История еврейского народа в Новое время (XVI—XVIII вв.)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная исправленная статья | |
Л.Гроервейдл | |
8.05.2010 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
- Постепенная интеграция евреев в европейском обществе, сопровождавшаяся ослаблением и коренной перестройкой традиционных общинных институтов.
Переход от средневековья к Новому времени был ознаменован вспышкой религиозных войн во всём мире, обострением фанатизма и усилением репрессий против евреев, вплоть до геноцида.
Но экономическая необходимость заставляла правителей разных стран искать средства везде. Правители европейских государств стремились отобрать церковные владения и ослабить политическое влияние церкви, что ослабляло их поддержку антиеврейских акций церковников. Усиление центральной власти и стремление подчинить себе города ссорило королей с горожанами - конкурентами и врагами евреев. На этом фоне центральные власти европейских стран стали несколько улучшать жизнь евреям.
Похожие процессы происходили в мусульманских странах.
К концу периода влияние новых общественно-политических взглядов (абсолютизм, меркантилизм, Просвещение) и растущая секуляризация общества привели к пересмотру традиционного отношения к евреям в Европе. Началась Эмансипация - поэтапное предоставление евреям равных с неевреями гражданских прав. Она привела к возникновению многообразных контактов между евреями и их соседями: евреи проникли во все сферы общественной и культурной жизни.
В революционной Франции и там, где установилось её господство евреи получили равноправие.
В Стране Израиля
В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами и на 400 лет стала частью Османской империи.[1]
Евреи там имели статус «зимми» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги.[2] В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка).
В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.
Согласно книге голландского географа и лингвиста Адриаана Реланда "Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata", вышедшей в 1695 году,[3] страна была в основном малонаселённая, основное население в Иерусалиме, Акко, Цфате, Яффо, Тверии и Газе. Большинство населения — евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины.[4][5]
В 1700 году рабби Иеhуда Хасид прибыл в Иерусалим во главе около тысячи своих последователей — ашкеназов из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Но они не удержались в городе и были выселены. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии.[6]
В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Он не смог овладеть страной, так что на положении евреев это никак не отразилось.[7]
В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 25 тысяч из которых составляли христиане. Евреи (главным образом сефарды) составляли 5 тысяч и в основном были по-прежнему сосредоточены в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане.[8]
За пределами Страны Израиля
Новое время началось эпохой великих географических открытий и реформацией в Европе. На границе мусульманского и христианского пространства возникла сильная напряжённость между новой сверхдержавой - Османской империей и европейскими странами.
Всё это с одной стороны породило множество войн с религиозной мотивацией, усилившие религиозный фанатизм и ударившие по всем, в первую по евреям; с другой стороны, породило множество новых возможностей для переселения евреев и их экономической активности.
Евреи массово переселялись из Западной и Центральной Европы на территории тех стран, которые создали им благоприятные условия ради своих экономических и политических интересов. Такими странами были прежде всего Османская империя и Польско-литовское объединённое государство.
Также множество евреев устремились в новооткрытые земли, поселяясь в колониях европейских стран. Евреи появились в Америке и Южной Африке. В Южной и Восточной Азии евреи из Европы вступали в контакт с местными общинами. В ряде стран Ближнего Востока европейские евреи возродили еврейскую жизнь, задавленную местными бедствиями.
В некоторых протестантских странах, на волне враждебности к католицизму, возникли возможности еврейской жизни - полулегальной, а вскоре и полностью легальной. В течение XVI-XVII веков еврейские общины возникли в Дании, Нидерландах, Англии.
В Западной Европе развитие протестантизма вызвало повышенный интерес к ТАНАХу и многочисленные случаи перехода христиан в иудаизм.
Официальное духовенство противилось расширению свободы евреев и принимало контрмеры. Инквизиция в католических странах и её аналоги в некоторых протестантских, мусульманские проповедники в странах ислама преследовали евреев. Их экономические успехи вызывали враждебные действия конкурентов-горожан и должников. В ходе войн и восстаний происходили массовые убийства евреев, крупнейшим из которых стала резня во время Хмельничины в Украине.
Это вызывало появление мессианских сект и религиозные споры в иудаизме. Саббатианство появилось в XVII веке, франкизм и хасидизм - почти одновременно, на грани XVII - XVIII веков.
К концу периода евреи присутствовали практически во всех регионах мира, заняв новые экономические и общественные позиции. Идеи религиозной свободы, секуляризма и либерализма привели к расширению прав евреев в цивилизованных странах, вплоть до предпосылок полного равноправия. Одновременно на смену религиозному антисемитизму возник секулярный.
В то же время в прошедших период развития Османской империи и Польше обстановка стала ухудшаться. Части территории этих стран к концу XVIII века оказались захвачены Россией вместе с евреями, чьи права были немедленно ущемлены.
Библиография
- Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler London, JR Books 2009
Примечания
- ↑ Palestine: The Crusades (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ Статья «Турция» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Статья в "Википедии" со ссылкой на "Британнику" утверждает, что он никогда не выезжал из Нидерландов. Так что упоминания о его путешествии в Страну Израиля сомнительны. Скорее всего, Реланд свёл все доступные ему материалы путешественников. Также следует отметить, что написание его имени, напоминающее итальянское, на самом деле является его склонением в латинском языке, на котором написана книга. Л.Гроервейдл.
- ↑ Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata
- ↑ A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась. Palestine: The Crusades (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.