Днепропетровск (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Участник: Karkaix | |
д-р Арье Ольман
|
|
Краткие сведения о Днепропетровске
Днепропетро́вск (укр. Дніпропетровськ) — город на Украине.
Центр Днепропетровской области.
Исторические названия:
- Екатеринослав (1776—1797; 1802—1926),
- Новороссийск (1797—1802),
- Сичеслав (1918—1919), неофициальное название.
Этнический состав по области на 2001 год:
Национальность | Численность (чел.) | Процентное соотношение |
---|---|---|
Украинцы | 2825,8 тыс. | 79,3% |
Русские | 627,5 тыс. | 17,6% |
Белорусы | 29,5 тыс. | 2,0% |
Евреи | 13,7 тыс. | 0,4% |
Армяне | 10,6 тыс. | 0,3% |
Азербайджанцы | 5,6 тыс. | 0,2% |
История еврейской общины
Город Днепропетровск являлся и является важнейшим центром развития еврейской жизни в украинском государстве.
- 1791 указ императрицы Екатериной II «О предоставлении евреям гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области». После его издания в губернский город Екатеринослав, в надежде на лучшую жизнь, устремились евреи. Начало истории местной еврейской общины восходит к 1776 году — моменту основания города. К началу XIX века численность еврейского населения города превысила 300 человек.
- В 1800 г. в Екатеринославе была построена синагога. По Положению о евреях 1804 г. город был включен в черту оседлости. Рост города во второй половине 19 в. вызвал приток евреев из других местностей.
В 1805 г. еврейская община Днепропетровска насчитывала 376, а в 1847 г. — 1699 человек. Появление евреев способствовало ускоренному культурному и промышленному развитию города.
- В 1846–55 гг. в Екатеринославской губернии и в окрестностях города было основано несколько еврейских земледельческих колоний (см. Земледелие); некоторые из них просуществовали до нацистской оккупации во время Второй мировой войны.
- В 30-х годах XIX века по инициативе купца Гирша Луцкого было начато и завершено строительство в городе первого кирпичного дома.
- В 1832 году евреем Заславским на Литейной улице был построен чугунолитейный завод.
- В 1833-м открылась суконная фабрика Неймана.
- В 1843 году купцом Абрамом Иосифовичем Луцким было построено каменное здание театра, ставший главным центром культурной жизни.
Рост промышленности и увеличивающийся приток еврейского населения (15% от общего числа жителей)привел к естественной необходимости в большой синагоге
- В 50 годах XIX века была построена Хоральная синагога, отличавшаяся оригинальной архитектурой и получившая впоследствии название «Золотая Роза».
- В 1864 г. в Екатеринославе функционировали казенное еврейское училище первого разряда, талмуд-тора, 15 хедеров, пять синагог и молитвенных домов. В городе проживали также караимы (по переписи 1897 г. — 359 человек). В 1879 г. была открыта караимская мужская школа (23 ученика). В 1884 г. в Екатеринославе был создан кружок Ховевей Цион под руководством М. Майданского (1825–1910). 20–21 июля 1883 г. в Екатеринославе произошел еврейский погром, подавленный воинскими частями. В 1880–90-х гг. происходил стремительный рост численности еврейского населения Екатеринослава. В 1897 г. оно насчитывало 41 240 человек (36,3% общего населения) и состояло из богатых купцов, мелких торговцев, ремесленников, промышленных и портовых рабочих. Еврейская община, будучи одной из наиболее организованных в России, содержала целую сеть образовательных (включая иешиву) и благотворительных (см. Благотворительность) учреждений.
В этот период еврейским промышленникам принадлежало около четверти предприятий Екатеринославской губернии.
- В начале XX века евреем Спектором был построен кинотеатр (один из лучших в Российской империи).
- Памятник А. С. Пушкину, до настоящего времени украшающий город, создан скульптором Ильей Гинцбургом.
В это время
- евреи участвовали в работе Городской думы,
- главным раввином города был избран Леви Ицхок Шнеерсон,
- открылся Екатеринославский еврейский политехнический институт…
- В 1890 г. в Екатеринославе функционировал еврейский театр. Вечером 20 июля 1905 г. в Екатеринославе вспыхнул погром, прекращенный еврейской самообороной (один человек погиб). В октябре 1905 г. в Екатеринославе вновь произошли погромы, во время которых погибло 67 человек и 100 человек было ранено. Местная группа еврейской самообороны оказала сопротивление погромщикам и сделала многое для защиты общины.
- В конце 19 в. Екатеринослав становится важным сионистским (см. Сионизм) центром, где в 1891–1906 гг. развернулась деятельность М. Усышкина и Шмарьяху Левина (с 1898 г. по 1904 г. — казенный раввин города). В 1911 г. в Екатеринославе был основан Еврейский горный институт, устав и программу которого утвердило Министерство народного просвещения. В 1912 г. группа молодых интеллигентов организовала в Екатеринославе театральный кружок с постановкой пьес на иврите. В 1913 г. в Екатеринославе функционировали 38 синагог и еврейских молитвенных домов, караимская кенасса, казенное училище, три талмуд-торы, еврейская женская гимназия Иоффе, десятки хедеров, караимское училище, еврейская больница с несколькими отделениями. Во время Первой мировой и гражданской войн в Екатеринославе нашли убежище тысячи евреев; в 1920 г. еврейское население города составляло 73 тысяч человек, однако в последующие годы многие беженцы возвратились на прежние места жительства. Во время Первой мировой войны в Екатеринослав эвакуировалось минское ремесленное училище, были открыты вечерние курсы для мужчин и для женщин (на средства Еврейского комитета помощи жертвам войны и Общества для распространения просвещения между евреями), частное еврейское среднее училище П. Когана, женская профессиональная школа. В 1917 г. был открыт частный Политехнический институт (Еврейский политехникум) с электромеханическим, инженерным и экономическим факультетами, преобразованный в 1917 г. в Еврейский научный институт.
- Активность еврейской жизни была пресечена революцией, бедствиями Гражданской войны и беспринципной политикой советской власти — не только антиеврейской, но и антирелигиозной.
Первые годы советской власти
- Евреи Екатеринослава сильно пострадали от произвола различных сменяющихся властей в городе во время гражданской войны 1917–22 гг. Так, в мае 1919 г. в предместье Екатеринослава бандами атамана Н. Григорьева был устроен погром, во время которого погибло свыше 150 евреев.
- В 1920-х гг. в Днепропетровске действовали различные сионистские организации, в основном в подпольных условиях. В феврале 1924 г. были осуществлены массовые аресты сионистов. В 1920-х гг. – первой половине 1930-х гг. функционировали еврейские школы, еврейский машиностроительный техникум. В Днепропетровске в 1930 г. был создан Еврейский колхозный театр под руководством И. Радомысского, получивший в 1936 г. статус областного еврейского драматического театра (художественный руководитель М. Каганов). К концу 1920-х гг. еврейская общинная жизнь прерывается. В конце 1920-х гг. – начале 1930-х гг. в Днепропетровске функционировала полулегальная иешива хасидов Хабада. В 1929 г. была закрыта Хоральная синагога. Ко второй половине 1930-х гг. были ликвидированы все еврейские учебные заведения.
- главный раввин города Леви Ицхок Шнеерсон был обвинен в создании «антисоветского еврейского клерикального подполья» и сослан в Казахстан.
- В 1926 г. еврейское население Днепропетровска составляло 62 043 человека (26,7% от всего населения), в 1939 г. — 85 529 человек.
Годы фашистской оккупации
- 25 августа 1941 г. германская армия оккупировала Днепропетровск. Большинство еврейского населения успело эвакуироваться. Оставшиеся евреи были заключены в гетто. 2 октября 1941 г. немецкий комендант Днепропетровска издал приказ: «В целях наказания приказываю следующее: еврейское население Днепропетровска облагается штрафом в размере трех миллионов марок». После грабежа еврейского населения последовали массовые расстрелы. Так, согласно отчету Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов и их пособников, в Днепропетровске 13 октября 1941 г. было уничтожено 10–12 тысяч евреев в овраге в районе Транспортного института. Нацисты «с целью сокрытия следов преступлений... наполнив овраг трупами, засыпав сверху землей, на том же месте произвели посадку деревьев». В конце декабря 1941 г. – начале января 1942 г. были расстреляны все оставшиеся в гетто евреи Днепропетровска — около пяти тысяч человек. Евреи Днепропетровска участвовали в подпольной борьбе против оккупантов. Так, активным членом городского подполья был Б. Сондак (1921–1942).
После войны
После окончания войны у еврейской общины города осталась только одна действующая синагога. Антирелигиозная политика советских властей так повлияла на самосознание евреев, что в 1980-х годах в синагогу приходили лишь считанные пожилые люди.
- По переписи 1959 г. в Днепропетровске проживали 53 400 евреев, в 1970 г. — 50 422 (5,8% от всего населения) и 57 караимов, в 1979 г. — 45 622. В 1989 г. в Днепропетровске жили 37 869 евреев. К 1970 г. в городе оставалась одна синагога: в дни религиозных праздников синагога и прилегающая к ней улица заполнялась евреями.
- В 1970-х гг. – середине 1980-х гг. многие евреи Днепропетровска репатриировались в Израиль. К концу 1980-х гг. – началу 2000-х гг. большинство евреев Днепропетровска уехали в Израиль, США и другие страны мира. Так, согласно всеукраинской переписи населения 2001 г., в Днепропетровской области (в том числе и в Днепропетровске) проживало 13 700 евреев (0,4% от всего населения).
Конец XX — XXI в.
С конца 1980-х гг. в Днепропетровске началось развитие еврейской общинной жизни. С 1990 г. раввином Днепропетровска является Ш. Каменецкий (родился в 1965 г.), представитель хасидов Хабада. В 1997 г. еврейской общине возвращено здание Хоральной синагоги. Президентом еврейской общины Днепропетровска является А. Фридкис. С начала 1990-х гг. в Днепропетровске стала складываться система еврейского образования. С 1991 г. действует иешива «Нахлас Леви» (глава иешивы Е. Барам). В городе функционируют еврейская средняя школа «Ор Авнер Л.-И. Шнеерсон» (директор Г. Скороход), женский педагогический колледж «Бет Хана» (директор Тамара Ольшанитская), иешива «Леви, Ицхак», детский сад «Илана». В Днепропетровске действует еврейский пресс-центр «Алеф» (возглавляет О. Ростовцев), издаются две еврейские газеты: «Геула» (редактор М. Каршенбаум), «Шабат шалом» (редактор М. Каршенбаум). На местном телевидении регулярно выходит еврейская программа «В наше время». Действует представительство Еврейского агентства, благотворительный центр «Хесед Менахем» при финансовой поддержке Джойнта; работает небольшой музей Холокоста (см. Катастрофа). Выступают еврейские музыкальные коллективы — хор «Фиделе», хор «Ор Симха».
В 1991 год — открывается еврейская школа (в настоящее время одна из крупнейших в Европе.
Международные связи общины, в частности с еврейской общиной Бостона, позволили
- установить самое современное медицинское оборудование
- открыть гинекологическую клинику,
- детскую поликлинику,
- проводить вакцинацию детей и новорожденных,
- проводить реабилитацию детей со специальными потребностями (ДЦП, аутизм),
- осуществлять протезирование при переломах шейки бедра.
В 2000-м году открылась реконструированная Хоральная синагога «Золотая роза».
2002 год — построен и открыт «Бейт-Барух» (Дом для пожилых людей).
2003 год — реализуется строительство проекта и открытие уникального детского образовательного центр «Бейт Циндлихт». Главный инициатор — В. М. Пинчук)
2004 год - создан парк для еврейских детей и возведена детская игровая площадка (при активном участии У. Лейбера). Реализовано строительство научно-исследовательского центра и музея Холокоста (главный реализатор проекта И. В. Коломойский). Инициируется (М. Корфом) и поддерживается строительство региональной миквы.
Производится регулярная выдача продуктовых наборов для 5 тысяч пенсионеров и инвалидов, оказывается существенная помощь ветеранам второй мировой войны.
В настоящее время строится семибашенное здание общинного центра, который должен быть самым большим в СНГ.
Краткая структура общины
Президент — Геннадий Борисович Боголюбов.
Духовный лидер — главный раввин Шмуэль Каминецкий.
В 1998 году был создан Попечительский совет общины, осуществляющий стратегическое руководство общиной.
В Попечительский совет входят влиятельные предприниматели, объединившие усилия для обеспечения стабильной работы общины.
Синагоги
До Октябрьской революции в городе действовало 44 синагоги и молельных дома, образованных по цеховому признаку: синагоги шорников, портных, водовозов.
На территории нынешней центральной синагоги «Золотая Роза» когда-то существовали четыре профессиональные синагоги.
Одна из них деревянная, построенная в 1800 году, сгорела.
На этом месте воздвигли большую каменную Хоральную синагогу.
В 1920-х годах по требованию Евсекции в здании синагоги юыл расположен
- Еврейский рабочий клуб,
- позднее — Дом культуры швейной фабрики имени Володарского.
После 1991 независимая Украина приняла закон о возвращении культовых учреждений.
Из четырех сохранившихся в Днепропетровске зданий синагог еврейская религиозная община получила в свое распоряжение три:
- «малой» синагоги на Коцюбинского
- синагоги на улице Миронова
- Хоральной синагоги «Золотая Роза»
Хоральная синагога заслуживает особого упоминания. Она является предметом особой гордости евреев Днепропетровска. Автор проекта реконструкции этой синагоги Александр Дольник. На международном архитектурном фестивале «Зодчество-2001» в Москве эта работа получила Золотой диплом.
В Екатеринославе жила семья седьмого Любавичского Ребе, а сам р.Менахем-Мендель Шнеерсон провел в этом городе молодые годы.
Еврейская пресса Днепропетровска
- «Шабат Шалом» — одна из первых еврейских газет Украины. Начала выходить в апреле 1991 года. Газета распространяется бесплатно. Её читают в России, Израиле, США, Германии.
- «Шалом, Хаверим» — учредитель: Днепропетровская областная еврейская община.
- «Вестник Сохнута» — газета.
- «Геула» — еженедельник, выпускается с ноября 1994 года; предназначен каждому еврею: как тем, кто уже пришел к иудаизму, так и тем, кто только начал приобщаться к еврейской традиции — взрослым и детям, подросткам, мужчинам и женщинам.
Известные члены днепропетровской еврейской общины
- Шмуэль Каминецкий — главный раввин Днепропетровской еврейской общины.
- Красный, Юрий Ешуанович — советский педагог, художник, поэт.
- Курдюкова, Лина Ивановна — специалист анимационной педагогиги.
- Леванда, Виталий Осипович (1840—1913) — русский юрист и публицист.
- Левин, Иеhуда Лейб — раввин.
- Пинчук, Виктор Михайлович — крупный украинский предприниматель, член попечительского совета Днепропетровской еврейской общины.
- Менахем-Мендель Шнеерсон — 7-й и последний любавичский ребе. Один из виднейших еврейских деятелей XX века.
Примечания
Ссылки
- Днепропетровская еврейская община|Самый динамичный ресурс Еврейских новостей
- В Библиотеке АМК: Днепропетровские имена (поэты, прозаики, публицисты, философы)
- История Екатеринослава и Екатеринославской губернии
- История Днепропетровска и Приднепровья — персональный сайт Максима Кавуна
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДНЕПРОПЕТРОВСК в ЭЕЭ