Рейнхардт, Макс

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Макс Рейнхардт
Мах Reinhardt
Файл:Max Reinhardt.jpg
Макс Рейнхардт в 1931 году
Имя при рождении:

Макс Гольдман (Goldmann)

Род деятельности:

немецкий режиссёр, актёр и театральный деятель

Дата рождения:

9 сентября 1873(1873-09-09)

Место рождения:

Баден-под-Веной, Австро-Венгрия

Дата смерти:

31 октября 1943(1943-10-31) (70 лет)

Место смерти:

Нью-Йорк, США

Макс Рейнхардт (нем. Max Reinhardt; собственное имя — Максимилиан Гольдман; 9 сентября 1873, Баден, Австрия — 31 октября 1943, Нью-Йорк, США), австрийский и немецкий режиссер, актер, театральный деятель, один из реформаторов театрального искусства 20 в.

С 1905 года и до прихода к власти нацистов в 1933 году возглавлял Немецкий театр в Берлине. В 1920 году организовал первый Зальцбургский фестиваль. После аншлюса работал в США, где поставил, в частности, киноверсию «Сна в летнюю ночь».

Рейнхардт тяготел к неоромантизму и символизму. Вошёл в историю сценического искусства как новатор театральной техники: среди излюбленных приёмов — вращающаяся сцена, перенос авансцены в зрительный зал, отказ от рампы, разделяющей актёров и публику.

Содержание

Биографические сведения

Максимилиан Гольдман (псевдоним Макс Рейнхардт появился в 1904 году) родился в Бадене близ Вены, в еврейской семье. Его отец, фабрикант Вильгельм Гольдман (1846—1911), происходил из Ступавы; мать, Роза Венграф (1851—1924), была уроженкой Никольсбурга.

Дед Рейнхардта был ортодоксальным евреем.

Творческий путь в Европе

В 17 лет, когда Рейнхардт еще учился в театральной школе при Венской консерватории, он стал актером и режиссером театра в Зальцбурге.

После окончания школы (1893 год) работал в различных театрах Зальцбурга и Братиславы. С 1895 года состоял актёром в труппе Немецкого театра в Берлине, возглавляемом О. Брамом (1856–1912); играл главным образом характерные роли. Первый период режиссёрской деятельности начался в Берлине в конце 90-х годов в труппе Цикелля «Сецессионе бюне».

С первыми самостоятельными режиссерскими опытами Рейнхардт выступил в 1901 году на сцене берлинского артистического кабаре «Шум и дым», которое сам и основал. Там ставились сатирические пародии на современную драму и театр.

В 1902 г. на основе кабаре возник его «Малый театр», предназначенный для сценических опытов и камерного репертуара. Там он поставил спектакль «Ночлежка» по пьесе М. Горького «На дне». Благодаря унаследованным у Г. Лаубе и О. Брама реалистичным традициям, он сумел соединить в «Ночлежке» натуралистические особенности местного колорита, черты характеров героев с мистическими и фантастическими мотивами.

В отличие от Немецкого театра, где он ставил в основном классическую драматургию (У. Шекспир, Г. Лессинг, Ф. Шиллер), там шли современные пьесы (Ю. Стриндберг, Л. Пиранделло, М. Горький, пьеса Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» (1903 год)).

После ошеломительного успеха в Малом театре он организовал более крупный «Новый театр» в Берлине, которым руководил в 1903—1906 гг. В 1906 г. оставил его и создал экспериментальный Камерный театр («Каммершпиле»).

В 1905 г. Рейнхардт сменил своего учителя на посту руководителя Немецкого театра.

Рейнхардт руководил также берлинскими театрами «Фольксбюне» (1915–19), «Гроссе шаушпильхауз» (1919–20), создал десятки студий и драматических школ.

Рейнхардт был смелым экспериментатором, обращался к пьесам разных времен и жанров («На дне» М. Горького, 1903, под названием «Ночлежка»; «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», 1915, «Гамлет» У. Шекспира, 1904, 1910; «Смерть Дантона» Г. Бюхнера, 1916; «Каждый человек», средневековая мистерия в обработке Г. Гофмансталя, 1920; оперетта «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха, 1930; «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1932).

Высшей целью Рейнхардта было создание народного массового театра, сродни античному.

В спектаклях Рейнхардта раскрылось мастерство таких актеров, как А. Моисси, Г. Эйзольдт, А. Бассерман, Э. Яннингс и другие.

Работа в Америке

В 1920-х гг. Рейнхардт работал в США (спектакль-пантомима «Миракль» по пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса», 1923–24), там же встречался с К. Станиславским, с которым обсуждал возможности постановки «Диббука» С. Ан-ского (замысел не осуществился).

Особенности творчества

Отвергая натурализм и бытовое правдоподобие, Рейнхардт утверждал театр обобщенных сценических форм, поэтизирующий действительность.

«Австрийское барокко, интеллектуализированное еврейством», — так определил его режиссерский стиль Т. Манн.

Искания Рейнхардта по-своему преломились в практике В. Мейерхольда, А. Таирова, А. Грановского.

В 1928 г., когда ГОСЕТ с огромным успехом выступал в Берлине, Рейнхардт высоко оценил спектакли театра.

Файл:Emil Orlik Portrait Max Reinhardt.jpg
Эмиль Орлик. Портрет Макса Рейнхардта

Эмиграция

В 1932 г. Рейнхардт был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию. Антисемитские круги во главе с К. Гамсуном развернули шумную кампанию протеста, и кандидатура «семитского ставленника», как его именовали нацистские газеты, была снята.

В том же году Рейнхардт добровольно оставил пост директора Немецкого театра в Берлине и уехал в Австрию.

Незадолго до отъезда из Берлина Рейнхардт направил правительству открытое послание, в котором писал: «Я знаю, что представителям той нации, к которой я открыто и безоговорочно принадлежу, нет теперь места в Германии...».

В 1938 г. Рейнхардт эмигрировал в США, где организовал театр, школу и снял несколько фильмов на сюжеты шекспировских пьес («Сон в летнюю ночь» и другие).

Известные ученики

Литература

  • Stefan, Paul. Max Reinhardt. Eines Künstlers Heimweg nach Wien. — Wien-Leipzig: Goldschmiedt-Verlag, 1923.
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РЕЙНХАРДТ Макс в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Он ставил классические и античные пьесы. И был первым режиссёром, который ставил на намецкой

сцене современных немецких драматургов, и пьесы крупнейших иностранных драматургов. Также ставил пантомимы и оперетты. Придавал большое внимание ритмичности спектакля (особенно в массовых сценах, пытался возродить античные и средневековые массовые действа), его целостности.

Макс Рейнхардт был в первую очередь экспериментатором. Он экспериментировал со светом, музыкой, шумами, декорациями, с размерами и видами сцен. Он был один из инициаторов организации театрально-музыкального фестиваля в Зальцбурге в 1920 году.


-->
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация