Амин аль-Хусейни (муфтий Иерусалима) и мусульманские дивизии СС
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная исправленная статья | |
Мухаммад Амин аль-Хусейни | |
محمد أمين الحسيني | |
Файл:MAal-Husayni.jpg | |
Мухамад Амин аль-Хусейни в чине муфтия | |
---|---|
Дата рождения: |
1893 г. или 1895 г. |
Место рождения: | |
Дата смерти: |
4 июля 1974 года |
Место смерти: |
Мухаммад Амин аль-Хусейни (араб. محمد أمين الحسيني) (ок. 1895 г. — 4 июля, 1974 года) — муфтий Иерусалима, лидер арабских националистов в Палестине, союзник Гитлера и создатель исламских дивизий в составе СС.
Содержание |
Жизнь Мухаммада Амин аль-Хусейни до Второй мировой войны
Происходил из одной из наиболее богатых и влиятельных арабских семей Иерусалима. Учился в школе еврейского движения Альянс в Иерусалиме, затем в исламском университете ал-Азхар в Каире[1] и в училище, готовившем административных работников, в Стамбуле. В 1914-17 гг. служил в турецкой армии; после создания Британского мандата стал чиновником военной администрации. Возглавлял «Арабский клуб» — один из двух крупнейших организаций националистически настроенной арабской молодежи в Иерусалиме.
Участие в организации еврейских погромов
Эль-Хусейни был заочно приговорен английским судом к 10 годам тюремного заключения за организацию антиеврейских беспорядков в Иерусалиме в апреле 1920 г.[2], но был помилован в августе того же года. В мае 1921 г. британский Верховный комиссар Г. Сэмюэл назначил Хусейни муфтием Иерусалима (до марта 1921 г. этот пост занимал его сводный брат).
Хусейни принял активное участие в организации антиеврейских погромов в 1929 г. Он председательствовал на Всемирной Исламской конференции в 1931 году, в ней приняли участие 22 исламские страны.
11 февраля 1936 г., выступая на первом заседании созданной им по образцу Гитлерюгенда[3] юношеской организации «al Futuwwah», называемой также «нацистскими скаутами», он отметил, что Гитлер начал с 6 последователей, а теперь у него 60 миллионов. «Аль Futuwwah» стала основным основной арабской подпольной группой как в ходе беспорядков 1936—1939 гг., так и в 1948 году[4].
В 1936 г. на конференции арабских партий в Наблусе был избран Верховный арабский комитет во главе с Хусейни, возглавивший арабское восстание 1936—1939 годов.
Союз Мухаммада Амин аль-Хусейни с нацистами
В начале Второй мировой войны британские власти сместили Хусейни с поста муфтия. Он бежал, но продолжал руководить арабским восстанием из Дамаска и Бейрута. В 1940 г. Хусейни отправился в Ирак, где принял участие в прогерманском антибританском перевороте Рашида аль-Гайлани в 1941 г. После подавления переворота англичанами он жил в Италии, а затем в нацистской Германии.
28 ноября 1941 года накануне «ввода в эксплуатацию» лагеря смерти в Хелмно — первого из серии концлагерей, созданных специально для «окончательного решения еврейского вопроса», в Берлине состоялась встреча аль-Хусейни и Гитлера. Как сообщалось в сводке новостей из Берлина, «фюрер приветствовал Великого муфтия Иерусалима, одного из наиболее выдающихся представителей арабского национального движения». В ходе встречи аль-Хусейни называл Гитлера «защитником ислама», а тот, в свою очередь, пообещал муфтию уничтожить еврейские элементы на Ближнем Востоке"[5]. Хусейни сказал Гитлеру что Германия и арабы — естественные союзники так как имеют общих врагов — англичан, евреев и коммунистов. Хусейни пообещал организовать панарабское восстание и предложил создать Арабский Легион в германской армии. Гитлер пообещал упразднить «еврейский национальный очаг» в Палестине и предоставить арабам независимость после войны (однако официально такого заявления сделано не было):[6][7].
"Моя бескомпромиссная борьба с евреями включает и борьбу против так называемого еврейского национального дома в Палестине, так как евреи хотят создать там свое центральное правительство для разрушительной экспансии против других народов. Все наши усилия в Палестине будут в поддержку арабов, а не евреев. Я найду решение еврейской проблемы. Только если мы выиграем войну, придет время для реализации арабских надежд." (речь фюрера по дневнику Аль-Хусейни)[8]
Гитлер делится с муфтием секретным планом на 1942 год – двойной удар по Ближнему Востоку через Египет и Закавказье:
"Мы вторгнемся на Кавказ и я выступлю с декларацией о том, что пробил час освобождения арабов. В этот момент вы станете тем человеком, который возглавит арабские силы. Германия не имеет амбиций в вашем регионе, кроме заботы об уничтожении еврейской власти"
Муфтий остается в Германии, получая ежемесячное содержание в 75 тысяч марок. Аль-Хусейни инспектирует Освенцим и Заксенхаузен, лично наблюдает за удушением евреев в газовых камерах, через рейхсминистра иностранных дел Риббентропа срывает сделку Эйхмана с англичанами по обмену 5000 еврейских детей на немецких военнопленных, и в итоге детей, «направлявшихся в Палестину», убивают в концлагерях (1943).
Он настаивал на бомбардировке Тель-Авива, требовал высадить в Палестине немецких парашютистов. 1 марта 1944 года по «Радио Берлина» муфтий призвал весь исламский мир вести джихад против евреев. Он заявил: «Арабы! Вставайте, как один и боритесь за ваши священные права. Убивайте евреев, где вы только их ни найдете. Это угодно богу, истории и религии. Это спасет вашу честь»[1].
Муфтий ведет радиопропаганду на арабские страны, работает в дрезденской "Школе Военных Мулл". Школа готовит полковых служителей ислама для формирующихся мусульманских дивизий СС, которые стали главным результатом союза аль-Хусейни с нацистами. В дополнение к этому он предложил создать под эгидой Вермахта многотысячный Арабский легион.
13-ая горная дивизия Ваффен-СС "Ханджар"
Легион из югославских мусульман-боснийцев был создан по приказу Гитлера 13 февраля 1943 года[1]. Солдаты этой дивизии носили круглые шапки-фески; в петлицах изображалась рука, держащая над свастикой короткий меч-ятаган, или хандшар. Требования ислама соблюдались весьма строго: в солдатском рационе не было свинины; в нужное время бойцы делали перерыв на молитву, поворачиваясь к Мекке.
Иерусалимский муфтий аль-Хусейни лично участвовал в создании этой дивизии СС, вел пропагандистскую работу с солдатами-боснийцами. На политзанятиях эсэсовцы-мусульмане изучали книгу "Ислам и еврейство". Когда в дивизию был добавлен трехтысячный отряд Мухаммеда Хаджифендича из Тузлы, общее число солдат в "Хандшаре" достигло 26 тысяч человек. Основной задачей дивизии была связана с геноцидом сербов и евреев и борьбой против партизан Тито.
Осенью 1943 года дивизия была направлена на переподготовку во Францию, но там немецкие и боснийские солдаты не сошлись во мнениях по ряду вопросов, в итоге мусульмане взбунтовались, убив группу немецких офицеров – это был единственный случай бунта в частях СС за годы войны. Гиммлер приказал расстрелять 14 зачинщиков беспорядков, а саму дивизию перебросить на Балканы.
В 1944-1945 годах "Хандшар" боролась с партизанами и вырезала мирное сербское население.
21-ая горная дивизия Ваффен-СС "Скандербег"
Мусульманская дивизия "Скандербег", названная в честь народного героя XV века, была сформирована в Албании в апреле 1944 года и содержала 11 тысяч солдат из края Косово и самой Албании (в основном, это были мусульмане-сунниты).
Первой акцией дивизии была депортация 300 евреев Приштины для уничтожения в Берген-Бельзен.
"Мусульмане этой дивизии были заинтересованы лишь в сведении счетов со своими старыми врагами – сербами, результатом чего явились многочисленные зверства". Говард Уильямсон, "СС – инструмент террора" (1994)
Албанские эсэсовцы вырезали более 40 тысяч сербов Косово и Македонии, включая сотни православных священников.
Бедри Педжани, мусульманский лидер Албанского Национального комитета, открыто призвал убивать православных сербов во имя создания Великой Албании – исламского государства от Боснии до Греции.
Остатки дивизии СС "Скандербег" прорвались в Австрию, где и были пленены в мае 1945 года. Традиционный албанский черный двуглавый орел на красном фоне – эмблема дивизии, вновь стал символом косовских албанских экстремистов через 50 лет, когда объединенная Европа решила в точности повторить гитлеровский ход – ставку на албанских и боснийских мусульман в борьбе против сербов.
Дивизия СС "Нойе-Туркестан"
450-й отдельный батальон СС был набран из мусульманских пленных СССР в Туркестане в 1942 году майором Майер-Мадером и был задействован уже весной этого года: сначала на Черниговщине против партизан, а затем в калмыцких степях против Красной армии. В конце 1943 года «Туркестанский легион» был расширен до уровня дивизии.
В январе 1944 года после личного благословения иерусалимского муфтия аль-Хусейни состоялось формирование Мусульманской дивизии СС "Нойе-Туркестан". С тренировочной базы в польских Травниках дивизия была переброшена в г. Юратишки (Белоруссия) для карательных акций. По прибытии произошла смена командного состава и новый командир Биллинг, не сумев удержать подчиненных от самовольных действий, приказал расстрелять 78 своих солдат. Биллинга убрали, а саму дивизию "Новый Туркестан" перебросили в июле 1944 года в Польшу. Легион мусульман из разных регионов СССР был включен в печально известный зондеротряд Оскара Дирлевангера (36-ая дивизия СС), брошенный на подавление польского восстания в Варшаве летом 1944 года.
Осенью 1944 года дивизия "Нойе-Туркестан" была брошена на подавление словацкого восстания. Ее переименовали в "Ost-Türkische Waffen-Verbände der SS" (“Войска СС из восточных турок”). Новым командиром Восточно-Туркестанской дивизии стал штандартенфюрер СС Гарун-аль-Рашид Бей. В ночь на 24 декабря 1944 года 450 солдат-мусульман дезертировали, испугавшись слухов о соединении туркестанской дивизии с армией Власова; 300 беглецов через несколько дней вернулись в часть.
Максимальная численность этой мусульманской дивизии доходила до 8500 человек. Дивизия состояла из четырех групп – "Туркестан" (народы Средней Азии), "Идель-Урал" (народы Поволжья), "Азербайджан" и "Крым". Солдаты каждой из групп имели свою нарукавную нашивку, а также общую эмблему – три мечети с золотыми куполами и полумесяцами и надписью "Bis Alla Billen" (или "Tanri bis meneni"). В дивизии имелась и особая повязка – на зеленой полосе белые буквы "Ost-Türkische Waffen-Verbände der SS".
Зимой 1945 года группа "Азербайджан" была выведена из состава этой дивизии и включена в Кавказский легион СС, куда входили армяне, грузины, а также чеченцы и представители других народов Северного Кавказа.
В феврале 1945 года отдельная Татарская бригада СС была включена в состав дивизии "Восточный Туркестан". Последние боевые операции дивизии – борьба со словенскими партизанами на Адриатике и прорыв в Австрию в апреле 1945 года.
Индийский легион вермахта "Фрайес Индиен"
Первый опыт использования индийских мусульман нацистами имел место в январе 1942 года. Около ста выходцев из британской Индии были обучены в рамках абверовского спецназа "Бранденбург". В ходе операции "Баядера" эта сотня была на парашютах заброшена в восточный Иран для проникновения в Индию через Афганистан и Белуджистан для саботажа и организации восстания в Индии. Оберлейтенант Витцель – резидент абвера (орган военной разведки и контрразведки Германии) в Кабуле, координировал подрывную деятельность из Афганистана.
Позже, 26 августа 1942 года из числа пленных британских солдат в Северной Африке был сформирован Индийский легион вермахта «Freies Indien» ("Свободная Индия", с лета 1944 – "Индийский добровольческий легион Ваффен-СС") – как в ответ Британии, так и в пику «Свободной Франции». Более 70 % солдат дивизии были мусульманами – выходцами из нынешнего Пакистана, Бангладеша, а также из мусульманских общин западной и северо-западной Индии, поэтому ни хинди не был разговорным языком "индийского" соединения, ни немецкий, а английский, язык врага.
Дивизия имела собственные награды, чьи названия ещё раз подчеркивают тюркско-исламскую, а не индусскую основу Индийского легиона. Высшим знаком отличия считался орден "Азад Хинд" (тюрк. "Свободная Индия"). Менее значимой была медаль с красноречивым названием "Шахид-и-Бхарат" ("Мученик во имя Родины").
Весной 1944 года 2500 солдат Индийского легиона были направлены в район Бордо в крепости "Атлантического вала". Остатки легиона пытались в марте 1945 года прорваться в Швейцарию, но были взяты в плен французами и американцами. Дважды пленных передали британцам для расправы. Бывших легионеров отправили в тюремные камеры Дели, расстреляв наиболее опасных их них.
Жизнь Мухаммада Амин аль-Хусейни в послевоенные годы
Муфтий сохранил отношения с нацистами, среди его близких друзей известен, например, Йоханн фон Леерс, идеолог ведомства Геббельса.
Незадолго до поражения Германии Эль-Хусейни на тренировочном самолете перелетел из австрийского города Клагенфурта в Швейцарию и попросили там убежища. Когда швейцарские власти отказались укрывать муфтия, он решил сдаться французам. Он был ими арестован и содержался сначала в парижской тюрьме Шерш-Миди, а затем на вилле под Парижем. Эль-Хусейни был внесен югославскими властями в список нацистских военных преступников, подлежащих суду. Однако Лига арабских государств обратилась к маршалу Тито с просьбой не настаивать на выдаче муфтия[9].
В 1946 г. он бежал и поселился в Каире и оттуда, а затем из Багдада и Дамаска руководил борьбой палестинских арабов против евреев. После поражения арабов в 1948 г. Хусейни сформировал в занятой египетскими войсками Газе «всепалестинское правительство», однако оно не имело никакой реальной власти и вскоре было распущено. В дальнейшем Хусейни жил в Каире и Бейруте, занимаясь политической деятельностью панисламистского характера.
Хусейни был убежденным противником Хашимитской династии, в особенности иорданского короля Абдаллаха ибн Хусейна, который был убит в 1951 г. в Иерусалиме одним из приверженцев Хусейни.
Племянники Хусейни — Фейсал ал-Хусейни, бывший уполномоченный по делам Иерусалима палестинской администрации, а также Рахман Абдул Рауф аль-Кудуа аль-Хусейни, более известный как Ясир Арафат[10].
Умер в Бейруте 4 июля 1974 года[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Исламский проект Третьего рейха
- ↑ 2,0 2,1 хадж Амин эль-Хусейни
- ↑ Encyclopedia of the Modern Middle East & North Africa: D-K Por Philip Mattar, p. 860 см также Futuwwa
- ↑ Arab Revolt (in Palestine), Ami Isseroff
- ↑ И. Лосин, «Огненный столп», Иерусалим, 1982, с. 335
- ↑ Benny Morris (Бенни Моррис). Righteous Victims. — Vintage books, 2001. — 784 с. — ISBN 978-0-679-74475-7 стр.166
- ↑ Barry Rubin(editor), Walter Laqueur(editor). The Israel-Arab Reader: A Documentary History of the Middle East Conflict, 7th Edition. — Penguin, 2008. — 784 с. — ISBN 978-0-14-311379-9 стр.51-54
- ↑ Шимон Бриман. Мусульмане в СС
- ↑ Зеленая крона с черными корнями, Сергей Лопатников, профессор, 26 сентября 2005 ПОЛИТ.РУ
- ↑ Статья «Хусейни Хадж (Мухаммад) Амин ал-» в Электронной еврейской энциклопедии
Ссылки
На русском языке
- Иерусалимский муфтий хадж Амин эль-Хусейни.
- Статья «Хусейни Хадж (Мухаммад) Амин ал-» в Электронной еврейской энциклопедии
- МУФТИЙ, СЛУЖИВШИЙ НАЦИСТАМ, Константин Капитонов, 12.12.2000
- Шимон Бриман. Мусульмане в СС
- Мусульмане и СС. Статья размещена к 29 ноября - Международному дню солидарности ООН с Амалеком
- «Арабский нацизм». Историко-публицистический проект Дов Конторер, «Вести», 10 июня 2004 г.
- «Часть VIII. Пересадка в Париже», Дов Конторер
- Великий муфтий. Лицо палестинского национализма. (4-07-2004) Дов Конторер, konflikt.ru
- Арабы Эрец Исраэль, под руководством муфтия, несут прямую ответственность за уничтожение сотен тысяч евреев во время Катастрофы
- Чак Морзе: «Лидеры исламского террора — прямые наследники Гитлера». newsru.co.il (20 марта 2006 г.). Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012. Проверено 18 ноября 2012.
На английском языке
- Black, Edwin. "Banking on Baghdad, " (Wiley and Sons, NY 2003), specifically chapters 16 and 17 for Amin’s alliance with the Nazis.
- Carpi,Daniel. The Mufti of Jerusalem: Amin el-Husseini, and his diplomatic activity during World War II, October 1941-July 1943, in Studies in Zionism, Vol VII (1983), pp101-131.
- Elpeleg,Zvi, The Grand Mufti: Haj Amin Al-Hussaini, Founder of the Palestinian National Movement, tr. David Harvey, ed. by Shmuel Himelstein Frank Cass Publishers, 1993, ISBN 0-7146-3432-8)
- Jbara,Taysir. Palestinian Leader, Hajj Amin Al-Husoyni, Mufti of Jerusalem, Kingston Press Series. Leaders, Politics, and Social Change in the Islamic World, No 5, Kingston Press, 1985, ISBN 0-940670-21-6)
- Khalidi, Rashid. 'The Formation of Palestinian Identity: The Critical Years, 1917—1923' in James Jankowski and Israel Gershoni (eds.) Rethinking Nationalism in the Arab Middle East, (Columbia University Press, 1997, ISBN 0-231-10695-5)
- Laqueur, Walter and Rubin, Barry M. The Israel-Arab Reader: A Documentary History of the Middle East Conflict (Penguin Books 6th Rev edition, 2001, ISBN 0-14-029713-8)
- Levenberg, Haim. Military Preparations of the Arab Community in Palestine: 1945—1948. London: Routledge, 1993. ISBN 0-7146-3439-5
- Lewis, Bernard. The Jews of Islam, Princeton University Press, Princeton 1984, ISBN 0-691-00807-8
- Lewis, Bernard. The Middle East: A Brief History of the Last 2,000 Years. New York: Scribner, 1995.
- Lewis, Bernard. Semites and Anti-Semites: An Inquiry into Conflict and Prejudice. W.W. Norton & Company, 1999. ISBN 0-393-31839-7
- Mattar, Philip. The Mufti of Jerusalem (Columbia University Press revised edition, 1988, ISBN 0-231-06463-2)
- Mattar, Philip. 'Al-Husayni and Iraq’s quest for independence, 1939—1941' in Arab Studies Quarterly 6,4 (1984), 267—281.
- Nicosia,Francis R. The Third Reich and the Palestine Question, Transaction Publishers, 2007 ISBN 0-7658-0624-X
- Pappé,Ilan. The Making of the Arab-Israeli Conflict, 1947—1951, I.B.Tauris, 1994
- Parfrey, Adam. (ed.) Extreme Islam: Anti-American Propaganda of Muslim Fundamentalism, Last Gasp, 2002, ISBN 0-922915-78-4)
- Moshe Pearlman|Pearlman, Moshe. Mufti of Jerusalem: The Story of Haj Amin el Husseini, (V Gollancz, 1947)
- Philip Rees,Biographical Dictionary of the Extreme Right Since 1890 Macmillan Library Reference, 1991, ISBN 0-13-089301-3)
- Schechtman, Joseph B.. The Mufti and the Fuehrer: The rise and fall of Haj Amin el-Husseini, (T. Yoseloff, 1965)
- Taggar, Yehuda , The Mufti of Jerusalem and Palestine Arab Politics, 1930—1937 (Outstanding These from the London School of Economics and Political Science) (Garland Pub, 1987, ISBN 0-8240-1933-4)
- van Paassen, Pierre Days of our Years (Hillman-Curl, Inc., 1939, LC 39027058) pp. 363-373
- Article on Amin al-Husayni, including a picture with Hitler
- Robinson, Glenn E. (1997). Building a Palestinian State: The Incomplete Revolution. Indiana University Press. ISBN 0-253-21082-8
- Sachar, Howard M. (2006). A History of Israel: From the Rise of Zionism to Our Time, 2nd ed., revised and updated. New York: Alfred A. Knopf. ISBN 0-679-76563-8
- Sachar, Howard. Aliyah: The People of Israel. World Publishing Company, 1961
- Schlor, Joachim (1999). Tel Aviv: From Dream to City. Reaktion Books. ISBN 1-86189-033-8
- Scholch, Alexander (1985) «The Demographic Development of Palestine 1850—1882», International Journal of Middle East Studies, XII, 4, November 1985, pp. 485-505
- Segev, Tom. One Palestine, Complete: Jews and Arabs Under the British Mandate. Trans. Haim Watzman. New York: Henry Holt and Company, 2001.
- Shahin, Mariam (2005). Palestine: A Guide, Interlink
- Sayigh, Yezid (2000). Armed Struggle and the Search for State: The Palestinian National Movement, 1949—1993. Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-829643-6
- Shlaim, Avi (2001). Israel and the Arab Coalition. In Eugene Rogan and Avi Shlaim (eds.). The War for Palestine (pp. 79-103). Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-79476-5
- Stillman, Norman. «Jews of the Arab World between European Colonialism, Zionism, and Arab Nationalism» in Judaism and Islam: Boundaries, Communications, and Interaction: Essays in Honor of William M. Brinner. Benjamin H. Hary, William M. Brinner, John Lewis Hayeseds, eds. Brill, 2000. ISBN 90-04-11914-0
- Zertal, Idith (2005). Israel’s Holocaust and the Politics of Nationhood. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-85096-7
- «Encyclopedia of the Holocaust» 1990 Macmillan Publishing Company New York, NY 10022
- «Himmler’s Bosnian Division; The Waffen-SS Handschar Division 1943—1945» by George Lepre. Algen: Shiffer, 1997. ISBN 0-7643-0134-9
- Deutsche — Juden — Völkermord. Der Holocaust als Geschichte und Gegenwart (Germans, Jews, Genocide — The Holocaust as History and Present). Klaus Michael Mallmann and Martin Cüppers. Wissenschaftliche Buchgesellschaft Darmstadt, 2006.
- The Trouble with Islam Today by Irshad Manji, St. Martin’s Griffin (paperback), 2005, ISBN 0-312-32700-5
- Nazi Germany Propaganda Aimed at Arabs and Muslims During World War II and the Holocaust: Old Themes, New Archival Findings, Draft, not for quotation without permission, Jeffrey Herf Professor, Department of History Francis Scott Key Hall, University of Maryland, College Park
- Understanding the Palestinian Movement // Part 4 - How did the 'Palestinian movement' emerge? by Francisco Gil-White, 13 June 2006
- David Patterson Jerusalem's Mufti Prepares the Soil for the PLO // How Anti-Semitism Prevents Peace, Middle East Quarterly, Summer 2011, pp. 73-8
На немецком языке
- Wolfgang G. Schwanitz. Amin al-Husaini und das Dritte Reich, Webversion 5-2008
- Он же. Amin al-Husaini, Webversion 4-2010
Видео
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.