Мидраш
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Мидраш (ивр. מִדְרָשׁ, букв. изучение, толкование) — анр литературы гомилетического характера, представленный уже в Мишне, Тосефте, а затем и в Гемаре. Однако очень часто под названием мидраш имеется в виду собрание отдельных текстов, которое включает библейские экзегезы, публичные проповеди, аггадот и hалахот, образующие последовательный, в основном аггадический, комментарий к библейским книгам.
Возможно, что наиболее ранний дошедший до нас мидраш — Пасхальная hагада, древнейшая часть которой является мидрашем на Деварим (Второзаконие)(26:5–8). По времени возникновения и включения в собрание аггадические мидраши делятся на ранние, средние и поздние, по жанру - на агадические и галахические мидраши.
Содержание |
Происхождение Мидраша
Аморейские мидраши
Их еще называют ранними или классическими. Аморейский период продолжался после завершения Мишны (то есть в начале III век) и вплоть до завершения как Иерусалимского (IV век), так и Вавилонского (V век) Талмуда.
Период амораев был золотым веком мидраша, хотя от него сохранились лишь семь образцов этого жанра. Уже древнейшие из дошедших до нас мидрашей характеризуются совершенством литературной формы и композиции, и это позволяет заключить, что к тому времени мидраш был вполне сформировавшимся жанром. К концу периода амораев относится начало деятельности по сбору, редактированию и изданию мидраша. Из наиболее совершенных форм, развившихся в эту эпоху, следует прежде всего упомянуть вступление, предпосылавшееся как мидрашу в целом, так и каждой его отдельной главе. Классическое вступление представляет собой прелюдию к проповеди, в центре которой стоит определенный библейский стих, и состоит в цитации стиха из другого источника (большей частью другой книги Торы), затем связываемого с основной темой проповеди, и завершается вступление стихом, которым начинается сама проповедь.
Вступления, сохранившиеся в чистом виде (то есть не расширенные позднейшими добавлениями и не являющиеся компиляциями), почти целиком относятся к ранним мидрашам: на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба), Плач (Эйха Рабба), Эсфирь (Эстер или Эсте Рабба I), Песнь Песней (Шир hа-Ширим Рабба), Руфь (Рут Рабба), а также Псикта де-рав Кахана. Все эти мидраши состоят из собрания проповедей, высказываний и аггадот амораев, а также таннаев на арамейском языке и талмудическом иврите, в обоих случаях — с примесью греческих слов. Эти мидраши, не упоминаемые в Вавилонском Талмуде, по-видимому, были созданы в Эрец-Исраэль в 5–6 вв. Среди мидрашей этого периода можно различить два основных типа — экзегетические и гомилетические. Экзегетический мидраш (например, Брешит Рабба, Эйха Рабба) представляет собой мидраш на одну из книг Библии, комментирующий каждый ее стих, а иногда и отдельные слова в стихе. В отличие от него гомилетический мидраш членится на главы (например, Вайикра Рабба, Псикта де-рав Кахана и др.), каждая из которых представляет собой собрание проповедей и высказываний на одну тему и выглядит как одна пространная проповедь.
Мидраши среднего периода
В них уже обнаруживают признаки упадка жанра. После мусульманского завоевания Эрец-Исраэль (около 640 г.) в мидрашах все более сказывается влияние апокрифов и псевдоэпиграфов эпохи Второго храма и апологетической литературы. Возрастает число проповедей демонологического содержания, а также агадических сочинений, по своей сущности чуждых жанру мидраша. Язык мидраша этой эпохи — искусственный иврит, отличающийся внешней чистотой и отшлифованностью и почти свободный от арамеизмов и греческих примесей. Наряду с экзегетическими и гомилетическими мидрашами впервые появляются авторские сочинения.
Наиболее важной группой гомилетических мидрашей этой эпохи является сборник мидрашей «Танхума Иеламмедену», из экзегетических мидрашей наибольшего внимания заслуживают мидраши на книги Экклесиаст (Кохелет Рабба), I и II Самуил (Мидраш Шмуэль) — единственный мидраш, посвященный ранним пророкам, составленный, по-видимому, на основе более раннего мидраша к I и II Самуил, — Псалмы (Мидраш Тхиллим I), Притчи (Мидраш Мишлей, или Аггадат Мишлей, иногда неправильно называемый Мидраш Шохер-Тов), Исход (Шмот Рабба) и серия малых (зута) мидрашей на четыре из пяти свитков. В группе чисто аггадических мидрашей (называемых также аггадическими сочинениями) наиболее значительны Седер Элияху Рабба, Седер Элияху Зута, Пиркей де-рабби Элиэзер (около 750 г.), Агур, или Мишнат рабби Элиэзер. В большинстве их сказывается мусульманское (особенно в Пиркей де-рабби Элиэзер) или христианско-византийское (особенно в Киссэ ве-хипподромин шел Шломо — `Трон и ипподром Соломона`) влияния.
Мидраши позднего периода
К ним относят мидраши XI—XII веков, включая искусственные антологии и компиляции. Наиболее значительные среди них: Абба Гурион, Эстер (Эсте) Рабба II, мидраши на Псалмы (Мидраш Тхиллим II) и ряд сочинений школы Моше hа-Даршана (первая половина 11 в.). Традиционные вступления выходят из употребления, влияние псевдоэпиграфического жанра еще более усиливается. Язык — средневековый иврит.
Антологии (ялкутим) представляют собой компиляции из частей различных мидрашей и аггадических сочинений с начала 13 в. Среди них: Леках Тов (или Псикта Зута), Ялкут Шимони, охватывающий всю Библию, который был составлен в Германии в начале 13 в., Ялкут Махири к различным частям Библии и Мидраш hа-Гадол на Тору, составленный в 13 в. в Йемене, по-видимому, Давидом бен Амрамом Адани (Аденским); наряду с оригинальным вкладом в галахическую и аггадическую литературу содержит много материала, не сохранившегося в других источниках и частично находившегося в распоряжении Маймонида. Также были составлены аггадические антологии, большей частью — на основе Иерусалимского и Вавилонского Талмуда. Они увидели свет с появлением книгопечатания.
Галахические и агадические мидраши
Есть два основных типа мидраша: галахический и агадический.
Галахические мидраши (מִדְרְשֵׁי הֲלָכָה, мидрашей халаха) - группы трактатов, содержащих толкования таннаев на четыре книги Торы — Шемот, Ваикра , Бемидбар и Деварим, — соответственно Мехильта рабби Ишмаэля бен Элиши, Сифра, Сифрей к книге Числа и Сифрей к книге Деварим. Фактически галахические мидраши являются сборниками барайт, составленными на талмудическом иврите. Подобно многим аггадическим мидрашам, галахические мидраши представляют собой последовательное — стих за стихом, глава за главой — толкование библейских книг. Хотя в центре внимания этих мидрашей находится выведение hалахот из библейского текста, они содержат также аггадический материал, причем иногда в объеме, превышающем галахический.
Что же касается агадического мидраша, то им, по определению Авигдора Шинана, является все, что не является галахой: в агаду могут входить сюжеты, связанные с персонажами Писания и проясняющие их поведение, исторические рассказы, предания о мудрецах, герменевтические штудии, философские притчи, анекдоты, байки, назидания и т. д.
Наряду с четырьмя перечисленными галахическими мидрашами, которые были известны в середине 19 в., когда началось научное исследование галахических мидрашей, существуют еще три, обнаруженные позднее (частично во фрагментах), — Мехильта де-рабби Шимон бар Иохай к книге Шемот, Сифрей Зута к книге Бемидбар (Числа) и Мехилта к книге Деварим (Мидраш Таннаим).
Текстологический анализ показывает, что мидраши подразделяются на два основных типа — так называемые типы А (Мехилта рабби Ишмаэля, Сифрей к книге Числа и Мехилта к книге Деварим) и Б (Мехилта рабби Шимона бар Иохая, Сифра, Сифрей Зута и Сифрей к книге Деварим).
- В то время как мидраши типа А содержат многочисленные галахические постановления учеников рабби Ишма‘эля (например, рабби Оша‘йи, рабби Ионатана и др.), имена этих таннаев сравнительно редко упоминаются в мидрашах типа Б, где превалируют имена учеников рабби Акивы.
- В отличие от мидрашей типа А в мидрашах типа Б анонимно приводятся барайты, которые в других источниках — главным образом в Иерусалимском и Вавилонском Талмуде — приводятся как барайты школы рабби Ишмаэля.
- В мидрашах типа А широко используются герменевтические методы, характерные для школы рабби Ишмаэля, в то время как в мидрашах типа Б превалируют методы, характерные для школы рабби Акивы.
- Между мидрашами обоих типов существует принципиальное различие в используемой терминологии. Эти наблюдения позволяют заключить, что в древности существовали две полные серии галахических мидрашей к четырем книгам Пятикнижия, принадлежавшие школе рабби Ишмаэля и рабби Акивы соответственно. Поскольку, однако, различия между двумя типами дошедших до нас галахических мидрашей являются абсолютными лишь в отношении терминологии, в то время как во всех остальных пунктах различия относительны, типы А и Б не представляют традицию Ишма‘эля и традицию Акивы в чистом виде, но скорее тяготеют к одной из них соответственно, черпая, однако, также и из других традиций. Что касается датировки дошедших до нас галахических мидрашей, то тот факт, что ни Иерусалимский, ни Вавилонский Талмуд не знают их, позволяет заключить, что в их нынешней форме эти сочинения были составлены сравнительно поздно — в конце IV — начале V вв.
Мидраш Асерет hа-Диброт (Мидраш на Десять заповедей), сборник рассказов, иногда связанных между собой краткими гомилетическими пассажами, относящийся к эпохе гаонов (между 7 и 11 вв.). Хотя сборник именуется мидраш, он фактически не относится к этому жанру, а представляет собой одно из первых средневековых сочинений на иврите чисто литературного характера, в центре которого находится повествовательный материал, в то время как гомилетика играет подчиненную роль. Рассказы делятся на десять групп в соответствии с Десятью заповедями: в каждом разделе — несколько рассказов из еврейского быта, иногда являющихся версией сюжетов, бытовавших у других народов. Общая идея сборника — преданность заповедям, большая, нежели требуется Галахой. Число рассказов колеблется в разных рукописях от 17 до 44.
Мидраш Ва-йиссау (по первому слову стиха 35:5 книги Берешит), средневековое сочинение, не принадлежащее к жанру мидраша, а повествующее о легендарных войнах Иакова и его сыновей против ниневийцев, вторгшихся в Эрец-Исраэль, против аморрейских царей и против Исава. Сочинение является свободным обратным переводом на иврит греческого и латинского перевода с еврейского оригинала (на иврите или арамейском) эпохи Второго храма и служит важным источником для реконструкции этого оригинала.
Наиболее известные книги
- Берешит Рабба
- Шмот Рабба
- Ваикра Рабба
- Бемидбар Рабба
- Дварим Рабба
- Шир аширим Рабба
- Эстер Рабба
- Эйха Рабба
- Пиркей дерабби Элиезер
- Ялкут Шимони
- Мидраш Танхума
- Рут Рабба
- Псикта дерав Кахане