Масс, Владимир Захарович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 18:30, 6 января 2013; Л.Гроервейдл (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Масс Владимир Захарович
Файл:Mass VZ.jpg
Дата рождения:

18 февраля 1896

Место рождения:

город Москва, Российская империя

Дата смерти:

30 ноября 1979

Место смерти:

город Москва, СССР

Гражданство:

Российская империя Российская империя
Союз Советских Социалистических Республик СССР

Род деятельности:

драматург, сценарист

Жанр:

комедия, сатира

Язык произведений:

русский

Владимир Захарович Масс (18 февраля 1896(18960218), Москва, — 30 ноября 1979, там же) — советский драматург и сценарист.

Содержание

Биография

Родился в московской еврейской купеческой семье.[1] Детство прошло в принадлежащем отцу особняке в Камергерском переулке, что напротив МХАТ. Мечтал стать художником, учился в Витебске у Марка Шагала.

Первые годы Советской власти открыли молодому, революционно настроенному художнику возможность ярко проявить себя, однако, не в художественном, а в литературном творчестве. Так сложилось, что он стал постоянным автором знаменитого тогда в Москве Театра современных масок при московском Доме печати (мастерская Н. Фореггера). Писал злободневные обозрения, сатирические буффонады. Его пьеса «Хорошее отношение к лошадям» стала в те годы очень популярной. С молодым композитором Матвеем Блантером они сочиняли песенки, такие, как известные до сих пор «Джон Грей», «Служил на заводе Сергей-пролетарий».

С середины 1920-х годов возникло содружество Николай Эрдман и Владимир Масс. Вместе они сочиняли пародии, басни, интермедии, обозрения для Ленинградского Мюзик Холла, для Леонида Утёсова с его знаменитым джазом. С их (в соавторстве с В. Типотом) сатирического спектакля «Москва с точки зрения» начался московский театр Сатиры. По предложению кинорежиссёра Григория Александрова они написали сценарий первой Советской кинокомедии «Веселые ребята».

В 1933 году во время съемок «Веселых ребят» оба автора были арестованы и сосланы на три года, а по отбытии ссылки еще десять лет без права проживания в Москве и в других крупных городах. Следствие по их делу вел бывший агент коминтерна Н. Х. Шиваров.[2] Фамилии обоих сняли из титров фильма «Весёлые ребята». Поводом послужили басни, слишком смелые для того времени. В ссылке в Тюмени, Тобольске, а перед войной в Горьком Владимир Масс работал завлитом, режиссёром, художественным руководителем местных театров, порой сам организовывал театральные коллективы. Написанная им в ссылке пьеса «Сады цветут» (в соавторстве с актёром Николаем Куличенко) перед войной обошла чуть ли не все театры страны. С началом войны В. Масс организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду, которая обслуживала военные части Красной армии.

В 1943 году Масс был «прощён», ему разрешили жить в Москве. В этом же году состоялась его встреча с Михаилом Червинским, фронтовиком, демобилизованном из-за тяжелого ранения. Их первая совместная пьеса «Где-то в Москве» была поставлена в театре им. Евг. Вахтангова (режиссёр А. Ремизова), а вслед за тем начала триумфальное шествие по всем театрам страны.

Судьба второй пьесы «О друзьях-товарищах» оказалась менее удачной: её выход совпал с кампанией, вошедшей в историю под названием «борьбы с космополитами», и авторы пьесы оказались жертвами этой борьбы. К счастью, авторов не арестовали, и их литературная деятельность продолжалась, уйдя, так сказать, с центральной дороги на периферию.

Их сферой деятельности стала эстрада. Конферансы, сценки, целые пьесы для Аркадия Райкина, Мироновой и Менакера, Тимошенко и Березина, Мирова и Дарского (а потом Мирова и Новицкого) — тогдашних эстрадных кумиров, ставших таковыми не в последнюю очередь благодаря остроумным текстам Масса и Червинского, стихотворные фельетоны для журнала «Крокодил», песенки для ансамбля Эдди Рознера и Леонида Утёсова. Но главным в их творчестве 1950-х — начала 1960-х годов стало создание так называемой «Советской оперетты». По их либретто были поставлены «Самое заветное» (музыка В. Соловьёва-Седого), «Трембита» (музыка Ю. Милютина), «Белая акация» (музыка И. Дунаевского) и, наконец, «Москва, Черемушки» (музыка Д. Шостаковича).

Михаил Червинский скончался в 1965 году. После его смерти Владимир Масс работал один, опубликовал несколько книжек стихотворений лирического жанра. И наконец-то смог посвятить себя тому, о чём мечтал в юности. В нём на старости лет прорезался художник, долгие годы заглушаемый писателем. В его портретах, композициях, пейзажах столько свежести, музыкальности, света, словно он под конец жизни вложил в них всю нерастраченную молодость души.

Умер Владимир Масс в возрасте 83-х лет, в Москве. Похоронен на Головинском кладбище. В то же время на Новодевичьем кладбище, рядом с могилами родных ему устроен кенотаф.

Основные произведения

В. Масс, Ник. Эрдман

  • Басни
  • «Заседание о смехе» (памфлет)
  • «Одиссея» (комедия-обозрение)

В. Масс, Н. Куличенко

  • «Сады цветут» (комедия, 1939)

В. Масс, Мих. Червинский

  • комедии : «Где-то в Москве», «О друзьях-товарищах», «Я люблю, Архимед!»
  • оперетты: «Самое заветное», «Трембита», «Белая акация», «Москва, Черемушки».
  • книга «Комедии»(Сов.писатель, 1968)
  • Фельетоны, эстрадные обозрения, стихи и песни.

В. Масс

  • сб. «Песни» (1942), «Так держать» (1979)
    В одном из сборников поэзии начала 60-тых годов была напечатана шуточная поэма Мааса и Червинского о путешествии вокруг Европы на  ПОБЕДЕ. Нигде не могу её найти! Помогите!!!

Фильмография

  • 1957 — Белая акация
  • 1972 — Только ты

Примечания

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная  статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA,  http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация