Помазание (ритуал посвящения)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Помазание (елеем или другим видом оливкового масла) было широко распространено у древних израильтян, как и среди других народов Ближнего Востока.
Наряду с косметическими и медицинскими целями помазание было также символическим ритуалом посвящения, и в этом аспекте оно рассматривается ниже.
Содержание |
Центральная часть церемонии возведения
На Ближнем Востоке
На древнем Ближнем Востоке символическое помазание было центральной частью обряда церемониального возведения в определенный статус, в первуюочередь коронации (так, в Ассирии к царю прилагался эпитет пашишу — `помазанник`).
Оно сопровождало также освобождение рабыни, введение во владение имуществом, обручение невесты и т. п.
У израильтян
У израильтян помазание использовалось в церемониях возведения на престол царя и посвящения в сан первосвященника, а первоначально — и простого жреца (см. Кохен).
Ивритский термин машиах (`помазанник`) в эпоху Первого храма прилагался прежде всего к царю, особенно к основателям Израильского царства — Саулу и Давиду (позднее слово приобрело эсхатологическое значение, см. Мессия).
Помазание на царство считалось действенным, даже если производилось тайно (с целью низложения прежней династии).
Так Самуил помазал Давида, а посланец Элиши — Иеху. Это было основано на вере, что вместе с помазанием на нового царя нисходит дух Божий, а прежнего покидает (I Сам. 16:13–14).
Помазание первосвященника служило еще одной цели; оно обозначалось также глаголом лекаддеш (`освящать`), символизируя причащение к святыне и право осуществлять священнодействие.
Помазание предметов культа
Помазанию подлежал не только человек, но и предметы культа (Исх. 30:24–29; 40:9–15); об этом есть свидетельства уже в древнейших частях Библии (Быт. 28:18; 31:13; 35:14).
Елей
Времена Первого храма
Талмуд утверждает, что священный елей для помазания был приготовлен только однажды в еврейской истории Моисеем (ср. Исх. 30:31–33), и этого елея хватило для всех ритуалов помазания от Аарона до того времени, когда царь Иошияhу спрятал его остаток.
Времена Второго храма
Таким образом после Иошияhу елей не использовался для помазания царей и первосвященников, и это — одно из пяти отличий Первого храма от Второго.
После помазания Аарона и его сыновей обряд проходили только первосвященники, даже наследники своего помазанного отца; для простых священников оставался ритуал помазания лишь на время войны (Талмуд имеет в виду стих Втор. 20:2).
Согласно Талмуду, лишь те цари Давидова дома (см. Давид), чьи права на трон оспаривались или вызывали сомнения, проходили помазание; когда же наследование не вызывало разногласий, помазание не производилось.
Так, Соломон был помазан вследствие претензий на престол со стороны Адонии (I Ц. 1:39), Иоаш — из-за Аталии (II Ц. 11:12), а Иехоахаз — вследствие того, что Иеhоаким был двумя годами старше его (II Ц. 23:30). Цари Северного Израильского царства проходили обряд помазания не елеем, а бальзамом и тоже лишь тогда, когда их права на наследование престола были сомнительны или оспаривались. О применении елея (или подобного масла) при ритуальном очищении см. Проказа.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПОМАЗАНИЕ людей и предметов елеем в ЭЕЭ