Кордова (еврейская история)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | |||||||||||
|
Город
Кордова
Córdoba
|
Ко́рдова (исп. Córdoba) — (в еврейско-арабских источниках Кордуба, Куртубба) — город в Андалусии (южная Испания), на склоне отрога Сьерры-Морены, на правом берегу реки Гвадалквивир, в плодородной, очень жаркой местности; столица провинции Кордова. Город основан во времена господства Рима.
Сегодня Кордова — современный город средних размеров, с населением 321 тыс. человек. Старый город содержит много великолепных архитектурных памятников того времени, когда Кордова была столицей Кордовского халифата, занимавшего почти весь Иберийский полуостров.
Содержание |
История
В VIII веке Кордова стала центром арабского господства в Испании. Своего расцвета достигла в X веке, когда имела до 1 млн жителей, множество дворцов, мечетей, караван-сараев и была центром арабской науки, поэзии и искусства. После падения халифата, Кордова оставалась во власти мусульман до покорения её Фердинандом III в 1236 г.
Ранний мусульманский период
Согласно арабскому преданию, евреи жили в Кордове до ее завоевания в 711 г. мусульманами, которые поручили им охрану города. Первые сведения о пребывании евреев в Кордове восходят к 840 г.
Как столица Кордовского халифата (с 929 г.) Кордова стала крупным центром еврейской культуры Испании, чему в большой мере способствовал Хисдай Ибн Шапрут, который привлек в Кордову таких видных еврейских философов, поэтов и ученых, как Менахем Ибн Сарук, Дунаш бен Лабрат и другие предвестники «золотого века» испанского еврейства. Назначение им на пост раввина Кордовы известного галахиста Моше бен Ханоха (умер, по-видимому, в 965 г.) положило начало самостоятельному развитию талмудической учености в Испании.
После берберского завоевания
В 1013 г. берберы, завоевав Кордову, жестоко расправились с еврейской общиной, принимавшей участие в защите города.
Среди ученых 11 в. — первой половины 12 в. выделялись талмудист (см. Талмуд) и астроном Ицхак бен Барух Албалия (1035–94), поэты Иосеф бен Яаков Ибн Сахл (умер, по-видимому, в 1123 г.) и Иосеф Ибн Цаддик, даян Кордовы в 1138–49 гг.
Появление лжемессии Ибн Арье вызвало в 1117 г. среди евреев Кордовы волну мессианских ожиданий (см. Мессианские движения; Мессия), которым положило конец вмешательство руководства общины.
В 1135 г. в Кордове родился Маймонид, семья которого, как и большинство евреев города, бежала в 1148 г., когда захватившие власть Альмохады стали принуждать евреев принять мусульманство.
При христианских королях
Евреи принимали активное участие в восстановлении экономики города после его перехода в 1236 г. под власть короля Кастилии Фердинанда III Святого. Они занимались различными ремеслами, но главным образом торговлей и производством текстильных товаров.
Однако вскоре евреи Кордовы, как и других кастильских городов, подверглись суровым ограничениям. С 1239 г. их обязали носить отличительный знак. Двумя годами позже евреям, принявшим христианство, был закрыт доступ к государственным должностям, которые давали юридическую власть над христианами.
В 1254 г. указом Альфонса X евреев обязали платить духовенству десятую часть доходов от земли, купленной у христиан; община была обложена тяжелыми податями.
В 1391 г. антиеврейские бесчинства в Кордове завершились погромом, в котором погибла подавляющая часть общины. Многие из уцелевших переселились в Гранаду, находившуюся под властью мавров.
Преследования и изгнание в XV веке
Гонениям отныне подвергались в Кордове не только евреи, но и марраны, многие из них погибли под пытками инквизиции в 80-х гг. XV в. В 1483 г. евреям было приказано покинуть Андалусию. В 1485 г. община Кордовы возродилась на некоторое время, но вскоре прекратила свое существование.
Инквизиция Кордовы (существовала до XVIII в.) преследовала марранов и после ликвидации еврейской общины. Особую свирепость при допросах проявлял Диего Родригес Лусеро, инквизитор Кордовы в 1499–1509 гг. Между тем кордовские марраны славились преданностью вере отцов, и для официального возвращения в иудаизм им достаточно было доказать бейт-дину любого города Европы, что они воспитывались в Кордове.
След евреев в городе
[[[Кварталы Еврейские|Еврейский квартал]] Кордовы (худерия) в период мусульманского владычества, а также после завоевания города христианами находился недалеко от городской крепости в юго-западной части Кордовы, и его планировка, а также ряд построек, в том числе синагога в стиле мудехар (1315 г.; архитектор Ицхак Мехаб бен Эфраим; с 1885 г. — национальный памятник Испании) сохранились по сей день. Другой еврейский квартал, разрушенный берберами, находился, видимо, в северной части Кордовы близ Еврейских ворот (позже — Талаверские, или Леонские; разобраны в 1903 г.). От него осталась лишь синагога (10 в.?).
В 1935 г. в Кордове отмечалось 800-летие со дня рождения Маймонида. В 1964 г. ему был открыт памятник на площади, названной по месту его погребения — Тверия. В Кордове имеется также площадь Иеhуды hаЛеви.
Знаменитости
Кордова — место рождения знаменитых философов и поэтов: стоика Сенеки и его племянника Лукана, арабского философа Аверроэса, еврейского теолога Маймонида.
Ссылки
- Статья «Кордова» в Электронной еврейской энциклопедии
- Cordoba // The Virtual Jewish History Tour. — на сайте «Еврейской виртуальной библиотеки» (JVL). Проверено 25 ноября 2024.
- Cordoba 24