Цветы в еврейской традиции
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Цветы (פְּרָחִים, прахим).
Хотя флора Эрец-Исраэль изобилует цветущими растениями (см. Земля Израиля Эрец-Исраэль. Географический очерк), Библия и талмудическая литература (см. Талмуд) редко упоминают использование цветов с декоративной целью.
Этот факт объясняется тем, что в древнем мире растения ценились преимущественно за их ароматические, а не декоративные свойства.
Сбор цветов упоминается в Библии только один раз: «Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии» (Песнь 6:2). Мишна упоминает о сборе лилий, однако не в саду, а на кладбище (Тох. 3:7).
В Талмуде говорится о «розовом саде» в Иерусалиме (БК. 82б), однако неясно, был ли этот сад разбит в декоративных целях, или растущие в нем розы использовались для производства благовоний.
В Талмуде упоминаются шафран, жасмин и нарцисс, однако говорится о них преимущественно как об ароматических и лечебных растениях.
Вместе с тем цветы были распространенным орнаментальным мотивом: так, на каждой ветви меноры были «три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами» (Исх. 25:33); края стоявшего возле входа в Храм литого медного «моря» «походили на распустившуюся лилию» (I Ц. 7:26), а на кедровой внутренней облицовке Храма «были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов» (I Ц. 6:18).
Иосиф Флавий сообщает, что головной убор первосвященника имел форму чашечки цветка белены.
Цветочный венок упоминается в Ис. 28:1: «Горе венку гордости пьяных ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его».
В апокалиптической литературе говорится об обычаях девушек украшать голову венком, а также об обычае носить венки в праздник Суккот и при чествовании победившего в бою (Юб. 16:30; IV Мак. 17:15), и других.
Талмуд упоминает розовые гирлянды (Шаб. 152а, БМ. 84а) и венки женихов, сплетенные из роз и мирта (Сот. 9:14; Тосеф. 15:8), а также обычай идолопоклонников украшать статуи богов цветами и злаками (Ав. Зар. 4:2; ТИ, Ав. Зар. 4:2, 23г).
В Библии встречаются названия только трех цветов — שׁוֹשָׁן, шошан (или שׁוֹשַׁנָּה, шошанна), שׁוֹשַׁנַּת הָעֲמָקִים, шошаннат hа-амаким (шошанна долин) и חֲבַצֶּלֶת הַשָּׁרוֹן, хаваццелет hа-Шарон (хаваццелет долины Шарон).
Наиболее вероятно, что шошанна в Библии — это белая лилия, хотя в Мидраше этот цветок отождествляется с розой (Лев. Р. 23:3 и др.).
Это ошибочное отождествление сохраняется в разговорном иврите по сей день. Большинство исследователей полагают, что шошаннат hа-амаким — это нарцисс, а хаваццелет hа-Шарон — панкратий приморский (Pancratium maritimum), луковичное растение с белыми и очень ароматными цветами.
Аромат цветов служит поводом для произнесения бенедикции «Блажен Ты, Господь... создавший благоуханные растения» (Бр. 43б).
Как правило, цветы и растения не использовались в синагогальных и домашних церемониях; исключение составлял праздник Шавуот, во время которого было принято украшать синагогу благоуханными цветами и растениями.
Некоторые раввинистические авторитеты выступали против этого обычая из-за сходства с обычаями христиан.
В некоторых общинах в праздник Симхат-Тора принято сооружать балдахин, наподобие брачной хуппы, из растений и цветов; в праздник Суккот кущи украшают фруктами, растениями и цветами. В традиционном еврейском погребения обряде и в трауре цветы не используются.
Символика цветов в еврейском прикладном искусстве (см. Искусства пластические) и использование цветов и других растений в еврейской традиции широко представлены в заповеднике библейской природы Неот-Кдумим к северу от Модиина.
В Израиле цветоводство как экспортная отрасль начало развиваться с 1950-х гг. (см. Государство Израиль. Экономика).