Сфирот
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Сфирот (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — одно из фундаментальных понятий в Каббале, созданное автором «Сефер-иецира». Сфирот - это десять проявлений (эманаций) Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров (седер hишталшелут) и осуществляет Свое управление ими.
Божественные эманации именуются обычно сфирот, однако наряду с этим понятием в ранних произведениях каббалы и даже в Зоhаре употребляются термины миддот (`качества`), мадрегот (`ступени`) и другие.
Термин "сфирот" и его смыслы
Термин сфирот производят от:
- "ограничивать" (сфар)
- "число" (миспар)
- "описание" (лесапер)
Сфирот как проявление воли Бога в ограниченном аспекте
Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца (Эйн Соф) для сотворения мира.
Сфирот, ограниченное желание Творца, являлось частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное.
«Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь»(Рамхаль, «Клах питхей хохма», 24).
Сфирот — проявления желания Творца: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль).
Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Каббала занимается не материальной реальностью, а духовными корнями реальности. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот.
«Единство и простота присущи Богу и в них — корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся — единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота — корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. „Клалей хохмат hа эмет“).
Понятие сфирот (в значении «сферы») встречается также в философской литературе еврейского неоплатонизма (см. Ибн Габирол). Со времени первых произведений собственно каббалистической литературы понятие сфирот стало употребляться в гораздо более широком смысле и означать десять стадий эманации, происходящей от Эйн-соф (трансцендентного Божества) и образующей царство проявления Бога в Его различных атрибутах. Каждая отдельная сфира указывает на один из аспектов Бога в Его качестве Творца, образуя в то же время целый мир Божьего света в цепи бытия. Все сфирот, взятые вместе, образуют «древо сфирот», рассматриваемое как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога. Ритм раскрытия сфирот определяет ритм всего творения и различим на каждом из его уровней.
Структура сфирот подобна структуре человека
В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность ("Бог создал человека по своему образу и подобию"). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и структурой души человека, это соотношение выражено в идее Адам Кадмон.
Органы человеческого тела соответствуют десяти сфирот, человек должен обеспечить господство высших сфирот над низшими, чтобы достичь общения, привязанности к Богу. Первоначальная гармония Бога, человека и мира была нарушена грехопадением Адама, которое принесло в мир смерть и зло. После смерти человека его душа подвергается суду и направляется в ад, рай или в гилгул. После появления Зоhара учение о переселении душ (гилгул) стало одной из основных доктрин каббалы.
Описание сфирот
Кетер (кетер эльйон) — корона: воля, творческий потенциал.
Хохма — мудрость: инсайт, первый проблеск идеи, прежде чем она получит оформление и ограничения. Первое раскрытие божественного, творение из ничто. Экстравертная интеллектуальная направленность.
Бина — понимание, разум: Божественный разум, в котором сокровенный прообраз обретает конкретность и форму, структурное понимание на основе идеи, полученной от хохма. Интравертная интеллектуальная направленность.
Даат — познание: глубокая сопричастность. Иногда рассматривается как отдельная сфира (в этом случае кетер - это "супер-сфира",т.к. сфирот всего 10), иначе рассматривается как часть сфиры бина.
Хесед — милость: доброта, благодать, любовь, экстравертная эмоциональная направленность.
Гвура — могущество, сила или Дин (суд) : суровость, сила, суд, самоограничение, трепет, интравертная эмоциональная направленность.
Рахамим - сострадание или Тиферет — великолепие: гармония, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии.
Нецах — победа, вечность: экстравертная практическая направленность.
hод — слава: уступка, подчинение, искренность, притягательность, интравертная практическая направленность.
Йесод — основание: равновесие между Нецах и hод, завершение, память, последовательное знание.
Малхут — царство: завершение, реализация замысла, женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. При последовательном нисхождении миров Малхут становится кетером, источником для последующего более нижнего уровня.
Эта сфира отождествляется в Зоhаре с Кнесет-Исраэль, мистическим прообразом общины Израиля, или со Шхиной, Божественным присутствием в мире.
Связь сфирот с персонажами Торы
Все сфирот, кроме первых трех, находят мистическое воплощение в библейских персонажах патриархов, Моше (Моисея), Аhарона, Иосифа, в свою очередь, отождествляемых с частями тела первочеловека (Адам Кадмон). Давид отождествляется со сфирой Малхут.
Три линии
Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир
Игулим и йошер
Игулим
Йошер
Эволюция сфирот в лурианской каббале от игулим к йошер
Взаимодействия сфирот
Взаимоотношения между сфирот, их разделение и соединение представляют, в глазах каббалистов, тайну внутренней жизни и единства Бога, а также космической гармонии и единства между высшим и низшим мирами. Судьба низшего мира отражает динамику сфирот: мир и добро обусловлены влиянием сфиры хесед, война и голод — сфиры гвура. Но и жизнь сфирот, в свою очередь, испытывает влияние человеческих поступков; между сфирот и человечеством существует взаимодействие.
Умножение греха ведет к изгнанию Шхины; с ней в изгнание уходит и народ Израиля. Добрые дела — молитва и исполнение мицвот — приближают возвращение Шхины из изгнания.
Парцуфим
Важнейшим элементом учения о космической реинтеграции (тикун) является идея возвращения вселенной в совершенное состояние, предшествовавшее ломке сосудов (швират hа-келим), с помощью духовного света, исходящего из чела Адама Кадмона. Под воздействием сфирот, не затронутых мировой катастрофой, формируются новые устойчивые структуры, парцуфим (`лики`), которые занимают место сфирот в качестве главных проявлений Адама Кадмона. В каждом из парцуфим силы новой эманации связываются с силами, поврежденными при ломке сосудов; каждый «лик» представляет собой особый этап процесса очищения и преобразования мира.
Пять главных парцуфим: абба (`отец`), има (`мать`), арих анпин (`долгий лик`, то есть долготерпеливый), зеейр анпин (буквально `короткий лик`, то есть нетерпеливый), нукба де-зеейр (женская ипостась зеейр) — образуют новый облик Адама Кадмона, отличный от предшествовавшего ломке сосудов.
Парцуфим образуют также «мир равновесия» (олам hа-маткела), идентичный миру сфирот (олам hа-ацилут) более ранней каббалы. Нисходящий поток эманации последовательно образует миры бриа (`творение`), йецира (`творческое оформление`) и асия (`действие`). Завершение процесса тикун требует активного вмешательства человека, которое должно вернуть олам hа-асия на предназначенное ему духовное место, полностью отделив его от мира клипот. Этот процесс идентичен избавлению: в нем преодолевается не только историческое изгнание еврейского народа, но и мистическое изгнание Шхины, вызванное ломкой сосудов.
Следование предписаниям Торы открывает путь к исправлению мира и достижению вечного блаженного единства всех сотворенных существ с Богом, то есть мессианской эры.
Сфирот и силы души
Сфирот и четыре мира
Источники
"The Song of the Soul" Yechiel Bar-Lev
http://en.wikipedia.org/wiki/Sephirot