть освобожденных от налогов и подсудных только иностранным консулам, а не марокканским судам.

Во главе еврейских общин Марокко стояли нагиды, которые делили власть с раввинами. Нагиды, с одной стороны, были представителями общины перед султанской властью, а с другой — представителями власти перед общинами.

Султаны облагали еврейские общины высокими налогами: за выплату их несли ответственность нагиды, которые оказывались в трудном положении и терпели большие убытки, когда общины были не в состоянии уплатить налог. Многие марокканские нагиды, раввины, пайтаним, каббалисты, дипломаты и государственные деятели 15–18 вв. были выходцами из семей изгнанников, в основном из Испании и Португалии: Абенсур, де Авила, Уззиэль, Сереро, Толедано и другие.

Положение евреев Марокко ухудшилось за время недолгого правления Язида (1790–92). В отместку за нежелание евреев поддержать его в борьбе с братом за престол он ознаменовал свой приход к власти серией погромов, во время которых в Тетуане, Мекнесе, Марракеше, Фесе были убиты сотни евреев. Многие были вынуждены принять ислам.

Гонения прекратились с приходом к власти нового султана Сулеймана (1792–1822), однако положение евреев оставалось тяжелым. В ряде городов Марокко были созданы гетто. Торговля находилась в состоянии полного упадка; некоторые богатые еврейские семьи предпочли эмигрировать в Англию.

Литература

  • Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal", Berlin, 1865
  • Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667

Источники

Примечания

  1. Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 143 et seq., Berlin, 1865
  2. там же, стр. 217
  3. там же, стр. 155 и сл.
  4. Родственник Авраама бен-Змирро из Азамора
  5. Там же, стр. 159
  6. Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667
  7. Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 161, Berlin, 1865
  8. ib. p. 260
  9. See G. B. Ramusio in Leo Africanus, "The History and Description of Africa," ed. R. Brown, iii. 1004, London, 1896
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация