“hефкер ” (имущество, не имеющее владельца)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Хефкер (הֶפְקֵר, в древних рукописях Мишны и Иерусалимского Талмуда также הֶבְקֵר — хевкер — таково, по-видимому, правильное написание этого слова, а его изменение отражает фонетические процессы, которые произошли в языке иврит на рубеже 5–6 вв.), имущество, у которого нет владельца. На подобное имущество распространяется хазака, и любой человек может стать его обладателем. Этимология слова хефкер неясна, были попытки объяснить его происхождение от аккадского (см. Аккад) слова с похожим корнем. Впервые это слово появляется в талмудической литературе. Первоначально этот термин служил для обозначения не всякого имущества, оставшегося без хозяина, а только того, от которого бывший владелец добровольно отказался, объявив его хефкером. Краденое или потерянное имущество не попадает в категорию хефкера, даже если владелец уже отчаялся получить назад похищенное или утерянное и таким образом пренебрегает своим правом собственности; такое имущество называется иеуш (`отчаяние`, см. Собственность).
Особая категория — объекты, у которых никогда не было хозяина: пустыни, реки и все, что там находится, случайно обнаруженный клад, дикие животные — они «становятся сами по себе хефкером», а не по воле хозяина (БМ. 2:3, ТБ. БМ. 25б).
В праве еврейском с древних времен, согласно законам наследования, владелец имущества не может лишить своих наследников права наследования, а продажа наследного удела строго порицается. Этому несколько противоречит наличие в еврейском финансовом праве института хефкера, предполагающего, что хозяин может отказаться от своего имущества. Возможно, это противоречие связано с тем, что хефкер был нововведением, возникшим на определенном этапе развития Устного Закона. В положениях Устного Закона, которые принято относить к храмовой эпохе (см. Храм), нет термина хефкер даже в тех случаях, когда речь идет об общественном имуществе и обсуждаются проблемы никому не принадлежащего имущества. Первое упоминание хефкера в Мишне (Пеа 6:1) связано со спором между школой Гилельа и школой Шаммая. Школа Шаммая настаивает на том, что бедным допустимо вступить во владение хефкером, таким образом этот вид имущества становится средством благотворительности. Школа Гилельа утверждает, что как субботний год аннулирует права истинного владельца на его землю в течение седьмого года и делает урожай этого года доступным для всех, так и любой человек может вступить в обладание хефкером. Проблемы, связанные с хефкером, были предметом споров первых таннаев и амораев (ТИ., Пеа 6:1); и те и другие относились к хефкеру как к издавна существовавшему институту, но никто из них не сообщал о его происхождении.
Ряд исследователей предполагает, что хефкер возник в период правления последних хасмонейских (см. Хасмонеи) царей и Ирода I: притеснения и конфискации привели к тому, что некоторые люди стали отказываться от своего имущества (ср. Пс. 57а, где рассказывается о жителях Иерихона, «посвятивших небу» свое имущество, однако там нет упоминания термина хефкер).
Э. А. Урбах считает, что институт хефкера есть порождение института хекдеша — посвящения человеком части своего имущества Храму. После разрушения Храма в еврейском народе бытовала тенденция посвящать имущество небесам, отказываясь от прав на обрабатываемую землю, объясняя это тем, что в мире, в котором нет Храма и приношения биккурим и трумот у-маасрот, нет места и нормальному образу жизни: обработке земли и сбору урожая. Подобно этому некоторые люди отказывались от вина и мяса, так как прекратились возлияния вина и жертвоприношения в Храме. Мудрецы Устного Закона выступали против этих тенденций, настаивая на возвращении к нормальному образу жизни, однако в целом они приняли институт хефкера, изменив его природу. В отличие от древнего хефкера, предполагавшего, что имущество становится неупотребимым, хефкер впоследствии обозначал имущество, которое должно стать либо общественным, либо частным достоянием. Так, по мнению школы Шаммая (см. выше), цель хефкера, как и цель частей урожая, называемых лекет, шихеха у-феа, — обеспечить бедных. По мнению Урбаха, в Эрец-Исраэль во время римского владычества сложилась такая обстановка, что для многих обладание недвижимостью из-за непомерного налогообложения стало невозможным; кроме того, немало владельцев земли разбогатели преступным образом. Все они были заинтересованы в посвящении части своего имущества: первые для облегчения своей участи, вторые видели в этом искупление грехов и общественную реабилитацию (согласно Галахе, трумот у-маасрот, а также хекдеш допускались и от вора, и от грабителя /Тос., Трум. 1:6/). Таким образом, хефкер отвечал религиозным и социально-экономическим нуждам жителей Эрец-Исраэль.
Помимо хефкера, возникшего по воле хозяина, существует хефкер бет-дин (`хефкер суда`). В Мишне (Шк. 1:1–2) рассказывается о том, что посланцы бет-дина приходят на поля и выкорчевывают кил’аим. По поводу этого действия танна рабби Иехуда бар Илай упоминает, что после того, как «возросло число грешников», стали не только выкорчевывать, но и объявлять кил’аим никому не принадлежащим имуществом. В этом случае хефкер подобен херему — происходит конфискация имущества с целью наказания владельца, однако в отличие от херема тотчас после того, как имущество переходит в руки бет-дина, любой человек может вступить во владение им. Таким образом хефкер используется как способ наказания одних и поощрения других. В Галахе находит выражение бережное отношение Устного Закона к частной собственности (см. Собственность), в отличие от отношения к собственности у ессеев (см. Мёртвого моря секты) и христиан.
Имущество, оставленное владельцем, не становится хефкером автоматически, а только в том случае, если владелец выразил свою волю сделать его хефкером (ТБ., Нед. 45а). Владелец не может объявить хефкером все свое имущество (Ар. 8:4; Тос., Ар. 4:23), а только его часть. По мнению некоторых таннаев, имущество становится хефкером тотчас после объявления его таковым, согласно мнению других таннаев — только после того, как нашелся новый хозяин, а все предшествующее время он принадлежит первому (ТИ., Нед. 4:10). По мнению некоторых амораев, хозяин может аннулировать свое решение в течение трех дней (ТБ., Нед. 84а). В Мишне говорится, что можно объявить имущество хефкером лишь в присутствии трех свидетелей (Нед. 2:16). После объявления имущества хефкером первый, кто предъявит на него права, может стать его владельцем, в том числе и бывший хозяин.
В более позднем галахическом творчестве рамки понятия хефкер были расширены. Так, он был применен к наследству умершего прозелита, не оставившего наследников-евреев. Подобное имущество, в отличие от имущества бездетного еврея (еврейское право предполагает, что у него обязательно должны быть наследники), становится достоянием первого оказавшегося рядом человека, который может вступить в обладание этим имуществом посредством хазаки (Кид. 16а). В Талмуде этот вид имущества еще не называют хефкером, поскольку отсутствует воля хозяина, однако комментаторы Талмуда объясняли этот закон как подвид хефкера.