Тартаковер, Арье
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Тартаковер, Арье (Tartakower, Arie; 1897, Броды, Австро-Венгрия, ныне Украина, – 1982, Иерусалим), еврейский социолог, философ, общественный деятель.
Биографические сведения
Родился и воспитывался в семье активных сионистов и сам посвятил свою жизнь национальному и государственному возрождению еврейского народа.
Окончив в 1920 г. Венский университет (со степенью доктора права), уехал в Эрец-Исраэль, где стал одним из строителей киббуца Кирьят-Анавим.
Он вступил в партию hа-Поэл hа-цаир, стал членом ее ЦК; свои первые статьи печатал в главном органе партии «hа-Поэл hа-цаир».
Вынужденный в 1921 г. вернуться в Вену (из-за тяжелой формы тропической лихорадки), продолжил занятия в университете и в 1922 г. получил также степень доктора политических наук.
Его диссертация была посвящена сельскохозяйственному рабочему кооперативному движению в Эрец-Исраэль.
В том же году Тартаковер переехал в Польшу, где жил — в Варшаве и Лодзи — до начала Второй мировой войны.
Общественный деятель
Все эти годы он был генеральным секретарем Объединения средних школ с преподаванием на иврите и польском языке.
С 1931 г. преподавал еврейскую историю и социологию в Институте еврейских исследований в Варшаве (см. Польша. Первая мировая война. Независимая Польша).
Он занимал также посты президента Еврейского эмиграционного общества в Польше, председателя Еврейского общественного комитета в Лодзи; был членом муниципального совета Лодзи.
Тартаковер был среди основателей Всемирного еврейского конгресса и членом его пленума.
Он был лидером организации Хит’ахадут в Польше (в 1927–32 гг. — секретарем всемирной организации Хит’ахадут), позднее — членом объединенной партии Хит’ахадут — Поалей Цион (Ц. С.; см. Социализм еврейский).
Тартаковер принимал участие во всех Сионистских конгрессах (1927–39) и с 1929 г. был членом Исполнительного комитета Всемирной сионистской организации.
В 1939 г. Тартаковер эмигрировал в США; был директором одного из отделов Всемирного еврейского конгресса и заместителем директора Института еврейских проблем в Нью-Йорке.
С 1946 г. Тартаковер жил в Израиле, где, в частности, был в 1948–71 гг. председателем израильской секции Всемирного еврейского конгресса, а с 1959 г. — исполнительного комитета Всемирной конфедерации языка иврит.
Он также основал и возглавил израильскую ассоциацию содействия Организации Объединенных Наций.
С 1971 г. Тартаковер несколько лет возглавлял отдел культуры Всемирного еврейского конгресса.
Был преподавателем социологии Еврейского университета в Иерусалиме.
Социолог
Более всего Тартаковер известен как ученый, одним из первых (наряду с А. Руппином и Я. Лещинским) обратившийся к исследованию истории и различных сторон жизни еврейского народа с социологической точки зрения.
В более чем двух десятках книг и сотнях статей на иврите, идиш, польском, немецком, английском, французском, итальянском и испанском языках подверг социологическому анализу едва ли не все главные национальные проблемы, которые приходилось решать с момента своего возникновения сионистскому движению, особенно его социалистическому крылу. Исследованию еврейского рабочего движения как важнейшего фактора национального пробуждения и возрождения посвящен труд Тартаковера «Толдот тнуат hа-авода hа-иехудит» («История еврейского рабочего движения», тт. 1–3, Варшава, 1929–31).
Начиная с середины 1930-х гг., он первый обратил внимание на проблему еврейских беженцев из Германии, Польши и других европейских стран, рассматривал ее в контексте многовековых еврейских странствий по странам и континентам, например, «Дос идише эмиграцие-проблем ун дер Идишер велт-конгресс» («Проблема еврейской эмиграции и Всемирный еврейский конгресс», Варшава, 1936); «Идише вандерунген» («Еврейские скитания», Варшава, 1939); «Недудей hа-иехудим ба-олам» («Скитания евреев в мире», Н.-Й., 1947) и других.
Крупным достижением еврейской социологии было исследование Тартаковера предпринимавшихся в новое время как сионистами, так и несионистами (см. М. Гирш, Биробиджан) попыток вернуть евреев к земле и сельскохозяйственному труду («hа-хитъяшвут hа-иехудит ба-гола» — «Еврейские поселения в галуте», Т.-А., 1956).
Тартаковер является также автором первых социологических портретов традиционного еврейского общества («hа-хевра hа-иехудит» — «Еврейское общество», Т.-А.—Иер., 1955) и общества, формирующегося в возрожденном на исторической родине еврейском государстве («hа-хевра hа-исреэлит» — «Израильское общество», Т.-А.—Иер., 1959). Выдающимся вкладом в науку о еврействе стал трехтомный труд на иврите «Шивтей Исраэль» («Колена Израилевы», тт. 1–3, Т.-А., 1963–69), в котором дан обстоятельный социологический обзор современных еврейских общин, в том числе и самых немногочисленных.
Тартаковер, который своими научными трудами существенно укрепил теоретический фундамент социалистического сионизма, оставил после себя многочисленных учеников и последователей.
В 1962 г. в Тель-Авиве вышла монография А. Манора «Арье Тартаковер. hа-социолог hа-иври» («Арье Тартаковер. Еврейский социолог»), в 1970 г. — целиком посвященный Тартаковеру сборник «Би-нетивей хагут ве-тарбут» («Эссе о еврейской мысли и культуре»).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТАРТАКОВЕР Арье в ЭЕЭ