Рав (Абба Ариха), амора

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 21:07, 3 октября 2012; Raphael (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 03/10/2012

Рав (настоящее имя Абба бен Айбу; ? - ок. 246 г.) - выдающийся амора Вавилонии, основатель академии в Суре, один из лидеров первого поколения создателей Гемары Вавилонского Талмуда.

Также известен как Абба Ариха (`высокий`)[1]; прозвище Рав получил за то, что был «учителем (рав) всей диаспоры»[2], по аналогии с прозвищем Рабби Иехуды hа-Наси[3].

Время деятельности Рав (Абба Ариха), амора в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Биография Рава

Рав родился в Кафри (южная Вавилония) в семье, которая вела свое происхождение от Шфатии, сына Давида, и Авитал[4], по другой версии — от брата Давида, Шими (Кт. 62б). Неизвестно, кто были учителя Рава в Вавилонии; однако есть сведения, что в Эрец-Исраэль он учился у своего дяди, Хии[5]. Позднее Рав стал членом академии Иехуды hа-Наси[6] и его Бет-Дина[7]. Рав был лично знаком с выдающимися представителями последнего поколения таннаев в Эрец-Исраэль и обсуждал с ними вопросы hалахи.

Личная жизнь Рава была трудной: по возвращении в Вавилонию он сначала был беден и страдал от голода (МК. 12б). Был несчастливо женат (Иев. 63а), имел двоих сыновей и трех дочерей (Пс. 70а, 113а; Хул. 92а, 95б; Сук. 44б).

Деятельность Рава

После возвращения в Вавилонию в 218 г. Рав сначала был близок к академии в Нехардеа, однако из-за разногласий с местными законоучителями, в основном — с Шмуэлем Ярхинаа, переселился в Суру, где основал бет-дин и академию, вскоре превратившуюся в крупный центр еврейской учености и просуществовавшую около 800 лет; ее даже стали называть «маленьким святилищем»[8].

Число учеников в академии Рава достигло 1200 человек[9]. Вернувшись в Вавилонию знатоком учения Иехуды hа-Наси, Рав ввел ряд новых hалахот , не практиковавшихся там прежде. Рав был в Вавилонии также одним из наиболее известных и плодовитых авторов аггадот и часто выступал с публичными проповедями; на аггадот Рава сильно повлияла Аггада Эрец-Исраэль. Несмотря на свои выдающиеся достижения, наиболее вероятно, что Рав формально никогда не был возведен в звание рабби[10].

Рав отличался исключительной праведностью. Объясняя смысл мицвот и их исполнения, Рав утверждал, что «мицвот были даны лишь с одной целью — служить средством улучшения человека. Ибо какая разница Богу, закалывают ли животное в переднюю или заднюю часть шеи?»[11].

Об изучении Торы он говорил, что это — «важнее, чем ежедневное жертвоприношение»[12] и «выше, чем строительство Храма»[13]. В некоторых проповедях Рава проявляется склонность к мистицизму.

Рав создал несколько молитв. Традиция приписывает ему известную молитву Ткиата де-[вей-] Рав, читаемую во время дополнительной службы на Рош hа-Шана[14]. Она начинается словами: «Ты помнишь» («Атта зохер» — другое название молитвы) и кончается: «Благословен Ты, Господи, помнящий завет».

Сноски

  1. Нид. 24б
  2. Беца 9а
  3. ББ. 119б
  4. ТИ., Таан. 4:2, 68а
  5. МК. 16б
  6. Хул. 137б
  7. Гит. 59а
  8. Мег. 29а
  9. Кт. 106а
  10. см. примечания Ниссима бен Реувена к Нед. 78б, а также Эр. 50б; ББ. 42а; Кт. 8а; Хул. 122б
  11. Быт. Р. 44:1
  12. Эр. 63б
  13. Мег. 16б
  14. ТИ., РхШ. 1:3, 57а
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РАВ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация