Розанес (семья)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Розанес (Росанес; Rosanes), семья выходцев из Испании.
Семья
С изгнанием евреев из Испании (1492) некоторые члены семьи эмигрировали в Португалию, где их принудили принять христианство (1497); при этом их фамилия была изменена на Розалиш. Впоследствии члены семьи Розанес жили в разных странах мусульманского Востока, странах Магриба, а также Восточной и Западной Европы. Многие Розанесы поселились в Турции и балканских странах, находившихся под властью Османской империи.
Авраhам бен Меир Розанес
Авраhам бен Меир Розанес (1635?, Стамбул, – 1720, там же), ведущий раввин столицы Османской империи.
Среди его учителей был Иом-Тов бен Моше Цахалон (родился в 1559 г. – умер не ранее 1638 г.), выдающийся раввин из Цфата. В 1659–77 гг. в Эдирне (Адрианополь) Авраhам бен Меир Розанес возглавил раввинов, наложивших херем на Саббатая Цви.
Иеhуда бен Шмуэль Розанес - зять и племянник Авраhама бен Меира
Иеhуда бен Шмуэль Розанес (1657, Стамбул, – 1727, там же), зять и племянник Аврахама бен Меира, раввин (посек, см. Поским) и проповедник.
В молодости занимался торговлей, затем до конца жизни был раввином. Был в числе раввинов, преследовавших саббатианцев.
В 1714 г. он подписал, вместе с другими раввинами Стамбула, документ о наложении херема на Нехемию Хию бен Моше Хайона, однако в 1725 г. был одним из трех раввинов, отменивших херем при условии, что Хайон откажется от изучения каббалы и саббатианских верований.
Этот акт вызвал возмущение других раввинов; фанатики ворвались в дом Иехуды бен Шмуэля Розанеса и уничтожили его писания.
Его ученик Яаков Хули (1685?–1732) собрал и подготовил к печати сохранившиеся рукописи: «Мишне ла-мелех» («Второй после царя», Стамбул, 1731), галахические комментарии к «Мишне Тора» Маймонида, впоследствии печатались в большинстве изданий этого сочинения; «Парашат драхим» («Распутье», Стамбул, 1728), 26 проповедей на галахические и аггадические темы, приложение к сочинению «Дерех мицвотеха» («Путь твоих мицвот»), посвященную 613 предписаниям еврейской религии, согласно их изложению Маймонидом, Нахманидом и Моше бен Яаковом из Куси.
Книга содержит также замечания и глоссы к приписываемому Ахарону hа-Леви На Клара из Барселоны (1235?–1300) сочинению «Сефер hа-хиннух» («Книга воспитания»). Часть респонсов Иехуды бен Шмуэля Розанеса содержится в трудах его современников.
Ицхак бен Давид Розанес (1660?- 1749), некоторое время был раввином в Стамбуле; в 1733 г. переселился в Иерусалим.
Аврахам бен Хаим Розанес (1665?–1744, Иерусалим), раввин и посек, племянник и ученик Иехуды бен Шмуэля Розанеса. В 1718 г. стал главным раввином Стамбула. В 1743 г. поселился в Иерусалиме. Респонсы Аврахама бен Хаима содержатся в трудах его современников.
Аврахам бен Иосеф Розанес (1686–1757?) раввин и посек в Стамбуле; боролся с саббатианством. Его респонсы и галахические новеллы публиковались в трудах современных ему ученых.
Аврахам бен Исраэль Розанес (аббревиатура hа-Аббир, 1838, Рущук, ныне Русе, Болгария, – 1879, там же), хахам и торговец. Учился в разных иешивах, затем изучал языкознание в Вене. Возвратившись в родной город, занимался торговлей и основал у себя дома иешиву. В 1862 г. был назначен инспектором городской общеобразовательной школы. В 1864 г. в его доме гостил рабби М. Малбим после своего отъезда из Бухареста. В 1867 г. Аврахам бен Исраэль Розанес переехал в Эрец-Исраэль. В письмах своему другу М. Фархи, опубликованных в газете «hа-маггид» (1867–68) и объединенных названием «Масот хе-хахам hа-Аббир» («Путешествия хахама hа-Аббира»), описал города Цфат, Тверию, Иерусалим, Хеврон и их окрестности. Вскоре он возвратился в Рущук, где прожил до конца жизни.
Шломо Аврахам Розанес (1862, Рущук, ныне Русе, Болгария, – 1938, София), сын Аврахама бен Исраэля, историк еврейства балканских стран. В юности был менялой; в 1878 г. подвергся нападению грабителей, был серьезно ранен и дал обет в случае выздоровления посвятить себя наукам. Однако ему пришлось соединять научные занятия с торговыми, так как после смерти отца он должен был содержать семью. Во время своих многочисленных деловых поездок работал в библиотеках и архивах разных городов.
Во время Первой мировой войны Шломо Розанес поселился в Софии, где до конца жизни был библиотекарем в еврейской общине. Его труды, посвященные главным образом истории евреев на Балканах, печатались на иврите, еврейско-испанском, румынском и болгарском языках. Среди его работ — генеалогия семьи Розанес (французский, 1885), трактат о старинных еврейские монетах «Шекель Исраэль», история еврейской общины Рущука (еврейско-испанский, 1914).
Главный труд Розанеса «Корот hа-иехудим бе-Туркия ве-арцот hа-кедем» («История евреев Турции и стран Востока», в 6-ти томах, 1930–45) содержит богатый фактический материал и потому обладает большой ценностью. Часть этого сочинения вышла раньше под названием «Диврей иемей Исраэль бе-Тогарма» («История евреев в Турции», 1907–14). Розанес написал также исследование о происхождении человеческой речи «Сафа ахат у-дварим ахадим» («Один язык и слова одни», 1928–29), в котором он, знаток многих языков, высказал мысль о происхождении всех языков из добиблейского иврита.
К семье Розанес относится и Яаков Розалиш (первая половина 16 в.), португальский купец и судовладелец. После насильственного обращения в христианство евреев Португалии (1497) поселился в городе Фес (Марокко), занимался морской торговлей, которая приносила большие прибыли двору султана. Был приближенным султанов Мулая Али бен-Хасана и Мулая Ахмада (с 1526). Последний неоднократно посылал его в другие страны с дипломатическими поручениями, в том числе в Португалию (1530, 1534). Был инициатором установления дипломатических отношений между Марокко и Францией. Яаков Розалиш использовал свое влияние для защиты единоверцев и много сделал для устройства в Марокко изгнанников из стран Иберийского полуострова.
То же имя и фамилию (по матери) носил португальский врач, астроном, астролог и поэт Яаков Эбреуш (`еврей`) Розалиш (1588, Лиссабон, – 1668?, Италия). Родился в семье марранов, получил имя Иммануил Бокарру, но открыто вернулся к иудаизму в период жизни вне Португалии.