Хайес, Цви
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Хайес, Цви (Хирш) Перец (1876, Броды, – 1927, Вена), раввин, ориенталист, деятель сионистского движения.
Содержание |
Биографические сведения
Внук Ц. Х. Хайеса. Еврейское образование получил первоначально у отца, Шломо Хайеса, а затем в иешиве дяди, Ицхака Хайеса (1843–1901), главного раввина города Броды.
31 мая 1890 г. Хайес опубликовал стихотворение на иврите в еженедельнике «hа-цфира». После окончания гимназии учился в Вене в раввинской семинарии (Исраэлитиш теологише леранштальт) и в университете (окончил в 1899 г.) у известного ориенталиста Д. Х. Мюллера (1846–1912).
Преподаватель, раввин, ориенталист, сионист
В 1900 г. опубликовал труд «Исследование северосемитской ономастики».
В 1902 г., после недолгой службы учителем еврейских религиозных предметов во Львове и работы в библиотеке Восточного института в Вене, стал преподавать еврейскую историю и Библию в раввинской семинарии в Колледжо раббинико Итальяно во Флоренции.
С 1904 г. преподавал иврит во Флорентийском университете (У. Кассуто, тогда студент, выполнил под руководством Хайеса работу о поэзии Х. Н. Бялика).
Будучи с юношеских лет убежденным сионистом, Хайес по приезде в Италию стал там одним из зачинателей и пропагандистов сионистского движения.
В 1912 г. Хайес был избран раввином Триеста, где основал еврейское периодическое издание «Иль мессаджеро исраэлитико».
В 1918 г. Хайес переехал в Вену, был заместителем главного раввина М. Гюдемана, а после его смерти в том же году стал главным раввином.
На этом посту Хайес много сделал для беженцев и жертв Первой мировой войны, выезжал для сбора средств в Триест и города США.
Он был неоспоримым духовным лидером австрийского еврейства в тяжелый послевоенный период экономической и политической нестабильности, хотя, с одной стороны, его сионистские взгляды вызывали недовольство ассимилированных кругов, а с другой — либеральный подход как ученого к Библии и его сионизм вызывали антагонизм у ортодоксов.
Хайес внес большой вклад в еврейское образование в Вене: основал две еврейские начальные школы, среднюю школу (после смерти ученого названа его именем), учительскую семинарию (с преподаванием на иврите), в которой был директором и преподавал Библию; был также членом правления Исраэлитиш теологише леранштальт (см. выше).
Как представитель всемирной Сионистской организации Хайес участвовал в апреле 1920 г. в конференции в Сан-Ремо (Италия), утвердившей британский мандат на Палестину.
В 1921–25 гг. он был председателем Сионистского исполнительного комитета.
В 1925 г. Хайес приехал на открытие Еврейского университета в Иерусалиме, куда был приглашен преподавать Библию.
Однако председатель совета Института еврейских исследований при Еврейском университете раввин И. Х. Хертц (1872–1946) наложил вето на его преподавательскую деятельность в университете, мотивируя свою позицию радикальностью публикаций Хайеса по библеистике.
Исследователь Библии
Хайес — автор многих исследований по Библии, раввинистической литературе и еврейской истории, в том числе комментариев к Псалмам (1906, 1907) и книге пророка Амоса (1906) в серии «Танах им перуш мадаи» («Библия с научным комментарием», издатель А. Кахана).
Посмертные издания
Хайес был выдающимся оратором, его выступления собраны и посмертно изданы в сборниках «Речи и лекции» (Вена, 1933, на немецком), «В героические времена» (Вена, 1935, на немецком), «Неумим ве-харцаот» («Речи и лекции», Т.-А., 1953), «Бе-сод амми» («Причастный к тайнам своего народа», Т.-А., 1962).
В 1950 г. прах Хайеса был перезахоронен в Тель-Авиве.