Штетлы (Луцк)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 17.02.2013

Штетлы Луцка — районы в городе Луцке, где проживали евреи, и которым было присуще особое устройство жизни, проявившееся в планировке этих районов, застройке, деятельности общественных институций и прочих аспектах жизни.

Первый еврейский район начал формироваться с появлением евреев в городе в XIV веке. Он располагался на островной части Луцка с юго-западной стороны. Именно там размещались первые синагоги, а потом и Главная синагога города. С развитием Луцка и его териториальным расширением появились новые штетлы. Вследствие особенностей развития город в одно и то же время еврейские районы выглядели по-разному, в них проживали разные слои еврейского общества.

В последние десятилетия перед Второй мировой войной в Луцке существовали три больших еврейских района (Жыдивщына, Мокрый Луг, Вулька), которые были уничтожены во время войны. По состоянию на 2012 год штетлы застроены новыми домами и практически утратили свои особые признаки. В городе еще сохраняется несколько домов, которые в прошлом использовались евреями для жилья, образовательных, религиозных и иных потребностей.

Содержание

Исторические факторы развития штетлов

Первые евреи появились в Луцке, вероятно, только в XIV веке, однако по некоторым даным,[1] на Волыни они проживали еще с ХІІ века. Первое поселение евреев было на на островной части Луцка на юго-западе. Хотя еврейские дома были и в разных местах Луцка, и около него, но главное поселение не выходило за границы так называемой Жыдивщыны — первого еврейского квартала на територии города.

В Луцке евреи занимались разными делами — варили пиво, работали в цехах и были их владельцами, торговали. Но наипопулярнейшее занятие было связано с финансовой деятельностью. Так, согласно Герману Розенталю, многие луцкие евреи были сборщиками налогов уже непосредственно после возвращения в Великое княжество Литовское после изгнания. Особенно богатыми были Шамах Данилевич, Ребинко Левеевич, Михайло Езофович и другие. Последний был главным сборщиком податей в городе в 1509 году.

Евреи часто имели особые привилегии. В 1551 году они были освобождены от подушной подати "серебщина", а позднее король Сигізмунд II Август освободил их от податей на все товары, кроме воска и соли.[2]

Подобная ситуация сохранялась до XIX века, когда Волынь была аннексирована Российськой империей. Новое законодательство сущственно повлияло на профессии евреев, что в свою очередь стало одним из значительных факторов развития или упадка разных еврейских районов. В 1804 году евреям было запрещено держать шинки, сдавать в аренду помещения в селах, торговать недвижимостью, заниматься банковской деяльностью.[3] Это все сдерживало развитие еврейского населения и приводило к накоплению проблем еврейского квартала. После отмены многих запретов во второй половине XIX века ситуация стала более естественной, и в Луцке появились новые штетлы.

Численность еврейских жителей города постоянно возрастала. Первые сведения о количестве домов, а отсюда и количестве людей, восходят к 1552 году — около 200 человек.[4] Через 100 лет перед 1648 годом — 525 человек,[5] а в 1787 — 1331 человек.[6] Кроме того, постоянно возростала доля евреев в общем населении города.

Динамика чисельности еврейского и христианского населения Луцка с 1552 по 1938 год

Рост населения был и одним из факторов развития еврейских районов. Поскольку рост населения не приводил к увеличению района, это вынуждало переселяться на новые места.

Хотя в Луцке еще в XV—XVIII веках были настолько богатые евреи, которые даже одалживали деньги королям, имущественно расслоение только в конце XIX века повлияло на градостроительную ситуацию и развитие штетлов. В Российской империи еврейские гражданские права существенно ограничивались,[3] город в целом переживал экономический упадок. В 1862 году была построена дорога Киев-Варшава, которая проходила через Луцк, кроме того, произошли реформы которые улучшили экономическую ситуацию империи. Уже в 1892 году среди около 900 домовладельцев Луцка 677 были евреями. Самые богатые лучане того времени — евреи. Однако таких было только несколько десятков. Прочие евреи были очень бедными.

Имущественное распределение еврейского населения также обусловило развитие новых районов. Так, бедные евреи просто не могли позволить себе большие дома или аренду в престижных районах. Постепенно разбогатевшие жители старались покинуть улицы с бедным населением, поэтому в конце концов это привело к обособлению богатых и бедных штетлов в Луцке. А самые богатые строили величественные общественные здания на общих городских улицах, что впоследствии привело к нивелированию национального фактора в градостроительстве Луцка до Второй мировой войны.

Итак, в Луцке было 3 самых больших еврейских района — Жыдивщына, Вулька, Мокрый Луг.

Жыдивщына

История

Файл:ЛуцькГалВ.jpg
Северный край Жыдивщыны

Раздел старого Луцка на кварталы был типовым для городов Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. На юго-западной части островного города находился еврейский квартал. Рядом на востоке размещался латинский квартал, где находился комплекс сооружений доминиканского приората. На севере — караимский и армянский кварталы. С запада и юга еврейский район омывался речкой Стыр.

Еврейский национальный район входил в територию, обрамлённую так называемой второй линией укреплений луцкого городского центра. Автори допускают,[7] что эта линия возводилась уже во времена Витовта. Оборонный забор был деревянным, однако согласно описанию венецианского посла Амвросия Контарини в 1473 году, довольно крепким.[8]

В XVI веке именно там документально подтверждено наличие первых деревянных синагог. В 1506 году великий князь литовский Сигизмунд в письме луцкому старосте Федору Янушевичу упоминает про синагогу.[9] На конец этого века число синагог увеличилось до 2-3. Одна из них могла быть каменной. В 1626—1629 роках в этом штетле построили новую каменную синагогу с оборонной башней. Король Сигизмунд ІІІ Ваза был вынужден дважды давать привилегию на постройку, поскольку доминиканцы из соседнего городского квартала мешали строительству, боясь, чтобы синагога не стала выше их костела.[5] Сразу посля постройки при синагоге была основана йешива. Файл:Information icon.svg

Основная статья: Большая синагога (Луцк)

Численность населения Жыдивщыны постоянно росла. В 1648 году там проживало 525 человек, а в конце чледующего века - больше 1300 человек. Это привело к смене планировки штетла. Во-первых, осваивались новые территории на юг и запад от Главной синагоги так, как только можно было, поскольку неподалеку уже текла речка Стыр. Во-вторых, застройка уплотнялась. Дома вытягивались вглубь застройки, а на дорогу виходили торцами. Центральной улицей штетла, которая вела от Большой синагоги к площади Рынок, была улиц Широкая. Вдоль неё уже в XVII веке размещались около 60 домов, хотя её длина около 300 м. В 1789 году в этом районе было 125 жилых объєктов, из которых лишь 2 были кирпичными. Там жили только бедные евреи. Богатые покупали себе участки на других улицах города.

Учитывая религиозные, образовательные, бытовые и прочие потребности еврейского населения Луцка, в Жыдивщыне должны были находиться все учреждения, которые бы эти потребности удовлетворили, однако только с XIX века наличие таких учреждений документально подтверджено. Так, в этом штетле была баня, больница, приют, Большая синагога, йешива, 5 молитвенных школ.[6]

После пожара плотность застройки немного уменьшилась, но очень быстро возобновилась. Общая ситуация в этом штетле не изменилась и в течение XIX-ХХ веков: те же саммые деревянные хатки, тесно прижатые одна к другой, где проживала исключительно еврейская беднота. В 1887 году в постановлениях городской думы написано:

« ...что касается помещений, которые занимают разные ремесленники на Жыдивщыне, комиссия считает нужным принять указание Янкеля Юкельзона о том, что эта застройка не заслуживает внимания, поскольку эти ремесленники очень бедны, а помещения используются как непривлекательное жильё. »

Заброшенность даже дошла до Большой синагоги. Так, в начале ХХ века выборы правления Главной синагоги срывались несколько раз из-за отсутствия виборщиков, а 8 июня 1910 г. прихожане синагоги жаловались в городскую думу на беспорядок в хозяйстве синагоги.

В начале ХХ века бывшая улица Широкая сменила назву на Берка Йоселевича, а потом и Шолом-Алейхема.[10] Как и раньше, она вела от рынка к Большой синагоге, перед которой находилась площадь Переца. Около главной синагоги располагались другие синагоги, которые иногда в документах называются молитвенными школами: Галицкая, Кравецкая, Асира, Несухоизкая, Бойкер, Бейс-Медре, а также миква и больница.

В конце 1941 года в Луцке было организовано еврейское гетто, которое териториально складывалось из нескольких частей. Наибольшая была устроена именно в Жыдивщыне и территориях около неё (включая Рыночную площадь). Жилища евреев были разгромлены. Драгоценные вещи вывезены. В середине 1942 года узники всех гетто Луцка были выведены за границы города и расстреляны. Это около 17 тысяч человек. Затем подорвали Большую синагогу.[11] Почти все еврейские постройки были уничтожены.

Файл:Information icon.svg

Основная статья: Гетто в Луцке

Сохранившиеся после войны здания были отремонтированы. Экстерьер синагоги отстроили в 1970-х годах, превратив её в помещение спортивного клуба. Только тогда в этом штетле была установлена единственная мемориальная доска расстрелянным в гетто.

Современное состояние

Жыдивщына охватывает такие улицы современного города: южная часть ул. Данилы Галицкого, частично Караимская, Троицкая, участки между Данилы Галицкого и Драгоманова до площади Рынок. В течение истории границы района немного увеличились, но за Рынок на севере и за доминиканские территории Жыдивщына никогда не виходила. Всего тут сохранилось около 20 сооружений довоенного штетла.

Вулька

История

Файл:ЛуцькШтетлВулька.jpg
Старинный еврейский дом

На восток от участка, где располагался комплекс сооружений бернардинского конвента Луцка, тянулось село Вулька (другие названия: Волыця, Воля Пидлуцька). Уже у XVIII веке его населяли большей частью евреи.

Этот район был пологим, с крутими склонами. Он был свободен от застройки богатих лучан, поскольку не был пригоден для этого. Вследствие перенаселения Жыдивщыны прилуцкую часть Вульки начали заселять евреи. Возможно, эта територия сперва принадлежала бернардинцам, поскольку известно, что они выдавали разрешения евреям на застройку своих земель.[12]

Официально Вулька была присоединена к Луцку в 1834 году. Но несмотря на статус города, застройка осуществлялась хаотично, без проектов, самовольно. Кроме того, постоянно появлялись новые улицы и исчезали старые. Так, из сравнения планов 1855 и 1862 годов витекает, что появилось 10 новых домов, 4 исчезло.[6] В 1840 году был издан документ, где заявлялось:

« Приказано всем полицмейстерам и городничим, чтобы ни при каких обстоятельчтвах не дозволять никому из жителей делать достройки без согласования проектов со Строительной комиссией под угрозой суровой ответственности. »

Однако самовольная застройка продолжалась.

В 1890-х годах была попытка выселения евреев из Вульки. Так, был издан приказ, где обозначалась необходимость реестра всех еврейских жителей штетла с дальнейшим рассмотрением их права проживать тут. Предусматривалось, что это право надо рассмотреть на основе закона 1882 года, где евреям запрещалось проживать в сельской местности. Но по каким-то причинам этот приказ не принял в расчёт, что Вулька давно относится к територии города, поэтому закон 1882 года в этом районе был недействителен.

В луцком гетто

Вулька была очеь схожа с Жыдивщыной. Тут также селились бедные евреи, тип застройки и быта был аналогичным. Подавляющее большинство хат деревянные. За свои границы штетл почти нигде не выходил. Он был чётко ограничен улицами. В 1939 году исследователь Леонид Маслов писал про штетли Луцка[13]:

« Безмозгло застроенные, без наиэлементарнейших понятий об урбанизации, паскудними, провинциально-жидовскими домами кривые, грязные улицы... »

Однако тут также были свои культовые и образовательные сооружения. Так, известно про молитвенный дом (впоследствии названный синагогой) Ашкенази на Вульке, молитвенную школу Медриш, открытую в 1900 году, микву рядом с ней, синагогу Бесгамедриш Тупелес и другие.

Рядом с Вулькой в гимназии имени Гликлиха также было устроено гетто. Это был трудовой лагерь из работоспособного населения, созданный в октябре 1941 года. Там находились 500 человек.

В декабре 1942 года там произошло еврейское восстание. Повстанцы провели 3 атаки на охранников лагеря. Затем восстание было подавлено. Некоторые его участники выжили.[14]

Район был разрушен частично немцами, а частично в советский период. В 1950-х годах на месте Вульки построили главную улицу города - улицу Ленина. В центральной части штетла сделали главную площадь города с лестницей и фонтаном, террасой с видом на городской парк. В 1960-х напротив здания обкома партии поставили памятник Ленину[10]. Памятник стоял неподалёку от прошлого расположения синагоги Ашкенази в Вульке и миквы.

Современное состояние

Штетл почти не выходил за определённые рамки территориально. Он ограничивался современными улицами Парковой, Луговой, Воли и Глушец. Тут размещены пять жилых домов на проспекте Воли, дворыэтих домов и частные дома. В центральнойчасти штетла находится каскадный фонтан, который от площади перед главным корпусом университета спускается к главной аллее центрального парка. Улица Луговая — единственная сохранённая аутентичная улица штетла, которая не сменила своей трассы. Кроме того, именно тут расположены 4 из 6 сохранённых домов штетла предвоєнного периода.

Мокрый Луг

История

Этот район существенно отличается от Жыдивщыны и Вульки. Уже в XVIII веке он активно заселялся евреями. Тут было несколько десятков еврейских деревянных домов в то время. Однако процесс освоения территории осуществлялся вяло.

Активное строительство началось со второй половины XIX века. Так, в 1862 году на Мокром Лугу было 10 еврейских строений, не считая культовых сооружений, в 1895 - 33, из них кирпичных - 14.[6].

Мокрй Луг располагался рядом с главными улицами тогдашнего Луцка, поэтому, несмотря на трудность строительства там, район осваивался богатыми евреями.

Тут строились двухэтажные кирпичные дома. Кроме того, в этом штетле проживали евреи, которые имели собственность на других улицах города. В 1890-х годах болотистая часть района была засыпана для строительства новых зданий. Застройка Мокрого Луга стала существенно отличаться от застройки Жыдивщыни, где продолжала проживать городская еврейская беднота преимущественно в деревянных домиках.

Во-первых, тут почти не было бедных деревянних хат с самовольными пристройками, а лишь кирпичные одно- и двухэтажные дома. Во-вторых, архитектура кирпичных построек утратила типичные еврейские черты, которые лучше всего прослеживались на деревянных хатах. Однако некоторые сооружения еще их имели. Большая часть застройки виглядела так же, как дома других жителей Луцка. Кроме частных домов для жилья, торговли или аренды на Мокром Лугу находились и общественные строения: синагоги Олицкий Бесhамедриш, Бес-Ѓакнейсис, молитвенный дом Ашкенази, Пурицева школа, Талмуд-Тора и другие.

На грани XIX-ХХ веков в этом штетле несколько владельцев (Кронштейны, Л.Дінер, С.Вайнштейн, С.Гольдберг) виделили части собственных земель для розмещения большого общественного учебного заведения Талмуд-Тора. Это был двухэтажный кирпичный дом розмерами 19 х 15,6 м с цокольным этажом. В 1920 году тут учились 400 детей из бедных еврейских семей. В помещении было 12 классов, канцелярия, столовая.

Багато будинків у цьому штетлі були зруйновані під час Другої світової війни, інші збереглися. Вже у радянський час в колишній Талмуд-Торі розміщувалася бухгалтерська школа. У колишній синагозі Олицький Бесгамедриш у 1950-х роках зробили кінотеатр «Зміна». Синагозі Пурицова добудували ще один поверх. Деякі будівлі були розібрані.

Современное состояние

Штетл на Мокрому Лузі не мав чітких меж. В основному, цей район містився на сучасних вулицях: Ковельська (від мосту на схід), Романюка, нижня частина Богдана Хмельницького, Коцюбинського. Тут збереглося кілька типових і нетипових єврейських споруд. Більшість із них зараз використовується як житло. Талмуд-Тора здається в оренду.

Градостроительные особенности штетлов

Усі єврейські райони мали деякі особливості, які відрізняли їх від інших районів Луцька. Так, бідним районам була притаманна відсутність вулиць взагалі. Залишалися тільки центральні. Перенаселення штетлу призводило до ущільнення забудови, зникнення широких території. Роль вулиць виконували вузькі і брудні проходи між будинками. Господарських території (городів, хлівів) не було взагалі. Тільки житлові будинки з самовільними прибудовами. Оскільки вся забудова була дерев'яною, вона часто горіла. Тоді на місці колишніх проходів з'являлися нові будинки, карта району суттєво змінювалася. Так, наприклад на Вульці вулиць не було взагалі, а тільки ті, що обмежували штетл по периметру. Порівняння планів цієї частини міста всередині XIX та ХХ століть показало, що колишніх проходів немає — весь район перепланувався внаслідок самовільної будівельної діяльності. Це було зумовлено виключно економічними причинами[6].

Юзеф Крашевський у 1850-х роках описував Луцькі штетли[15]:

« Мізерні дерев'яні будиночки, закопчені єврейські корчми, похилені хатки, нові будівлі без віри в майбутнє, немов на один день збиті, старі, що валяться і підперті, серед них обгорілі стовпи спалених будинків, вулиця вистелена дерев'яним помостом замість мощення - ось що ми бачили, а потім небагато краще. Євреї оточують, кричать, нападають, заставляють купувати, ніби на ранок не мають куска хліба. »
Файл:ЛуцькЖидівщина1.jpg
Два дома с общим фасадом и глухой осью симметрии

Архітектура штетлів також відрізнялася від інших частин міста. Більшою мірою, це також було зумовлено економічно. Так, виділилося кілька типів забудови. Довгі дерев'яні, одноповерхові, однородинні, розташовані майже впритул, коротким кінцем виходять на вулицю, мають зазвичай одне вікно та один вхід з вулиці для торгівлі, покриті ґонтом, майже без декоративних елементів — класичний приклад будинків із Жидівщини. Десь із другої половини XIX століття почали з'являтися двоповерхові із цегляним першим поверхом. Інколи входи на другий поверх були з вулиці. Обмеженість площі земельних ділянок призвела до винайдення композиційного прийому, властивого виключно штетлам — два будинки групувалися в подвійний будинок з єдиним фасадом, і покрівлею, гребінь якої йшов над стиком будинків. Композиція фасаду мала одну особливу деталь: архітектурно глуху симетричну вісь, на якій не було дверей чи вікон. Вісь проглядалася тільки наявністю виділеної лінії, яка відображала внутрішню межу двох будинків і містилася на головному фасаді. Цей прийом був притаманний уже цегляним будівлям. Такі збереглися в усіх луцьких штетлах по кілька штук.

Синхронно з цим з кінця XIX століття відмінність єврейських цегляних будинків від інших стала зникати. Наприклад, на Мокрому Лузі більшість будинків та їх розміщення не мають ознак штетлів, хоча були збудовані євреями[6].

Кроме штетлов

В місті був ще один район проживання євреїв — Долина. Але він майже не виділявся у загальній міській забудові. На сучасній карті міста цей район розташовується над річкою Сапалаївка між мостами на вулицях Потапова та Франка. Тут була синагога Бейс Гамедриш Баран. Були синагоги та молитовні школи на Красному та інших районах Луцька.

Общегородские улицы

Чисельність єврейського населення Луцька постійно зростала. За переписом населення міста у 1911 році, 92% мешканців становили євреї[16]. Крім того, з другої половини XIX століття збільшувалася чисельність багатого єврейського населення.


Це призвело до того, що єврейська будівельна активність вийшла далеко за рамки штетлів і розповсюдилася на все місто. Власниками більшості будинків (магазинів, готелів, майстерень та іншого) були євреї. Найбільші споруди в Луцьку будували найбагатші Луцькі єврейські родини — Кронштейни, Глікліхи, Сороки, Лернери, Дави та інші. Так, один із найбільших новобудов міста 1880-х років належав Кронштейнам і здавався в оренду, а в 1930-х роках Кронштейни будували автобусну станцію на головній вулиці міста. Глікліхи, наприклад, долучалися до розбудови освітньої інфраструктури міста. А Абрам Глікліх був власником цегельного заводу «Лучанин», з виробів якого будували лютеранську кірху.

У 1920-х роках на алеї Болеслава Хороброго неподалік Вульки знаходилися кошари, які належали Х.Пінчуку та Т.Вінцбергу. На їх місці у 1936 році була збудована єврейська гімназія з польською мовою викладання ім. Мойсея Глікліха. Архітектор — Францишко Кокеш. Гімназія містила 9 класів, 6 кабінетів, 2 коридори.

На Староволодимирській вулиці у 1909 році почали будувати приміщення ґміни. Джерелами фінансування були дві єврейські родини (Пінчуки, Глікліхи) та деякі види податків, що виплачувало товариство Талмуд-Тора. В цьому будинку була ґмінна канцелярія, зал для засідань Ради ґміни, правління Головного Рабинату Луцька, молитовна школа, зал для урочистих подій.

Загалом же на початок ХХ століття Луцьк перетворився на майже суцільно єврейське місто, тому розвиток штетлів як таких припинився. Власниками більшості споруд в місті були євреї. Наприклад, на головній вулиці міста — Ягеллонській — із 110 власників 92 були євреями у 1930 році. В ті часи євреї стали проживати уже на всіх вулицях.

Кладбища

Поки що вдалося встановити територіальне розташування тільки двох останніх єврейських цвинтарів. Перший із них був на місці сучасного стику вулиць Богдана Хмельницького та Заповітної. Про нього відомо із XVIII століття. У 1852 році у зв'язку з розширенням міста у напрямі цвинтаря його скасували.

Нове місце для цвинтаря було куплене між Вулькою та селом Дворець попід дорогою, яка вела в місто зі сходу. Поруч було і караїмське кладовище. У 1931 році на цвинтарі будувалося поховальне приміщення у стилі класицизму. Пам'ятні плити на замовлення виготовляв місцевий каменяр Л. Шеплер. У 1930-х він продавав їх по 20 злотих за плиту. Крім того, Шеплер виготовляв і міські бордюри на замовлення магістрату. Після війни цвинтар був знищений, плити вивезені.


См. также

Источники

Примечания

  1. Статья «Волынь» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Lutsk by Herman Rosenthal in JewishEncyclopedia.com
  3. 3,0 3,1 Самарцев І. Г. Євреї в Україні на початок ХХ ст. // Український історичний журнал — 1994, № 4 — с.19
  4. Бершадский С. А. Литовские евреи. СПб, 1883
  5. 5,0 5,1 Kraszyńska Fanny. Żydzi Łuccy do końca XVII w. // Rocznik Wołyński. T. VII. Równe, 1938, s.139-178
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Метельницький Р. Деякі сторінки єврейської забудови Луцька. — К.: Дух і літера, 2001 ISBN 966-72-73-16-4
  7. Терський С. Історія Луцька. Том 1. Лучеськ Х—XV ст. — Львів, 2006. — c. 74 ISBN 978-966-553-660-4
  8. Січинський В. Чужинці про Україну. Вибір з описів подорожей по Україні та інших писань чужинців про Україну за десять століть. — Львів, 1938 — 123 с.
  9. Русско-еврейский архив. Т.1. Документы и регистры к истории литовских евреев (1338—1550), изданые С. А. Бершадским. — СПб, 1882 — с.68-69
  10. 10,0 10,1 В.Пясецький, Ф.Мандзюк. Вулиці і майдани Луцька. — Луцьк, 2005. — c.32-33, 69 ISBN 966-361-050-6
  11. Статья «Луцк» в Электронной еврейской энциклопедии
  12. Перльштейн А. Луцк и его древности // Временник императорского московского общества истории и древностей российских. Кн.9 — М., 1851
  13. Маслов Л. Архітектура старого Луцька — Львів, 1939 — с.47
  14. Забытый декабрь: как пала "Масада" Западной Украины
  15. Kraszewski Józef Ignacy. Wspomnienia Wołynia, Polesia i Litwy. — Warszawa, 1985. — s.177
  16. Цинкаловський О. Стара Волинь і Волинське Полісся. Краєзнавчий словник. Т2. — Вінніпег, 1986 — с.47

Литература

  • Метельницький Р.Г. Деякі сторінки єврейської забудови Луцька. — К.: Дух і літера, 2001 ISBN 966-72-73-16-4
  • Kraszyńska Fanny. Żydzi Łuccy do końca XVII w. // Rocznik Wołyński. T. VII. Równe, 1938, s.139-178
  • В. Пясецький, Ф. Мандзюк. Вулиці і майдани Луцька. — Луцьк, 2005 ISBN 966-361-050-6
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация