Берберские евреи
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная исправленная статья | |
Входит в |
---|
Берберские евреи — несколько групп евреев, живших до сер. XX века среди берберских племён Северной Африки и говорящих на еврейско-берберских диалектах.
Содержание |
Древние корни берберских евреев
Согласно легенде, бытовавшей среди североафриканских евреев, первые еврейские семьи поселились на острове Джерба (расположенном у берегов Туниса) во времена царя Соломона. Если верить этому преданию, еврейская община Туниса — самая древняя в диаспоре. Многие исследователи полагают, что евреи могли жить в Карфагене — финикийской колонии на территории современного Туниса. Однако следы их пребывания в этом городе появляются только после его завоевания римлянами (146 г. до н. э.) и последующего восстановления после смерти Юлия Цезаря в I в. до н.э.[1]
Следы пребывания евреев в Карфагене большей частью относятся к II–IV вв. н. э., что, по всей видимости, указывает на массовую еврейскую иммиграцию после разрушения Второго храма (70), подавления антиримского восстания евреев в Киренаике в 115–117 гг. и восстания Бар-Кохбы (132–135).
При раскопках в Карфагене были обнаружены еврейские светильники, на расположенном близ города кладбище — большое число надгробий с изображением меноры и с надписями на латыни (значительно реже — на иврите).
Карфагенские мудрецы — рабби Хинна, рабби Ханан, рабби Ицхак и рабби Абба — упоминаются в Талмуде. В Тунисе образовались также значительные группы прозелитов. Некоторые ученые предполагают, что среди последних преобладали потомки финикийцев, этнически близких евреям, и берберы. И еврейские общины, и прозелиты Туниса подвергались нападкам со стороны христианских авторов, живших в Северной Африке.
До начала IV в. уровень жизни евреев Карфагена и других городов на территории современного Туниса был сравнительно высоким, многие еврейские семьи принадлежали к наиболее состоятельным слоям общества.
По существующим преданиям, евреи начали селиться на территории Алжира с 320 г. до н. э., когда Птолемей Сотер овладел Иерусалимом и переселил многих евреев в Африку.
Еврейское население Алжира увеличилось после разрушения Иерусалима. Согласно тем же преданиям, в этот период иудаизм широко распространился среди берберских племен.[2]
Согласно легендам, первые евреи поселились в Марокко в период Первого храма, когда на побережье Марокко был основан ряд финикийских колоний, позднее перешедших под власть Карфагена.[3]
Мавритания, как, впрочем, весь север Африки, как представляется, была заселена еврейскими колонистами еще до разрушения Храма. Неопределенность и сказочные традиции в отношении таких ранних поселений были позаимствованы у берберских евреев Атласа и гор Риф, района Шуши и оазиса Тафилет и многих других оазисов западных районов.
Эти евреи могут рассматриваться как потомки тех первых поселенцев. Еврейские колонисты Бориона относят свои первые поселения в стране ко временам Соломона, утверждая, что он сам построил синагогу, которая в шестом веке была превращена в церковь императора Юстиниана.[4]
Дэвидсон, который путешествовал по всему региону Атласа и познакомился с евреями, говорит, что они утверждают, что их предки все покинули Иерусалим до его уничтожения и не пошли на поселение в Вавилон, и что они делают вид, будто никогда не слышали про Иисуса из Назарета.[5][6] Эта традиция в некоторой степени подтверждается наличием надписи на иврите в провинции Фес,[7] в Волюбилисе, на крайнем западе Мавритании вблизи того, что потом назвали "Фес",[8] в Аль-Хамаде, в южной части провинции Тафилет,[9] и, как утверждал Моралис,[10] в Тементите.[11]
При господстве римлян (со II в. до н. э.) численность евреев Марокко увеличилась, выросло их благосостояние.
Археологические находки позволяют предположить, что евреи жили в Танжере еще в античные времена.
После того, как государственной религией Римской империи стало христианство (325), во всех ее провинциях положение евреев значительно ухудшилось.[3]
Средние века
Вандалы, захватившие территорию Северо-Западной Африки в 439 г., по всей видимости, не притесняли евреев. Однако с переходом региона под контроль Византии (534) начались жестокие гонения, продолжавшиеся несколько десятилетий. Во исполнение указа, изданного императором Юстинианом в 535 г., власти объявили иудаизм вне закона, запретили евреям занимать государственные должности и публично совершать богослужения, превратили синагоги в церкви; практиковали насильственное крещение.
Многие евреи переселились во внутренние области континента, в частности, в горы Аурес, где нашли убежище у берберов, среди которых было немало прозелитов. В результате несколько крупных берберских племен (в частности, джерба и нефуса) оказались под сильным влиянием иудаизма.
В седьмом веке важным дополнением к еврейскому населению Северо-Западной Африки стали испанские иммигранты, которые бежали от преследований визиготских королей и поселились в византийских городах.[3]
Смешались ли они с берберским населением, обратив его в иудаизм, остаётся открытым вопросом, на который, однако, арабские историки дают утвердительный ответ.
Ибн Хальдун категорически утверждает, что несколько берберских племён исповедовали иудаизм.[3]
В 640-х гг. на территорию Северо-Западной Африки вторглись арабы. Византийцы (а с ними и некоторые евреи, например, все жители Карфагена) покинули эти земли.
Однако берберские племена в Джаруа и Оресе, сплотившись вокруг племени джерба, занимавшего также территорию юго-восточного Алжира, предводительницей которого с конца 680-х гг. была Кахина Дихья (умерла в 698 или 702 г.), исповедовавшая, согласно некоторым источникам, иудаизм (ее иногда называют «берберской Деборой»), оказали завоевателям упорное сопротивление. Лишь на рубеже VII–VIII вв. арабам удалось окончательно разгромить Кахину (она погибла в последней битве).[1][3][2]
Некоторые обычаи, которые сохранились до конца XIX века среди племен Ореса, такие, как уборка дома перед Песахом и соблюдение субботы, следует рассматривать как пережитки иудаизма.
После арабского завоевания региона берберы, в прошлом ставшие иудеями, приняли ислам. "Старые" еврейские общины этого не сделали. Восточные евреи, следовавшие за арабскими войсками, пополнили существующие общины и основали новые в разных городах страны.
Воинствующие кочевники, жившие в районе Варглы, были караимами. Возможно, их потомками являлись так называемые бахуси (или бахуцим), которые жили в восточной части Алжира вплоть до новейшего времени.[2]
Существование иудаизма среди берберов продолжалось до правления основателя династии Идрисидов (конец VIII века). Кроме того, по некоторым сведениям, часть племени Хенанша (юг округа Константина, Алжир) остались иудеями.[12] Некоторые племена берберов в Марокко продолжали исповедовать иудаизм.[13]
Позднее средневековье
В 1159 г. регион перешел под власть Альмохадов, которые приказали всем иноверцам принять ислам. Многие евреи бежали из городов в сельскую местность (где было легче укрыться от преследований) или покинули страну.
После смены династии насильно обращённым евреям разрешили вернуться в иудаизм. Евреи побережья Северной Африки практически все перешли на арабский язык и стали частью субэтноса евреев арабских стран. Периодически в эту часть Северной Африки прибывали еврейские беженцы из стран Европы, сохранявшие свои языки и обычаи.
Евреи внутренних областей региона, оторванные от общин побережья, сохраняли берберский язык.
Новое время
Прибытие беженцев с Пиренейского полуострова добавило к еврейским общинам региона сефардов. Завоевание Алжира и Туниса Турцией стабилизировало положение евреев в этих странах.
Евреи внутренних районов региона оставались в относительной изоляции, не имея контактов с прибывшими сефардами и другими европейскими евреями.
XIX век
Евреи при власти мусульманских правителей подвергались угнетению. Особенно тяжелым было положение евреев в районе Атласских гор, где они жили в деревнях на положении «данников», фактически крепостных, работая ремесленниками, погонщиками мулов и кузнецами. Они полностью зависели от местных шейхов или частных лиц, которые могли даже продавать их. Евреям приходилось работать на господ бесплатно. Они не имели права вступать в брак или отсылать свои семьи в другое место без разрешения покровителя. За убийство еврея штраф был очень незначителен.
Завоевание региона европейскими странами отразилось в основном на общинах прибрежных городов. Евреи, жившие в районе Атласских гор - потомки первых еврейских поселенцев и принявших иудаизм берберов, говорили на диалектах еврейско-арабского и еврейско-берберского языков и были далеки от европейской культуры. Их синагоги находились в запущенном состоянии, они собирались на молитвы в частных домах, обучение было организовано плохо, не хватало помещений, занятия часто велись под открытым небом, учителя были малообразованны. К началу XX в. положение этой группы не изменилось.[3]
XX век
После 1912 г. в Марокко переехало много евреев из Алжира и Туниса.
Между 1950 и 1960 годами большинство берберских евреев выехали в Израиль, где около 2 тысяч представителей этого субэтноса, в основном люди пожилого возраста, ещё сохраняют в быту берберский язык.
В соответствующих местах они могут рассматриваться как часть марокканских, алжирских или тунисских евреев.
Раньше жили в следующих местах:
- Марокко:
- среди шильхов в горах Высокий Атлас в районе Сус: Тифнит, Уфран, Иллигх.
- в горах Средний Атлас, среди тамазигхтов: Тингхир, Уиджан, Асака, Имини, Аит-бу-Улли.
- Алжир: в районах Оран и Гурара.
- Небольшая община сохраняется на о. Джерба в Тунисе, говорящая на языке джерби.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис"
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Neubauer, "Where Are the Ten Tribes?" in "Jewish Quarterly Review" i. 23
- ↑ Andrée, "Zur Volkskunde der Juden", стр. 197
- ↑ Понятно, что зацикленный на христианстве европейский исследователь не мог себе представить места, где о нём никто никогда не слышал. Между тем в этом регионе иудаизм был вытеснен исламом, а христиане никогда не приближались к нему сильнее, чем на несколько сотен километров. Знать о самом существовании этого явления могли только очень образованные люди или те, кто ходил с караванами в большие города на побережье - то есть не местные евреи. Л.Г.
- ↑ "Ha-Lebanon," iii. 110; Neubauer, l.c.
- ↑ Schürer, "Gesch." iii. 26; P. Berger, in "Bulletin Archéologique du Comité des Traveaux Historiques et Scientifiques," No. 1., pp. 64 et seq., Paris, 1892
- ↑ Horowitz, "Marokko," p. 205, Leipsic, 1887; Henry S. Morais, "The Daggatouns," p. 9, Philadelphia, 1882
- ↑ Morais, l.c.
- ↑ Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin "MOROCCO" from Jewish Encyclopedia
- ↑ W. Marçais "ALGERIA" in Jewish Encyclopedia
- ↑ Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia
См. также
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.