Диврей hа-ямим (Хроники), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
д-р Арье Ольман
|
|
Паралипоме́нон или Летописи, в западной традиции — Хроники (ивр. דִבְרֵי הַיָּמִים, Дивре́й hа-ями́м; др.-греч. παραλείπω, «пропускать, упускать» — букв. «о пропущенных вещах»; ) — две (1-я и 2-я Паралипоменон) книги ТаНаХа, чьё авторство традиционно приписывается Ездре (Эзре). Являются обобщённой летописью священной библейской истории начиная с родословия избранного народа, войн Давида, строительства Храма и заканчивая вавилонским пленением. Написание книги завершено ок. 460 до н. э.
Изначально книга Хроник — единая книга; её деление на две части впервые встречается в Септуагинте, откуда оно перешло в другие переводы Библии; начиная с XV века это деление принято и в изданиях еврейской Библии (ТаНаХа). В Талмуде книга Хроник упоминается как заключающая раздел Писаний, и это место она занимает в большинстве рукописей и в печатных изданиях Библии. Однако в ряде манускриптов книга Хроник открывает раздел Писаний. В Септуагинте книга Хроник помещена среди исторических книг, после книги Царей. Этот порядок был принят Вульгатой, откуда он перешёл в некоторые современные переводы Библии.
Мишна (Иома 1:6) сообщает, что книга Хроник была среди тех книг, которые читали первосвященнику перед наступлением Йом-Киппур, чтобы тот случайно не заснул, не испытал поллюцию и не был за это отстранён от участия в храмовой церемонии.
Содержание |
Название
В Септуагинте книга Хроник называется «Паралипоменон» (по-гречески — пропущенное). Очевидно, переводчики Септуагинты рассматривали книгу Хроник как дополнение к остальным библейским книгам. Название «Паралипоменон» принято и в Вульгате, однако название «Хроникон» также получило распространение и употребляется в большинстве переводов Библии на новые языки.
Содержание книги
Книга Хроник излагает историю Израиля со времени царя Давида (X век до н. э.) до падения Иудейского царства в правление царя Седекии (Цидкияhy) (VI век до н. э.). Пространное введение, состоящее преимущественно из различных списков, служит фоном исторического повествования книги, которая завершается выдержкой из эдикта Кира, заимствованной из книги Ездры.
Книгу Хроник можно подразделить на три основные части:
- Введение (1Пар.1—9);
- История Израиля под властью Давида и Соломона (1Пар.10 — 2Пар.9);
- История Иудейского царства со времени его образования в результате распада царства Соломона и вплоть до его падения (2Пар.10—36).
Введение
Глава 1 представляет собой собрание генеалогических списков, взятых из книги Бытие и по большей части подвергшихся адаптации и сокращению за счет исключения из них повествовательных элементов.
Центральная часть введения (главы 2–8) содержит генеалогические списки израильских племен. Последовательность перечисления колен Израилевых отлична от последовательности в других библейских списках. Книга Хроник начинает с колена Иехуды, которое составляло основу населения Иудейского царства, а затем Иудеи по возвращении изгнанников из пленения вавилонского. Далее следует колено Шимона, надел которого с самого начала был включен в состав Иудейского царства. Затем перечислены колена в Заиорданье (с юга на север): Реувен, Гад и половина колена Менашше. Далее приводятся генеалогии колена Леви. Затем идут колена Иссахара, Биньямина, Дана и Нафтали. Затем следуют вторая половина колена Менашше, колена Эфраима и Ашера. Колено Звулуна в списке отсутствует.
Наряду с генеалогической информацией списки содержат сведения о войнах, о поселениях и о перемещениях колен. Материал неоднороден в количественном и качественном отношениях; частью он заимствован из других книг Библии, частью почерпнут из переписей воинов периода Объединенного царства (I Хр. 7:1–11, 35–40), устных традиций и т. п. В 9-й главе содержатся списки жителей Иерусалима, левитских служек и жителей Гивона.
Список обитателей Иерусалима (I Хр. 9:2–18), названный «первые жители» и параллельный списку в книге Нехемии (11:3–19), по всей видимости, восходит ко времени Нехемии или к последующим годам. К этому списку примыкает подробный список левитских (см. Леви) служек (I Хр. 9:19–34), в котором особое внимание уделяется левитам-привратникам. Следующий за этим списком перечень жителей Гивона дословно повторяет список из I Хр. 8:29–38, что, возможно, является результатом ошибки переписчика.
Введение служит созданию широкого исторического фона для перехода к повествованию о царстве Давида, и с этой целью автор использовал весь релевантный материал, который был в его распоряжении.
Давид и Шломо
Рассказ о поражении и гибели Саула на горе Гилбоа (I Хр. 10) предваряет изложение истории Объединенного царства — от помазания Давида на царство над всем Израилем в Хевроне до смерти Соломона. Основным источником глав, посвященных царствованию Давида, служит Самуила книга, некоторые главы которой почти цитируются. Однако совпадение повествования двух книг лишь частично.
С одной стороны, в книге Хроник опущена значительная часть содержащегося в книге Самуила материала о Давиде (например, выпущен весь период от помазания Давида Самуилом до смерти Саула, история правления Давида в Хевроне, его борьба с сыном Саула Эшбаалом (Иш-Бошетом/), подробности семейной жизни Давида и прочее). С другой стороны, книга Хроник содержит обширную информацию, отсутствующую в книге Самуила, относительно государственно-административного устройства, приготовлений к строительству Храма и его создания (I Хр. 13–16,22–29).
Царствование Давида в книге Хроник представлено как довольно спокойный, безмятежный период, существенно отличающийся от описанного в книге Самуила и книге Царей. Книга Хроник умалчивает о событиях, предшествовавших воцарению Давида над всем Израилем (о правлении Эшбаала, о тяжелых периодах царствования Давида, например, о восстании его сына Авшаломf, о голоде в стране и т. п.), и о личных пороках царя.
Из книги Хроник создается впечатление, что Давид стал царем Израиля без проблем, что он был безупречным правителем, а период его царствования был совершенно благополучным.
В целом повествование концентрируется вокруг организации Давидом административной и религиозной сфер жизни царства. Деятельность царя в религиозной сфере включает установление места отправления культа Бога Израиля, перенесение Ковчега завета из Кирьят-Иеаримf в Иерусалим в специально сооруженную для него скинию, установление порядка службы, приготовление к строительству Храма (перепись ремесленников, подготовка необходимых материалов и даже плана здания) и должностная организация храмового персонала (I Хр. 11:20–47), высших чиновников (I Хр. 18:15–17), «тысяченачальников и стоначальников» и «главных начальников над коленами Израилевыми» (I Хр. 27:1–22), управляющих царским имуществом, высших начальников (27:25–34) и царских писцов, судей и надзирателей (I Хр. 26:29–32). Автор книги Хроник особенно подчеркивает, что Давид был царем всего Израиля, и рассматривает единство Израиля и власть Давида как два взаимосвязанных фактора.
В отличие от I Ц. 1–2, в книге Хроник и переход власти от Давида к Соломону представлен в соответствии с желанием Бога, избравшего Соломона среди всех сыновей Давида; помазание Соломона произошло еще при жизни Давида с согласия царя и народа. Помазание Соломона прямо связывается с приготовлениями к строительству Храма. Повествование о царствовании Соломона обнаруживает еще большую, нежели рассказ о правлении Давида, связь с книгой Царей. Как и раньше, автор книги Хроник опускает часть материала, однако, в отличие от повествования о Давиде, в рассказе о царствовании Соломона объем дополнительного материала невелик, и этот материал по большей части расширяет описания, заимствованные из книги Царей.
Как и царствование Давида, правление Соломона представлено как период благополучия; автор книги Хроник умалчивает как о борьбе за престол в начальный период, так и о прегрешениях царя в последний период его правления. В центре повествования — строительство Храма: из девяти глав, посвященных царствованию Соломона, более шести отведены подробностям сооружения Храма и его функциональным распорядкам.
История Иудейского царства
В повествовании о царях Иудеи автор книги Хроник почти полностью использовал соответствующие главы книги Царей, а также ввел обширный дополнительный материал. В отличие от описания царствования Давида и Соломона, в повествовании об иудейских царях отсутствует тенденция к их идеализации, и в большинстве случаев оценка царей совпадает с таковой в книге Царей. Дополнительная информация большей частью относится к военной, политической и экономической сферам, в частности, книга Хроник приводит список построенных Рехавамом укрепленных городов (II Хр. 11:5–12); список городов, захваченных иудейским царем Авией у царя Израиля Иоровама (II Хр. 11:13–19); сообщается о войнах Асы (II Хр. 14:8–14) и его сына Иехошафатf (II Хр. 20:1–2), о военной, административной и религиозно-правовой реформах в царствование последнего (II Хр. 19:5–11); о войнах царя Уззии, об организации его войска, о его экономической деятельности и расцвете при нем Иудейского царства (II Хр. 26:6–15); повествуется о деяниях его сына, царя Иотама в военной и экономической сферах (II Хр. 27:3–5); о мерах, которые принял Хизкияху для укрепления Иерусалима и организации его водоснабжения во время осады города Санхеривjv (II Хр. 32:3–6). Дополнительная информация, приводимая в книге Хроник, имеет большое историческое значение и находит подтверждение в нееврейских источниках и в археологических раскопках.
Источники книги =
Автор книги Хроник упоминает более 20 книг, служащих источниками его информации, однако, по-видимому, число использованных им источников еще больше. Так, очевидно, что автор книги Хроник черпал информацию из ряда книг Библии, которые он не упомянул (Пятикнижие, книга Иехошуа Бин Нунf, пророчества Исайи, Иеремии и Зхарии, Псалмы, книги Эзры и Нехемии). Упомянутые в книге Хроник источники можно подразделить на три группы.
- Первая группа источников состоит из шести книг общего характера: «Книга царей Израиля и Иудеи» (II Хр. 27:7 и т. д.), «Книга царей Иудейских и Израильских» (II Хр. 16:11), «Книга царей Израиля» (II Хр. 20:34), «Книга царей Израильских» (II Хр. 33:18) и «Комментарий (мидраш) книги Царей» (II Хр. 24:27). Различия в названиях незначительны, и весьма возможно, что речь идет об одной и той же книге.
- Вторая группа источников включает 12 книг пророков (см. Пророки и пророчество), например, «записи провидца Самуила», «записи пророка Натана», «записи провидца Гада» (I Хр. 29:29) и другие (II Хр. 9:29; 12:15; 13:22; 20:34; 26:22; 32:32; 33:19). За исключением одного, все упоминаемые в книге Хроник пророки известны из книг ранних пророков. Маловероятно, что автор книги Хроник располагал аутентичными пророческими книгами, например, эпохи Давида. Самуил умер до того, как Давид стал царем, и потому деяния Давида вряд ли могли быть частью содержания «записей провидца Самуила». Хотя нельзя полностью отрицать, что автор книги Хроник имел доступ к пророческим сказаниям и легендам, восходившим ко времени Первого храма; представляется более вероятным, что упоминаемые им книги пророков на самом деле представляли не отдельные книги, а пророчества, инкорпорированные в книгу об истории израильских и иудейских царей.
- Третья группа источников состоит из различных книг и документов, как, например, «Писания Давида, царя Израилева, и Соломона, сына Давидова» (II Хр. 35:4), «Слова Давида и Асафа-провидца» (II Хр. 29:30), «Плач» (II Хр. 35:25) и других. Представляется вероятным, что речь идет о разнообразных письменных документах, возможно, о царских и храмовых хрониках, которыми располагал автор книги Хроник.
Ссылки
- Статья «Книга Хроник» в Электронной еврейской энциклопедии
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
Это незавершённая статья по библеистике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |