Шрира Бен Ханина Гаон

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Шрира Бен Ханина Гаон (906?–1006), гаон академии (см. Иешива) Пумбедиты с 968 г. по 1006 г.

Биографические сведения

Происходил из семьи эксилархов, которая вела свое происхождение от царя Давида.

Учителями Шриры бен Ханины Гаона были его дед, рабби Иеhуда, и отец, рабби Ханина; они были гаонами Пумбедиты, их он часто упоминает в своих респонсах.

Духовный лидер

Шрира бен Ханина Гаон был назначен гаоном в период, когда финансовые пожертвования на академии в Пумбедите и в Суре и обращения в них за респонсами практически прекратились и резко сократилось число их учеников.

Благодаря своей славе ученого и выдающимся личным качествам Шрира бен Ханина Гаон сумел возобновить связи пумбедитской академии с еврейскими общинами.

Несмотря на широкое распространение раввинистической учености в Кайруане (Северная Африка), в Испании и в ашкеназских землях (см. Ашкеназы) ученики стекались в Пумбедиту.

В то время как академия в Суре пришла в упадок, академия в Пумбедите восстановила свой былой престиж и претендовала на роль духовного руководителя мирового еврейства.

Шрире бен Ханине Гаону принадлежит ключевая роль в превращении Вавилонского Талмуда в высший галахический авторитет (см. Галаха) во всем еврейском мире.

Авторов респонсов

Шрира бен Ханина Гаон был одним из наиболее плодовитых авторов респонсов. В ответ на вопрос Яакова бен Ниссима бен Шахина от имени общины Кайруана, когда и как были составлены Мишна, Тосефта, Барайты и Талмуд, Шрира бен Ханина Гаон написал в 987 г. свое знаменитое «Послание рава Шриры Гаона» («Иггерет Рав Шрира Гаон»), которое представляет собой классический образец еврейской историографии.

При Шрире бен Ханине Гаоне и его сыне, гаоне Хае бен Шрире, число гаонских респонсов стало беспрецедентным.

Эти респонсы, по большей части составленные Шрирой бен Ханиной Гаоном и Хаем совместно, оказали глубокое влияние на экзегетические (см. Экзегеза) и правовые (см. Право еврейское) труды последующих эпох. Шрира бен Ханина Гаон и его сын сформулировали множество правил, имеющих огромное значение для интерпретации Талмуда.

Большинство респонсов Шриры бен Ханины Гаона посвящены проблемам религиозной практики, а некоторые содержат изложение отрывков из Талмуда и Мишны и комментарий к ним. Иона Ибн Джанах и Давид Кимхи (см. Кимхи, семья) цитируют комментарии Шриры бен Ханины Гаона к библейским текстам, однако неясно, сделал ли он комментарии на все книги Библии.

Шрира бен Ханина Гаон составил глоссарий к первому и шестому разделам Мишны и комментарии к нескольким талмудическим трактатам, в частности, к Брахот, Шаббат и Бава Батра (сохранился лишь фрагмент из последнего комментария).

Хотя Шрира бен Ханина Гаон владел арабским языком и писал на нем респонсы еврейским общинам в мусульманских странах, он предпочитал писать на иврите или арамейском языке.

Шрира бен Ханина Гаон интересовался каббалой и полагал, что каббалистические мистические трактаты содержат древнюю традицию; он, по всей видимости, не толковал Аггаду (несохранившийся трактат «Мегиллат старим» /«Свиток таинств»/ написан в мистическом ключе).

Шрира бен Ханина Гаон умер в возрасте ста лет; за два года до своей смерти он назначил сына Хая гаоном Пумбедиты.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШРИРА БЕН ХАНИНА ГАОН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация