Росси, Азария

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Росси, Азария (Бонаюто) бен Моше деи (Rossi, Azaria ben Moïse dei; 1511?, Мантуя, – 1578, там же), один из крупнейших еврейских ученых итальянского Ренессанса, историограф, предтеча исторической критики нового времени.

Содержание

Биографические сведения

Росси происходил из одной из наиболее известных и старинных еврейских семей Италии — Мин hа-Адуммим (то есть `из красных`; итальянская форма `деи Росси` является калькой ивритской формы), многие члены которой были в то время близки ко двору правителей Мантуи.

В возрасте около 30 лет Росси переселился в Феррару, позднее жил в Анконе, Болонье, Саббьонете, снова (с 1569 г.) в Ферраре, где написал свой основной труд, и под конец жизни вернулся в Мантую; в своих скитаниях он зарабатывал на жизнь, видимо, медицинской практикой.

Сочинения ученого

Главный труд Росси «Меор эйнаим» («Свет очей») состоит из трех книг. Первая — «Кол Элохим» («Глас Божий») подробно описывает пережитое им в Ферраре землетрясение, длившееся десять дней и унесшее около 200 жизней; уцелевшие пережили это время за городом.

Метод — сопоставление источников

Росси приводит здесь и объяснения землетрясений, даваемые различными авторами: у евреев — теологические («кара Божия»), а у неевреев — также и научные.

Такой метод — сопоставление еврейских и нееврейских источников — проходит красной нитью через все его сочинение.

Вторая книга его труда — «Хадрат зкеним» («Величие старцев») — перевод на иврит Аристея послания. Наиболее важна и объемна третья книга — «Имрей бина» («Разумные речи»), разделенная на 60 глав.

Метод исторической критики

Она посвящена новому, революционному для еврейского общества той эпохи рассмотрению еврейской истории и, в частности, ее хронологии.

Знакомство Росси с нееврейскими источниками (более сотни имен упомянуты в его книге) было беспрецедентным.

Не ограничиваясь сочинениями историков и философов, Росси обращался даже к трудам отцов церкви.

Он свободно владел латинским языком; сочинения греческих авторов читал в переводах на латинский и итальянский языки.

Росси избегал приложения методов исторической критики к изучению Библии, но Талмуд и более поздние еврейские источники он анализировал со смелостью, невиданной в еврейской среде до тех пор.

Лишь в сомнениях относительно истинности Аггады у него были предшественники. Сравнивая многие утверждения законоучителей Талмуда с мнениями авторов-неевреев, Росси нередко считает правыми последних.

Он доказал, что период персидской власти в Эрец-Исраэль был намного длиннее, чем это отражено в Талмуде, и имел важное значение в еврейской истории.

указал также на то, что еврейский календарь «от сотворения мира» не обоснован и возник после эпохи гаонов, а до этого евреи пользовались другими системами летосчисления.

Росси вскрыл поздний, средневековый характер сочинения Иосиппон и недостоверность его исторической информации.

Внимание Росси привлекала и еврейско-эллинистическая литература, забытая евреями примерно с начала н. э.

Росси доказал, например, что Филон Александрийский (у Росси — Иедидия Александрони) пользовался Септуагинтой (см. Библия. Издания и переводы), а не Библией на иврите. Росси также интересовали еврейская археология, нумизматика, развитие иврита и поэзии на нём, арамейский язык и многие другие темы. Немало его утверждений принято наукой нового времени.

Реакция на революционность труда

Раввины Италии, испуганные революционностью мысли Росси, пытались помешать выходу в свет его «Меор эйнаим» (Мантуя, 1573–75). В Венеции на книгу был наложен херем; для ее прочтения требовалось особое разрешение раввинов города.

Херем был объявлен также в Риме, Ферраре, Падуе, Вероне и в Анконе.

В самой Мантуе было запрещено читать книгу лицам моложе 25 лет. В Цфате херем собирался подписать И. Каро, но умер раньше его провозглашения.

Ответ Росси

Росси ответил своим оппонентам частично в самом «Меор эйнаим», но в основном — в сочинении «Мацреф ла-кесеф» («Горнило для серебра»), посвященном вопросам календаря и хронологии, которое он написал незадолго до смерти. Эта книга печаталась позднее вместе с основным его трудом.

Сочинение Росси вызвало значительный интерес у христианских гебраистов (см. Гебраистика), которые неоднократно переводили из него целые главы.

Среди евреев интерес к нему возродился в 18 в. ввиду близости духа сочинения Росси к идеям Хаскалы.

Берлинские маскилим переиздали «Меор эйнаим» в 1794 г.; следующее издание этого труда вышло в 1863–66 гг. с введениями Л. Цунца и Д. Касселя (1818–93).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РОССИ Азария в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация