Элияhу, Мордехай

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 22:12, 30 декабря 2012; Falkad (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Файл:Eliyahu2.jpg
Рав Элияху на разговоре в «Йешиват Хорев» в Иерусалиме
Файл:Rav Mordechai Eliyahu.jpg
Раввин Мордехай Элияху

Раввин Мордеха́й Цемах Элия́ху (ивр. מרדכי צמח אליהו‎ ;12 марта 1928 Иерусалим, Подмандатная Палестина — 7 июня 2010) (ивр. מרדכי צמח אליהו‎ ;12 марта 1928 Иерусалим, Подмандатная Палестина — 7 июня 2010) — главный сефардский раввин Израиля («Ришон ле-Цион») с 1983 года по 1993 год, духовный лидер национально-религиозного лагеря Израиля [1] , партии «Мафдал» [1], а затем Хардалного направления.

Содержание

Биография

Родился в Старом городе Иерусалима в семье Салмана и Мазаль Элияху в месяце адар 5689. Отец Мордехая Элияху происходил из семьи багдадских раввинов, считался мудрецом, одним из великих каббалистов Иерусалима. Его мать, Мазаль, была сестрой раввина Иегуды Цдаки и внучкой раввина Йосефа Хаима, более известного как «Бен иш Хай». Отец Мордехая Элияху умер, когда мальчику исполнилось лишь 11 лет, и детство будущего раввина прошло в весьма стесненных условиях. Тем не менее, Салман Элияху успел привить ему любовь к изучению Торы и в немалой степени к "скрытой Торе", каббалы.

Учился в йешиве «Порат Йосеф» у раввина Эзры Аттьи. Позже был учеником рабби Исраэль абу-Хацира, известный также как Баба-Сали. Закончил учебу в Бейт-амидраше для раввинов и раввинских судей у раввина Ицхака Нисима (бывший главный раввин Израиля и Ришон ле-Цион), сдал экзамены с отличием и стал на тот момент самым молодым судьей в Израиле.

Он начал свою карьеру в раввинском суде Беэр-Шевы, где прославился решениями особенно сложных личных и семейных проблем, в том числе успешными получениями гета [1] для оставленных женщин. После четырех лет успешной работы в раввинском суде Иерусалима, становится членом Большого раввинского суда. В течение этих лет раввин Элияху становится все более известным и больше людей видит его в роли галахического авторитета в юриспруденции в области личных и семейных проблем. Его респонсы широко распространяются по всему миру. Раввин Элияху прилагает большие усилия и уделяет много времени личному общению с обширной аудиторией, без различия партий и общин. Все это и его признанный авторитет знатока Торы и Галахи делают его одним из признанных кандидатов на пост главного раввина Израиля. Он был избран 4 нисана 5743 (1983), получив звание Ришон ле-Цион. Торжественная церемонии состоялась в Старом городе Иерусалима, в синагоге Рабан Йоханан бен Закай. Мордехай Элияху сменил Овадьи Йосефа на посту главного сефардского раввина Израиля [2]

Раввин Элияху также много путешествовал по всему миру, поддерживая и направляя лидеров общин в их борьбе против ассимиляции, усилиях по соблюдению субботы, воспитания детей и сохранении традиций семейной чистоты. Особенно пристальное внимание раввин уделял таким вызовам времени, как увеличении числа евреев в диаспоре, ассимиляции, отход от традиции, нежелание репатриироваться в Израиль. Решения раввина в юриспруденции разработаны таким образом, чтобы сочетать потребности современного производства с традиционными требованиями Торы. Большая часть его решений (респонсов) были опубликованы в многочисленных книгах. Несмотря на большую загруженность обязанностями главного сефардского раввина, а позднее, на нездоровье, раввин Элияху в течение долгих лет вел еженедельный комментарий Торы недельной Главы в издании «Коль Цофьях».

25 апреля 2008 года, в седьмой день Песаха, у раввина произошел приступ острый инфаркт миокарда, после чего ему сделали неудачную катетеризацию, а затем — операцию коронарное шунтирование. Рав Элияху прожил после операции два года и умер 7 июня 2010 года. Десятки тысяч людей присутствовали на его похоронах. Он был похоронен в Иерусалиме возле горы места погребения р. Хаима Давида Азулая, прах которого рав Элияху перезахоронил за 50 лет до того.

Позиции

Галахические постановления раввина Элияху

Раввин Элияху был известен строгими постановления («Пискей Дин»). Он продолжил метод иракских евреев, в основном по «Бен-Иш Хай», что противоречило мнению раввина Овадьи Йосеф, который основывал свои решения согласно рабби Йосеф Каро. Также он сочетал в своих постановлениях элементы из Каббалы, особенно лурианской.

  • Поддерживал продажу сельскохозяйственных земель в Земле Израиля на седьмой год по сефардской галахической традиции. (Хетер мехира)
  • В День независимости Израиля предписывал произносить «Галель» без благословения и не говорить печальную молитву таханун.
  • Разрешал жертвовать органы умерших для пересадки больным, был участников решения израильского рабанута, разрешившего пересаживать сердце после мозговой смерти, но был против того, чтобы заранее подписываться под разрешением об использовании органов после смерти.
  • Не поддерживал генетические проверки отцовства, опасаясь появления вопросов о мамзерах (незаконнорожденных)
  • Запрещал в Песах сефарадом кушать т.н. богатую мацу (маца ашира), то есть приготовленную на соках вместо воды, наподобие запрета, существующего у ашкеназских евреев.
  • Считал хумус и тхину, пищей, к которой применимы требования еврейской варки.
  • Запрещал как правило прохождение женщинами Национальной службы, но соглашался на это в отдельных случаях.

Общество и государство

Во время обсуждения и принятия решения о размежевании раввин Элияху неоднократно критиковал планы по размежеванию во время демонстраций и митингов. Многие последователи раввина, в числе их и жители Гуш-Катифа , воздерживались от призывов к незаконным действиям и от собственно действий. Вместе с тем, раввин Элияху объяснял в ряде интервью, что он рекомендует солдатам воздерживаться от выполнения команд по выселению евреев и отвечать на такие команды офицеров: «Я не могу, не могу». По мнению раввина Элияху, все солдаты Армии обороны Израиля должны подойти к командирам и сказать о том, что это аморально, согласно постановлению Главного раввината Израиля, и «мы не будем выполнять команду» [3]


Истории про р.М.Э.

Отношение к другим Раввинам

Раввин Мордехай Элияху был в хороших отношениях со многими раввинами в различных кругах ортодоксального иудаизма. Например:

  • Был большой любитель ХаБаДного Ребе — Менахем Мендель Шнеерсон («Любавичский Ребе»), которого неоднократно посещал в Мидраше в Бруклине, Нью-Йорк. Кроме того, способствовал публикациям рекомендаций Ребе, и даже сам участвовал в его исследованиях, посвященных Рамбаму (Маймониду).

Семья

  • Жена — рабанит Цвия, дочь раввина Азрана, главы йешивы «Бейт Шмуэль».
  • Брат — раввин Наим бен Элияху, раввин бухарской общины в Иерусалиме.
  • Сыновья:
    • раввин Шмуэль Элияху, член Совета Главного раввината и раввин города Цфат.
    • раввин Йосеф Элияху, член бейт-мидраша «Метод учительской семинарии».
    • адвокат Шломо бен Элияху, возглавляет Институт распространения книг своего отца.

Ученики

  • Раввин Шмуэль Заафрани — член йешивы «Хамеири» и личный помощник раввина Элияху.
  • Раввин Элияху бен Дахан — генеральный директор раввинского суда в Израиле.
  • Раввин Мишаил Рубин — Автор книги «Вечная Жизнь» о Галахот Авелот.
  • Раввин Менахем Бурштын — член Института «Пуа».
  • Раввин Эзра Шейнберг — член йешивы «Свет Ари», которая находится в Цфате.


Примечания

  1. 1,0 1,1 Статья «Элияху Мордехай» в Электронной еврейской энциклопедии

Ссылки




bg:Мордехай Елияху cs:Mordechaj Elijahufi:Mordechai Eliyahunl:Mordechai Eliyahu

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках