Еврейская шляпа
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
11.01.2013 | |
- Эта статья о головном уборе средневековых европейских евреев. О современной еврейской ермолке, см. Кипа.
"Еврейская шляпа", также известная как еврейская шапка, (нем. Judenhut' и латинский pilleus cornutus - "рогатая ермолка"), была конусообразной остроконечной шляпой, часто белой или жёлтой; её носили евреи в средневековой Европе и кое-где в исламском мире.
Сначала её носили по собственному желанию, но Четвертый Латернский собор в 1215 году обязал всех евреев-мужчин носить её за пределами гетто в качестве отличительного знака.
Как и фригийский колпак, на который она похожа, эта шляпа, возможно, возникла в доисламской Персии - похожие шляпы носили вавилонские евреи.[1]
Современные отличительные или характерные еврейские мужские головные уборы включают кипу (ермолку), штраймл, сподик, колпик, кашкет (глубокая кепка, преимущественно детский головной убор) и федора (мягкая шляпа с большими полями); см. также хасидские головные уборы.
Содержание |
Европа
В Европе еврейская шляпа появилась во Франции с XI-го века, и Италия с XII-го, по-видимому, прибыв из исламского мира. По еврейским правилам, евреи должны держать головы покрытыми почти все время[2] В отличие от желтого знака, еврейская шляпа часто изображалась в иллюстрированных рукописях на иврите, а затем была включена немецкими евреями в их печати и гербы. Это позволяет предположить, что по крайней мере первоначально она расценивалась европейскими евреями как "элемент традиционной одежды, а не навязанная дискриминация".[3]
Шляпы также надеты в христианских картинах на такие фигуры, как святой Йосеф, а иногда и Иисус Христос (см. ниже). Однако, как только её ношение "стало обязательным, шляпа, до сих пор намеренно отличавшаяся от шляп, которые носили христиане, была воспринят евреями в негативном свете".[4] Закон во Вроцлаве в 1267 году гласил, что поскольку евреи перестали носить остроконечных шляпы, которые они обычно носили, это будет сделано обязательным.[5]
Четвертый Латернский собор 1215 года постановил, что евреи и мусульмане должны быть различимы по их одежде (лат. "габитус"), обосновав это так:
"В некоторых провинциях платье евреев и сарацинов отличает их от христиан, но в других возникла путаница, так что они не могут быть опознаны ни по каким отличительным знакам. Таким образом, по ошибке христиане имеют половое сношение с еврейскими или сарацинскими женщинами, а евреи и сарацины имеют половые сношения с христианскими женщинами. Для того, что преступление такого проклятого смешения не имели бы в будущем оправдания и уклонения от ответственности под предлогом ошибки, мы решаем, что (иудеи и сарацины) обоих полов во всех христианских странах должны отличать себя публично от других людей по одежде. По свидетельству Священного Писания, такие предписания были уже сделаны Моисеем (Lev.19.19; Deut.22.5.11)".[6]
Однако не все европейские средневековые монархи следовали этим папским резолюциям. Король Андраш II Венгерский (1177 - 1235) игнорировал в ряде случаев требования папы, который отлучал его от церкви дважды. В то время многие евреи были на королевской службе. Отлучение помешало Андрашу II присутстввовать на канонизации его дочери Элизаветы Венгерской в Германии.[7] Шляпы были замечены главным образом к северу от Альп, несмотря на то, что некоторые из самых ранних экземплярров находились в Италии, и не были обнаружены в Испании.
Более подробные правила были введены в действие на местах правителями, в очень разные времена и в разном виде. Решение совета было подтверждено советом Вены в 1311-12 гг. В 1267 году этот головной убор стал обязательным в Вене. Врач получил временное разрешение на неношение его в Венеции в 1528 году, по просьбе различных уважаемых пациентов.[8] Папа Павел IV приказал в 1555 году, чтобы в Папской области должна быть желтая остроконечная шляпа, а с 1567 в течение двадцати лет она была обязательной в Литве, но этот период её редко можно было увидеть в большинстве стран Европы.[9]
Как результат еврейской эмансипации использование еврейской шляпы было официально прекращено, хотя оно сокращалось задолго до этого, и её не часто видели после 1500 года; различные формы желтого знака были гораздо более долговечны.[10] Это была альтернативная форма отличительного знака, не виданная в Европе до 1215 года, а затем вновь введённая нацистами. Вероятно, это более соответствовало местными законам; например, английского законодательство сосредоточено на знаке, который принял форму двух Скрижалей Завета. На некоторых картинах из всех частей Средневековья раввины и другие еврейские лидеры носят еврейскую шляпу, когда другие евреи этого не делают, что может отражать реальность.[11]
Форма шляпы переменная. Иногда, особенно в XIII-м веке, она мягкий фригийский колпак, но чаще в ранний периода это шляпа с круглыми полями - видимо, жесткая - изогнутая вокруг сужающейся верхней части, которая заканчивается в точке,[12] названная Сарой Липтон "маслёнкой".[13] Меньшие версии, сидевшие на верхней части головы также можно увидеть. Иногда кольцо какого-нибудь вида окружает шляпу на дюйм или два вокруг верхней части головы. В XIV веке шар или кисточки появляется в верхней части шляпы, и сужающийся конец становится скорее стеблем относительно постоянной ширины.[14] В верхней части шляпа становится более плоской, или округлой (как на картинке Кодекса Манессье).
К концу Средних веков шляпы неуклонно заменялись на различные головные уборы, в том числе экзотические, пылающего восточного стиля шляпы, тюрбаны, а с XV-го века широкие плоские шляпы и большие береты. В картинах на библейские сюжеты иногда предпринимались попытки изобразить современную одежду, которую в то время носили в Святой Земле, но все же стили можно увидеть в некоторых изображениях тогдашних европейских сцен. Где отличительная заостренная еврейская шляпа осталась, но она стала гораздо менее определенной формы, и мешковатой. Свободные тюрбаны, широкие плоские шляпы и береты, а также новая меховая шапка стиля из черты оседлости по-прежнему связаны с евреями вплоть до XVIII века и дальше.
Еврейская шляпа в искусстве
Еврейская шляпе часто используется в средневековом искусстве для обозначения евреев библейского периода. Часто евреев рисовали в шляпах, чтобы показать в невыгодном свете по истории, которую изображали, например, менял, изгонямых Иисусом из храма (Матфей 21.12-17), но это далеко не всегда так. Мужа Марии, св. Йосефа, часто показывают носящим еврейскую шляпу, и сам Иисус может быть показан носящим её, особенно в изображениях Встречи в Эммаусе, где его ученики сначала не узнали его (Лука 24.13-32).[15] Иногда это используется, чтобы отличить евреев от других народов, таких как египтяне или филистимляне. Они часто изображаются в искусстве в таких временах и места, где шляпу, кажется, на самом деле евреи обычно не носили, "как внешний и в значительной степени произвольный знак, разработанный христианскими иконописцами", один из ряда полезных визуальных способов определения типов лиц в средневековом искусстве.[16]
В отличие от формы отличительного знака, еврейскую шляпу часто можно видеть на иллюстрациях еврейских рукописных книг, таких как Ѓагадот, сделанных в средневековой Европе (см. картинку выше). В Ѓагаде птичьей головы (Германия, с. 1300, сейчас в Иерусалиме), фигуры в шляпах сидят за седером.[17]
Однако в христианском искусстве ношение шляпы могло иногда показать отношение автора к тем, кто носит её. В одном крайнем случае, в рукописи Библия Морализе, иллюстрация показывает посох Аарона, который превратился в змею, ползущую на магов фараона (Исход, 7:10-12); Моше и Аарон без шляп, а египетские маги в шляпах, не в знак того, что они евреи, но что они как евреи, то есть на неправильной стороне спора. Парный к этому рисунок ниже изображает двух клириков с тонзурами, стоящих перед группой евреев в шляпах, и имеет латинский заголовок-пояснения "Моисей и Аарон обозначают хороших прелатов, которые, по объяснению словами Евангелия, истребляют лживые слова евреев".[18] В другой сцене показано обращение евреев и других не-христиан в конце мира, серии фигур показывают различные стадии удаления шляп, чтобы показать этапы, которых они достигли в обращении, так что "шляпа не только идентификация евреев, она действует независимо от свего размещения для обозначения неверности и непокорности еврейства".[19]
Еврейская шляпа на монетах
Вильгельм III Смелый, герцог Люксембурга (1425-1482) чеканил серебряные монеты известные как Judenkopf Groschen (юденкопф грошен). На их лицевой стороне изображен человек с острой бородкой в еврейской шляпе, которого население воспринимало как типичного еврея.[20]
Обязательная одежда для евреев в исламском мире
Для зимми (не-мусульман), чтобы быть четко отличимыми от мусульман в общественных местах, мусульманские правители часто запрещали ношение некоторых видов одежды, в то же время заставляя их носить совершенно другую одежду, как правило, яркого цвета. К ней относятся головные уборы, хотя это не было обычно первичным элементом. В некоторых случаях обязательная одежда христиан и евреев различались, в других нет. Как и в Европе, степень, в которой упомянутые правила были насильственными, трудно оценить, и, вероятно, они значительно различались.
Исламские ученые цитируют Пакт Умара II, в котором христиане якобы обязались "всегда одеваться таким же образом, где бы мы ни были, и ... повязывать зунах [широкий пояс] вокруг наших талий". Аль-Навави требовал от зимми носить кусок желтой ткани и пояс, а также металлическое кольцо, внутри общественных бань.[21]
Положения об одежде зимми варьировались часто в угоду прихоти правителя.
Несмотря на то, что инициирование таких правил обычно связывают с Умаром I, исторические данные свидетельствуют о том, что впервые ввели эту практику аббасидские халифы. В 850 г. халиф аль-Мутавакиль приказал христианам и евреям носить пояс, называемый зунах и отличительный вид шали или платка называемый тайласин (христиане уже были обязаны носить пояс).[22] Он также потребовал от них носить маленькие колокольчики в общественных банях.
В XI-м веке фатимидский халиф Аль-Хаким, чьи различные экстремальные указы и действия обычно связывают с психическими заболеваниями, приказал христианам надевать полуметровые деревянные кресты, а евреев носить деревянных телят на шеях.
В конце XII-го века альмохадский правитель Абу Юсуф]приказал евреям из стран Магриба носить темно-синий одежду с длинными рукавами и седловидные шапки. Его внук Абдалла аль-Адиль сделал уступку после обращений со стороны евреев, ослабляющую обязательную одежду до жёлтой одежды и тюрбанов.
В XVI веке евреи стран Магриба могли носить только сандалии из тростника и черные тюрбаны или колпаки с дополнительным красным кусок ткани.[23]
Османские султаны продолжали регулировать одежды своих немусульманских подданных. В 1577 году Мурад III издал фирман, запрещающий евреям и христианам носить платья, тюрбаны и сандалии. В 1580 году он изменил свое мнение, ограничив предыдущий запрет на тюрбаны и требуя от зимми носить черные туфли; евреи и христиане также должны были носить красные и черные шляпы, соответственно.
Увидев в 1730 году, что у некоторых мусульман вошло в привычку носить шапки, похожие на еврейские, Махмуд I приказал повесить "преступников". Мустафа III лично помогал обеспечить соблюдение своих указов в отношении одежды. В 1758 году он ходил инкогнито по Стамбулу и приказал обезглавить евреев и армян, которых видел одетыми в запрещенную одежду.
Последний османский указ об отличительной одежде для зимми был выпущен в 1837 году Махмудом II. Дискриминационные одежды не были в ходу в тех провинциях Османской империи, где христиане составляли большинство, таких как Греция и на Балканах.[23]
См. также
Часть серии статей об
антисемитизме
|
|
История · Хронология Гетто · Погромы Богоубийство · Ростовщичество Против евреев и их лжи Борьба с проявлениями антисемитизма
Антидиффамационная лига · Яд ва-Шем |
Категории: |
История еврейского народа |
Примечания
- ↑ Medieval Jewish History: An Encyclopedia. Edited by Norman Roth, Routledge Такие шляпы носят зороастрийские священники на картинах в Дура Европас (но нет таких изображений в синагогах того же времени); они очень похожи на некоторые из самых ранних европейских экземпляров, которые надеты на ветхозаветных персонажей на рельефах с дверей Сан-Зено, Верона, ок. 1100 - Corbis - см., например, на средней панели в строках 2 и 3.
- ↑ Хотя это, возможно, еще не приобрело силу закона в тот период. См. Roth op cit.
- ↑ Françoise Piponnier and Perrine Mane; Dress in the Middle Ages; p. 138, Yale UP, 1997; ISBN 0-300-06906-5. Seals from Norman Roth, op cit. Also Schreckenburg p. 15 & passim.
- ↑ Piponnier & Mane, op & page cit.
- ↑ Medieval Jewish History: An Encyclopedia. Edited by Norman Roth, Routledge
- ↑ Schreckenburg, Heinz, The Jews in Christian Art, p.15, 1996, Continuum, New York, ISBN 0-8264-0936-9
- ↑ Fehér, J. (1967). Magyar Középkori Inkvizicio. Buesnos Aires, Argentina: Editorial Transilvania.
- ↑ Jewish Encyclopedia
- ↑ Pope:in the Bull Cum nimis absurdum. Lithuania, JE:"Yellow badge".
- ↑ Schreckenburg:288-296
- ↑ Например, в загадочных иллюстрациях к Золотой Агаде из Дармштадта, около 1300 г. См. также изображение жертвоприношения.
- ↑ Например, как надетые на персонажей Ветхого Завета на Клостернойебургском алтаре 1181 года.
- ↑ Lipton, 16
- ↑ Иногда небольшие прямые "стебли" видели раньше, например, Schreckenberg: 77, иллюстрации, 4, из c.1170
- ↑ Schreckenburg:125-196. Английский экземпляр 12-го века в музее Гетти
- ↑ Lipton, 16-19, 17 quoted
- ↑ Meyer Schapiro, Selected Papers, volume 3, Late Antique, Early Christian and Mediaeval Art, pp. 380-86, 1980, Chatto & Windus, London, ISBN 0-7011-2514-4; Lipton, 16-17
- ↑ Lipton, 18; изображение на фолио 25c венского ONB Codex 1179 Bible moralisée.
- ↑ Lipton, 19; ONB Codex 1179, f. 181a
- ↑ Saurma no. 4386
- ↑ Аль-Навави,Минхадж, цитируется по Бат Еор Ислам и институт зимми. Где ссорились цивилизации. = Islam and Dhimmitude. Where Civilizations Collide. — Madison/Teaneck, J: Fairleigh Dickinson University Press/Associated University Presses, 2002. — ISBN 0-8386-3943-7стp. 91
- ↑ Medieval Jewish History: An Encyclopedia. Edited by Norman Roth, Routledge
- ↑ 23,0 23,1 Bat Ye’or (2002), pp. 91–96
Источники и ссылки
- Статья "Jewish hat" в еврейком разделе Википедии
- Judenhut at the Jewish Encyclopaedia
- Статья "Judenhut" в немецком разделе Википедии
- Lipton, Sara, Images of Intolerance: The Representation of Jews and Judaism in the Bible moralisée, 1999, University of California Press, ISBN 0520215516, 9780520215511, Amazon preview
- Article by Norman Roth
- PBS feature
- Website in German with many illustrations
Литература
|
|
---|---|
Основные темы | История · Хронология · Преследование евреев · Новый антисемитизм |
Антисемитизм и... | Антиглобализм · Арабы · Христианство · Ислам · Нация Ислама · ООН |
Дополнительные темы | Еврейские беженцы · Филосемитизм · Антисионизм · Еврей ненавидящий себя · Национал-социалистическая пропаганда · Усташи · Жидобольшевизм · Сионистское оккупационное правительство · Жидомасонский заговор |
Религиозный антисемитизм | Антииудаизм · Мартин Лютер · Испанская инквизиция · Португальская инквизиция · Кровавое проклятие · Кровавый навет · Осквернение хозяина · Judensau |
Антисемитские законы, политика, и действия правительства |
Гетто за партами · Погром · Временные правила · Политический кризис в Польше (1968) · Лео Франк · Дело Дрейфуса · Фархуд · Генеральный приказ № 11 (США, 1862) · Фальсификация истории · Третий рейх и холокост · Расовая политика нацистской Германии · Отрицание холокоста |
Антисемитские сочинения | Протоколы сионских мудрецов · Моя борьба |
Антисемитские сайты | Jew Watch · Радио Ислам · Институт пересмотра истории · Библия верующих · Stormfront.org |
Организации борющиеся против антисемитизма |
Центр Симона Визенталя · Антидиффамационная лига · Институт Стивена Рота · Bay Area Holocaust Oral History Project · Ученые за мир на Ближнем Востоке · Ближне-восточный медиа научно-исследовательский институт · Лига защиты евреев · Яд ва-Шем |