Туркменистан (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Туркменистан, государство на юго-востоке Центральной Азии.

Содержание

Первое упоминание

Наиболее раннее упоминание о евреях на территории современного Туркменистана содержится в Вавилонском Талмуде (Ав. Зар. 31б), из которого следует, что амора Шмуэль бар-Бисна (начало 4 в.) из пумбедитской иешивы (см. Пумбедита) посетил Маргиану — область, простиравшуюся вдоль протекающей на юго-востоке Туркменистана реки Мургаб.

Cредние века

В средние века еврейские купцы посещали город Мерв (близ современного города Байрам-Али), находившийся на Великом шелковом пути. В ходе археологических раскопок в Мерве были обнаружены еврейские оссуарии 5–7 вв.; имеются данные о евреях в этом городе в 8 в. и 14 в., в городе Абивард — в 8 в.

Девятнадцатый век

В 1835 г. христианский миссионер еврейского происхождения Дж. Вольф (1795–1862), путешествовавший по странам Востока, обнаружил в Мервском оазисе небольшую общину бухарских евреев.

В 1840-х гг. в Туркменистан бежала часть евреев из иранского города Мешхед, насильственно обращенных в 1839 г. в ислам; поселившись в основном в Мервском оазисе, они вернулись к иудаизму.

В 1869 г. Бухарское ханство, которому принадлежала небольшая часть Восточного Туркменистана (с городом Чарджуй), стало российским протекторатом; в 1881–85 гг. русские войска завоевали всю остальную территорию современного Туркменистана, на которой в 1882 г. была образована Закаспийская область (до 1890 г. входила в состав Закавказского наместничества, в 1890–97 гг. находилась в непосредственном ведении военного министерства, в 1897 г. была включена в Туркестанский край).

Это способствовало притоку в Туркменистан евреев, принадлежавших к различным этнолингвистическим группам.

Бухарские евреи, имевшие в Бухарском ханстве статус зимми и во многих отношениях подвергавшиеся дискриминации, переселялись на земли, непосредственно включенные в состав России, где получали равные с мусульманами права.

Основным бухарско-еврейским центром на территории современного Туркменистана стал город Мерв (основан в 1884 г. в 30 км от одноименного древнего поселения; с 1937 г. — Мары): в 1895 г. здесь насчитывалось 486 бухарских евреев (7,5% всего населения), которые занимались коммерцией (в частности, торговали мануфактурой, каракулем, обувью) и ремеслом.

Некоторые из них были очень богаты: например, купец Джура Игланов владел хлопкообрабатывающим заводом и другой недвижимостью, а годовой оборот его торговой фирмы составлял два миллиона рублей.

За пределами Мерва (в том числе и в Мервском уезде) проживало лишь незначительное число бухарских евреев (например, в Чарджуе — три семьи).

Вскоре после создания Закаспийской области в ней появились ашкеназы: в Асхабаде (в 1919–27 гг. — Полторацк, в 1927–91 гг. — Ашхабад, с 1991 г. — Ашгабат), который стал ее административным центром, в 1897 г. проживало 330 евреев (76 семей), в Кизыл-Арвате — 33; среди них преобладали ремесленники, торговцы, служащие.

В Красноводском уезде в 1882–1907 гг. поселилось 17 ашкеназских семей; 11 глав этих семей имели ремесленные свидетельства или дипломы, трое — высшее образование.

Двадцатый век

В Новом Чарджуе (с 1937 г. — Чарджоу), городе на территории Бухарского ханства, где жили в основном выходцы из России, в ноябре 1910 г. насчитывалось около 500 ашкеназов (121 семья).

Примерно половину самодеятельного еврейского населения Нового Чарджуя составляли торговцы, остальные большей частью занимались ремеслом; среди евреев города было также несколько врачей, художник, владелец типографии.

Богатые еврейские коммерсанты из Асхабада и Нового Чарджуя, скупавшие хлопок и выступавшие в качестве представителей торговых фирм России, играли важную роль в экономике Закаспийской области и Бухарского ханства.

В 1880–90-х гг. в Закаспийской области обосновалось несколько сотен евреев из Ирана, в основном — членов группы джадид ал-ислам из Мешхеда, формально исповедовавшей ислам: к началу 20 в. в Мерве проживали 202 семьи джадид ал-ислам (в 1882 г. — лишь семь), в Серахском уезде — 40, Атекском — 25, в Тахта-Базаре — 22, в Пендинском приставстве Мервского уезда — 27.

Они занимались торговлей и посредничеством, брали казенные подряды, приобретали недвижимость. В Пендинском приставстве Мервского уезда насчитывалось свыше 100 семей афганских евреев (см. Афганистан).

После присоединения Закаспийской области к Туркестанскому краю местные власти предприняли шаги, направленные на уменьшение численности ее еврейского населения (в соответствии с предписанием Николая II «оградить» Степной край и Туркестан от «вредной деятельности евреев»). В феврале 1902 г. глава областной администрации приказал выселить в Иран 49 евреев — подданных этой страны; в том же году последовало изгнание (якобы за контрабанду) еще нескольких персидских евреев, живших в Серахсе и занимавшихся торговлей (свыше 800 туркмен из племени салоров обратились к властям с просьбой разрешить этим евреям остаться, но прошение не было удовлетворено). В 1905 г. над персидскими евреями, обосновавшимися в городе Серахс и селении Каахка, вновь нависла угроза депортации; на сей раз им удалось ее избежать, однако полиция учредила за ними надзор. Одновременно большая часть бухарских евреев получила предписание вернуться на территорию Бухарского ханства; многие из них пытались доказать, что являются коренными жителями области, и перейти в российское подданство, но такие попытки, как правило, оканчивались неудачей. В июле 1909 г. был составлен секретный список мервских евреев, которых намечали выселить после 1 января 1910 г.; в него включили 45 семей. В 1911 г. из Мерва был изгнан Дж. Игланов; генерал-губернатор Туркестанского края А. В. Самсонов предложил бухарскому эмиру привлечь Игланова к ответственности «за обман и проживание по неправильному паспорту». Ашкеназов, не имевших права жительства за пределами черты оседлости, высылали как из Закаспийской области, так и с территории Бухарского ханства. В 1910 г. местная администрация не позволила раввину А. Ш. Резнику поселиться в Асхабаде, в результате чего еврейская община города осталась без духовного руководителя. Обращение евреев Нового Чарджуя к Самсонову с просьбой разрешить им открыть молитвенный дом (ноябрь 1910 г.) едва не привело к их поголовному изгнанию; оно было предотвращено лишь благодаря вмешательству российского представителя («политического агента») в Бухарском ханстве А. Сомова, который указал, что с выселением евреев экономическая и культурная жизнь города будет парализована (март 1913 г.). Согласившись с ним, Самсонов настоял на том, чтобы антиеврейские ограничительные законы впредь исполнялись более строго, а в сентябре того же года запретил допускать в Новый Чарджуй демобилизованных евреев, которые до призыва в армию жили в других городах Туркестанского края или Бухарского ханства. В сентябре 1915 г. из Закаспийской области были депортированы две семьи афганских евреев (см. Афганистан).

В конце 19 в. – начале 20 в. на территории современного Туркменистана жили иудействующие. В 1899 г. молокане-субботники (40 семей) основали поселок Искандер; местная администрация сразу же предложила вышестоящему начальству выселить их за «жидовство», однако в итоге им удалось остаться. В Асхабадском уезде 16 семей иудействующих (более 100 человек) построили поселок Яблоновский; в 1905 г. власти разрушили здесь молитвенный дом и в дальнейшем не разрешали его восстановить.

В ноябре–декабре 1917 г. некоторые евреи (большевики, левые эсеры) приняли активное участие в установлении на территории современного Туркменистана советской власти. Артиллерист М. Фельдман, член большевистской партии, был избран комендантом крепости Керки. После того как в 1919–20 гг. Закаспийская область была окончательно присоединена к Советской России, подавляющее большинство персидских и афганских евреев вернулось в Персию и Афганистан; лишь в Мерве, Байрам-Али и Иолотани сохранились небольшие группы выходцев из Мешхеда и их потомков (эти группы просуществовали, по крайней мере, до конца 1980-х гг.). Численность бухарских евреев, напротив, возросла: к концу 1921 г. только в Керки она достигла тысячи человек, в Мерве — 750 человек, в Чарджуе — 500 человек. В последующие годы, в особенности после создания в феврале 1925 г. Туркменской ССР, в Туркменистан прибыли сотни ашкеназов; они сыграли здесь важную роль в становлении промышленности, создании современных систем образования и здравоохранения (в Ашхабадском медицинском институте, который открылся в 1930-х гг., преподавали в основном евреи), развитии культуры (одним из основоположников национальной туркменской оперы был Ю. С. Мейтус /1903–1997/, заслуженный деятель искусств Украинской ССР и Туркменской ССР). В 1924–25 гг. в Полторацк ссылали из европейской части Советского Союза членов подпольных сионистских (см. Сионизм) организаций, главным образом сионистов-социалистов; весной 1928 г. им разрешили выехать в Эрец-Исраэль. Согласно результатам переписи, в 1926 г. в Туркменистане проживали 2042 еврея (0,25% всего населения).

1920-е гг. стали периодом некоторой активизации еврейской общественной и культурной жизни в Туркменистане. В 1921 г. начала действовать коллегия еврейской общины в Керки, в августе 1923 г. — бухарско-еврейский общественный комитет в Мерве. Работали три еврейские школы — в Мерве, Чарджуе и Керки; они полностью или частично находились на содержании общин, что не мешало народному комиссариату просвещения жестко контролировать учебные программы и назначать учителей по своему усмотрению. Общины занимались также благотворительной деятельностью (несмотря на то, что после установления советской власти значительная часть их собственности, включая здания синагог и молитвенные дома, была реквизирована). В 1930-х гг. все еврейские организации и учебные заведения прекратили свое существование. В 1928 г. на евреев Чарджуя был возведен кровавый навет.

В послевоенный период в Туркменистане проживало, по официальным данным, три–четыре тысячи евреев (по некоторым оценкам, в действительности их было семь–двенадцать тысяч). В некоторых городах сохранялись синагоги и еврейские кладбища или участки кладбищ. С 1962 г. до конца 1980-х гг. действовал запрет на выпечку маццы; его нарушители рассматривались как уголовные преступники. В конце 1980-х гг. в Ашхабаде, Небит-Даге, Чарджоу открылись курсы иврита, однако никаких еврейских организаций в Туркменистане (в отличие от других государств Центральной Азии) так и не возникло. В 1989–94 гг. из Туркменистана в Израиль репатриировались 296 евреев, в 1995 г. (когда открылась авиалиния Ашгабат—Стамбул—Тель-Авив) — около 300. По приблизительным данным, к началу 1996 г. в Ашгабате оставалось около 300 семей ашкеназов и несколько семей бухарских и персидских евреев, в Красноводске и Небит-Даге — по 25–30 семей ашкеназов, в Ташаузе — несколько семей ашкеназов, в Чарджоу — 25–30 семей бухарских евреев; в Керки (откуда в декабре 1995 г. выехало в Израиль 15 семей) евреев почти не оставалось. В Ашгабате действовали представительства Еврейского агентства (осуществлявшего в Туркменистане программу «Алия-2000», целью которой является поощрение репатриации подростков в возрасте 15–16 лет) и Центральноазиатского комитета по репатриации (руководитель — Фрида Бабаева).

Тяжелое экономическое положение, самый низкий уровень жизни населения среди всех государств, образовавшихся после распада Советского Союза, тоталитарный режим президента страны С. Ниязова (Туркмен Баши), препятствующий развитию еврейской жизни, привели к массовой переезду евреев в Израиль и в другие страны. Так, в 1996 г. в Израиль из Туркменистана выехали 465 человек, в 1997 г. — 400, в 1998 г. — 279, в 1999 г. — 246, в 2000 г. — 193, в 2001 г. — 157, в 2002 г. — 110, в 2003 г. — 105. В Туркменистане нет ни одной официально зарегистрированной еврейской организации. В республике нет отделения Еврейского агентства, однако его представитель проводит в Туркменистане несколько месяцев в году с молчаливого согласия властей. Несколько сот человек участвуют в различных программах Еврейского агентства, в первую очередь молодежных. В 2003 г. велись занятия в восьми группах по изучению иврита. По данным Еврейского агентства, еврейское население Туркменистана составляет около 800 человек.

Дипломатические отношения между Туркменистаном (с конца 1991 г. — независимое государство) и Израилем были установлены в декабре 1993 г. В 1994 г. Б. Шихмурадов, министр иностранных дел и заместитель председателя совета министров Туркменистана, посетил Израиль, а министр иностранных дел Израиля Ш. Перес нанес визит в Туркменистан. Весной 1995 г. и в феврале 1996 г. в Израиле побывал президент Туркменистана С. Ниязов. В Туркменистане нет посольства Государства Израиль, но действует консульство, при котором работает еврейская воскресная школа.

Израиль содействует развитию сельского хозяйства Туркменистана (где в последнее время применяется при выращивании хлопка израильская система капельного орошения), оказывает этой стране помощь медикаментами (только в феврале 1995 г. в Ашгабат было отправлено по просьбе туркменских властей 600 тонн лекарств). В феврале 1996 г. международный консорциум, организованный израильской фирмой, получил заказ на восстановление крупного нефтеочистительного завода в Туркменистане; средства массовой информации соседнего Ирана резко осудили это решение правительства Туркменистана.

В октябре 2001 г. в присутствии президента С. Ниязова состоялся ввод в эксплуатацию новой установки по производству сжиженного природного газа, проект стоимостью в 180 млн. долларов был осуществлен израильской компанией «Байтман хандаса». Со стороны правительства Туркменистана контроль над строительством осуществлял известный израильский предприниматель Й. Мейман, назначенный на должность специального советника президента Туркменистана по газовой индустрии.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТУРКМЕНИСТАН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация