Кровавый навет на евреев
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Часть серии статей об
антисемитизме
|
|
История · Хронология Гетто · Погромы Богоубийство · Ростовщичество Против евреев и их лжи Борьба с проявлениями антисемитизма
Антидиффамационная лига · Яд ва-Шем |
Категории: |
История еврейского народа |
Кровавый навет - обвинение евреев в убийстве иноверцев (главным образом христиан) для употребления их крови в ритуальных целях.[1][2][3]
Подобные обвинения получили широкое распространение в средние века в разных католических странах Европы, а позднее в странах православия. Они продолжали появляться и в XIX–XX вв., главным образом под влиянием антисемитской и нацистской пропаганды.
Против них издавались папские буллы и королевские указы, не имевшие никакого эффекта. Безуспешно выступали просвещенные круги европейской общественности, сурово осуждавшие появление кровавых наветов в цивилизованном мире.
Даже после Второй мировой войны они время от времени возникали в восточной Европе и в южных и восточных республиках Советского Союза.
Практика иудаизма в отношении крови и жертвоприношений
Описания пыток и человеческих жертвоприношений в предполагаемых ритуальных убийствах противоречат многим фактическим положениям иудаизма. Прежде всего, запрет на убийство содержится в десяти заповедях Торы. Кроме того, использование крови (человеческой или любой другой) в приготовлении пищи строго запрещено кашрутом. Кровь и любые другие выделения человеческого организма являются ритуально нечистыми (Лев.15). Кровь убитых животных не может употребляться в пищу, она должна быть выведена из тела животного и захоронена (Лев.17:12-13). Согласно Книге Ваикра (Левит), кровь жертвенного животного может быть использована лишь на жертвеннике Иерусалимского храма (который ко времени приписываемых событий уже не существовал сотни лет).
В то время как жертвоприношения животных действительно практиковались в древнем иудаизме, Танах и Галаха изображают человеческие жертвоприношения как одно из зол, отделяющих язычников Ханаана от евреев (Втор.12:31, 2Цар.16:3). Евреям запрещалось участвовать в этих ритуалах (Исх.34:15, Лев.20:2, Втор.18:12, Иер.7:31). Фактически, требование ритуальной чистоты запрещало даже нахождение священников (коэнов) в одной комнате с человеческим трупом (Лев.21:11). Потомкам коэнов, согласно религиозным канонам, Галаха запрещает даже заходить на кладбище по сей день.
Кровавый навет в древности
Открытое обвинение евреев и ранних христиан в принесении человеческих жертв с целью употребления их крови при культовых обрядах возникло в Римской империи в начале н.э.. В сочинениях эллинистических писателей, враждебно относившихся к евреям и их религии, такие измышления направлены только против них, как, например, в писаниях Апиона (I в. н. э.), жителя Александрии.[4]
В античном мире эти обвинения не получили существенного распространения в широких массах. Зато уверенность в ритуальном употреблении евреями человеческой крови прочно укоренилась в сознании христиан.
Почвой для этого служила христианская доктрина об искуплении смертью Иисуса грехов всего человечества. По христианской мифологии, распятию Иисуса предшествовала его общая с учениками пасхальная трапеза (Тайная вечеря). Она толковалась как жертвоприношение «агнца Божьего» по ассоциации с закалывавшимся в Храме жертвенным ягненком, которого Тора предписывала каждой еврейской семье съедать за вечерней трапезой в праздник Песах в память о чудесах, совершенных Богом при исходе израильтян из Египта.
Евангелие, возлагающее вину за казнь Иисуса на евреев, породило представление о них как о «народе-богоубийце», а вера христиан в чудодейственные свойства «крови Христовой», веками будоражившая воображение народных масс, побудила их приписать и евреям подобную веру в магическое действие крови не только Иисуса, но также христианских святых и мучеников. Таким образом, ассоциация распятия с библейским ритуалом и суеверие слились в народном представлении в убеждение, что евреям к празднику Песах необходима христианская кровь для ритуальных нужд.
И не случайно почти все кровавые наветы приурочивались к этому празднику или ко времени, близкому к нему. Так, один из самых ранних среди исторически фиксированных кровавых наветов (423 г. н. э.) произошел на Пурим в городе Инместар близ Антиохии. Обвинение местных евреев в распятии христианского мальчика вызвало резню членов еврейской общины и разрушение антиохийской синагоги.[5]
Кровавые наветы в Средние века
Появление кровавых наветов в средние века связано с возникшей в IX в. теологической полемикой о сущности евхаристии (причащения) и транссубстанции (пресуществления в ходе церковной службы хлеба и вина в тело и кровь Иисуса, в 1215 г. ставших официальной догмой католической церкви. Широко распространившиеся в XII в. представления об исцеляющей и искупляющей силе крови святых и мучеников порою приводили к соперничеству глав монастырей и епархий в обнаружении мощей местных «святых», в особенности детей, умерших мученической смертью «от рук злодеев»[6].
Усиление финансовой деятельности евреев-ростовщиков ( в 11–13 вв. привело к углублению ненависти к ним христианского населения, а под влиянием проповедников-монахов в народном сознании сложился образ еврея как носителя зла, занимающегося черной магией, изувера, убивающего детей, чтобы использовать их кровь, посланца Сатаны.
Кровавые наветы в позднесредневековой Западной Европе
Инспираторы первого засвидетельствованного в Европе кровавого навета в Норвиче (Англия, 1144) утверждали, что евреи Европы составили заговор против христианского мира, обязывающий одну из еврейских общин, ежегодно по очереди определяемую жребием, приносить в жертву христианского ребенка.
В 1144 г. евреи Норвича, дескать, купили перед праздником Песах христианского младенца, подвергли его всем пыткам, каким подвергался Иисус, а в Страстную пятницу распяли «из ненависти к нашему Господу».
Мотив мучения и распятия евреями христианских детей в насмешку над страстями Иисуса повторяется в кровавых наветах на протяжении XII–XIII вв. и даже отражен в кодексе испанских законов (1263). В этом обвинялись евреи Глостера (1168), Бери-Сент-Эдменса (1181) и Уинчестера (1192) в Англии, Блуа (Франция, 1171) и Сарагосы (Испания, 1182, 1250).
По делу об убийстве мальчика Хьюго из Линкольна (Англия, 1255) были преданы суду 91 еврей и 18 из них казнены. В Германии евреев обвиняли в ненависти к духовной чистоте и безгрешности христианского ребенка. В «Беседах о чудесах» (1219–23) цистерцианский монах Цезарий Гейстербахский рассказывает о ребенке, у которого евреи вырвали язык, а тело разрезали на куски за то, что он, не слушаясь их, пел хвалебную песнь деве Марии. Обвинение евреев в использовании христианской крови в лечебных целях было выдвинуто впервые в 1235 г. в Фульде (Германия).
В России первым мучеником-христианином, якобы погибшим от иудеев, считается святой Евстратий Печерский (1097 год).
Не всегда кровавый навет приводил к возбуждению судебного дела. Однако исчезновение христианского ребенка, обнаружение трупа христианина близ еврейского жилища, а иногда и ни на чем не основанные слухи были достаточным поводом, чтобы без каких-либо улик заключить одного или многих евреев в тюрьму, подвергнуть их пыткам и таким образом добиться свидетельского показания, подтверждавшего обвинение в изуверстве отдельного еврея, всей общины, чаще всего — еврейского народа в целом.
Кровавые наветы сопровождались погромами и резней, нередко уничтожением или изгнанием целых еврейских общин. В подстрекательстве к эксцессам немалую роль играли проповеди монахов и христианских священников, разжигавших в простых людях суеверия и вселявших в них веру в обоснованность обвинений. Известны случаи, когда христиане предлагали продать своих детей для ритуальных целей евреям (например, Брно, 1343).
Реакция средневековых властей
Духовные и светские власти неоднократно выступали против кровавых наветов, широко распространившихся с XIII в. В связи с наветом в Фульде император Фридрих II Гогенштауфен запросил мнения церковных авторитетов и ученых апостатов-евреев. Он заявил, что если обвинение будет доказано, то все евреи империи будут казнены, в противном же случае обвинение будет снято публично. Опубликованная в результате расследования грамота (1236) объявила евреев оправданными и запретила возбуждать против них подобные обвинения.
В грамоте говорилось:
«Хотя мы по совести, на основании многих писаний, с которыми ознакомилось наше величество, считали достаточно доказанной невинность вышеупомянутых евреев, но все-таки для успокоения как необразованного народа, так и чувства справедливости, мы, с единогласного одобрения князей, знатных и благородных людей, аббатов и духовных лиц, отправили чрезвычайных посланников ко всем властителям Запада, которые затем прислали нам из различных государств много крещеных евреев, сведущих в еврейском законе. Этим последним, пробывшим немалое время у нас при дворе, мы приказали для отыскания правды прилежно исследовать и нам сообщить, существует ли у них (евреев) чье-либо мнение, которое побуждало бы евреев совершать вышеупомянутые преступления, нужные им для осуществления каких-либо иных целей. Их ответ гласил: «Ни в Ветхом, ни в Новом завете нет указаний, чтобы евреи жаждали человеческой крови. Напротив, в полном противоречии с этим утверждением, в Библии... в данных Моисеем законах, в еврейских постановлениях, которые по-еврейски называются Талмудом, совершенно ясно сказано, что они вообще должны беречься запятнания какой бы то ни было кровью». С очень большой долей вероятности мы можем предположить, что те, кому запрещена кровь даже разрешенных животных, едва ли могут жаждать человеческой крови».
Против кровавых наветов издавали приказы также чешский король Пржемысл II Отакар (1254), император Рудольф I Габсбург (1277), герцог Альбрехт I Австрийский (1293), чешский король Вацлав II (1300) и многие другие.
Тем не менее, в средневековой Европе кровавые наветы не прекращались. Они возникали во Франции (Вальреас, 1247; Труа, 1288; Шинон, 1317), в Германии (Пфорцхейм, 1267; Вейсенбург, 1270; Майнц, 1283; Мюнхен, 1285, 1345; Обервезель, 1286; Вейсензе, 1303; Иберлинген, 1332; Регенсбург, 1478), Австрии (Креме, 1293), Чехии (Прага, 1305); Швейцарии (Берн, 1294), Италии (Савойя, 1329). 146 еврейских общин южной и центральной Германии вследствие ряда кровавых наветов (Майнц, 1281, 1283; Мюнхен, 1285; Обервезель, 1286–87) в 1298 г. пострадали от резни, учиненной бесчинствующими толпами во главе с рыцарем Риндфлейшем.
Реакция церкви
Отношение церкви к обвинениям евреев в ритуальных убийствах и к культам благоговения перед младенцами, которые были предположительно замучены евреями, на протяжении истории бывало различным.
В 1235 папа Григорий IX опубликовала первую буллу против кровавого навета. Другие папы последовали его примеру, особенно Иннокентий IV в 1247 году, Григорий X в 1272 году, Климент VI В 1348 году Григорий XI в 1371 году, Мартин V в 1422 году, Николай V в 1447 году, Сикст V в 1475 году, Павел III в 1540 году, а позже Александр VII, Климент XIII и Климент XIV.[7]
Папа Иннокентий IV в булле 1247 года иобличал кровавый навет как низкую и злобную клевету на евреев, «повод, чтобы грабить их и отнимать их имущество».[8] Папа Бенедикт XIV разрешил почитание Андрела фон Ринна в виде местного культа, отказавшись, однако, канонизировать его в святые.[9]
Самое резкое порицание зачинщикам кровавых наветов было вынесено в специальной булле Николая V (1447), запрещавшей «навсегда и самым строгим образом всем верующим в Христа... предпринимать что-нибудь подобное против евреев вообще или против определенного еврея».
Христианский экзегет первой половины XIV в. Никола де Лир, а затем Мартин Лютер называли обвинение евреев в ритуальных убийствах глупостью и ложью.
Кровавые наветы в позднем Средневековье и в Новое время
Уничтожение еврейских общин Германии в середине XIV в. и резкое снижение числа евреев в Европе привело к значительному сокращению числа кровавых наветов во второй половине XIV в. – первой половине XV в. Однако уже во второй половине XV в. травля со стороны монашеских орденов вместе с нарастающим брожением в церковных кругах вызвала новую волну гонений, одним из ярких симптомов которых стало усиление и учащение кровавых наветов.
Самым известным из них был кровавый навет в Тренто (северная Италия), где в 1475 г. был обнаружен труп христианского мальчика Симеона. Подстрекаемое фанатиками население оказало давление на судей, и все евреи города были подвергнуты пыткам. Некоторые из них были сломлены и признали себя виновными. Несмотря на осуждение Трентским епископом методов расследования и отрицательное отношение руководителей церкви, включая самого папу Сикста IV, к кровавым наветам, все евреи города были убиты, а Симеон объявлен святым.
За два года до изгнания евреев из Испании кровавый навет имел место в Ла-Гуардии. Шесть марранов и два еврея были обвинены в убийстве младенца (труп которого так и не обнаружили) и сожжены на костре. Культ «святого младенца» быстро распространился по всей стране и впоследствии послужил темой для художественных произведений поэтов и писателей, в том числе и для Лопе де Вега.
Кровавые наветы возникали в Венеции (1480, 1506), в Будапеште (начало XVI в.), Дубровнике (1502, 1622).
Кровавые наветы в Восточной Европе
В Восточной Европе первые кровавые наветы имели место в середине XIV в., но особое распространение получили с усилением влияния контрреформации в Польше со второй половины XVI в.: Бельск-Подляски (1564), Россош (1566), Вогин (1577), Гостынин (1577), Люблин (1598, 1636), Сандомир (1605, 1690), Седлец (1617), Сохачев (1619), Ленчица (1639), Ружаны (1658), Тыкоцин (1680).
В обвинениях на ритуальных процессах XVII в. вновь появляется мотив использования евреями христианской крови при выпечке мацы, опровергнутый еще буллой Мартина V в 1422 г. По мнению польского короля Сигизмунда II Августа, кровавые наветы вызывались стремлением «некоторых королевских подданных под вымышленными предлогами искоренить евреев в королевских городах».
В 1690 г. нашумел сандомирский кровавый навет, который, в отличие от большинства предыдущих кровавых наветов, поддерживался верховным католическим духовенством. С усилением вмешательства России, правительство которой поддерживало православную церковь, в дела Польши в Королевстве Польском обострилась борьба между православной и католической церковью. В руках последней кровавый навет превратился в орудие борьбы, при помощи которого она стремилась доказать свое религиозное усердие и рвение.
Кровавые наветы в Польше в XVIII веке
В середине XVIII в. кровавые наветы имели место в Познани (1736), Дунаевцах (1748), Житомире (1753), Ямполе (1756), Войсловицах (1761).
Католическое духовенство использовало отошедшую от еврейства секту франкистов, которая на религиозном диспуте 1759 г. открыто обвинила «евреев-талмудистов» в употреблении христианской крови для ритуальных целей. Ваад четырех земель в конце 1757 г. послал представителя к папе Бенедикту XIV с ходатайством о защите еврейских общин Польши от ложных обвинений. Кардинал Лоренц Ганганелли (впоследствии папа Климент XIV), которому папа поручил рассмотрение вопроса, представил папе записку, благодаря которой евреи были вновь полностью оправданы. Король Август III подтвердил (после 1760 г.) старинные привилегии, запрещавшие возводить на евреев кровавый навет. С тех пор кровавые наветы в Польше возникали сравнительно редко.
Кровавые наветы в Российской империи
Вскоре после присоединения к России большей части территории, густо населенной евреями, начался первый из известных в Российской империи процессов по обвинению евреев в ритуальных убийствах. Он проходил в 1799 г. в городе Сенно (около 50 км к юго-западу от Витебска). В основание дела легли не какие-либо конкретные улики, а лишь молва, что евреям нужна христианская кровь, и выступление выкреста в роли обвинителя. За недостаточностью улик арестованные по этому делу евреи были освобождены вопреки категорическому заявлению поэта и сенатора Г. Р. Державина, что все евреи повинны в «злобном пролитии по их талмудам христианской крови».
Гродненский кровавый навет (1816) побудил в 1817 г. министра духовных дел и народного просвещения А. Н. Голицына предписать губернским властям впредь не обвинять евреев в убийстве христианских детей без улик («по единому предрассудку»). Тем не менее, в 1823 г. было возбуждено Велижское дело, в 1827 г. проходил процесс в городе Тельшяй, а в 1830 г. возник кровавый навет в Изяславе. Утверждая прекращение Велижского дела, царь Николай I все же добавил, что он не убежден в невиновности евреев.
Результатом решения Министерства внутренних дел досконально исследовать вопрос об обоснованности обвинения евреев в ритуальных убийствах явилась записка под названием «Розыскание об убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их» (1844), составление которой приписывалось лексикографу В. И. Далю или директору департамента духовных дел иностранных исповеданий В. В. Скрипицыну. Автор записки приходит к заключению, что обвинение евреев в ритуальных убийствах вполне обоснованно.
В 1852 г. возник кровавый навет в Грузии.
Процесс по обвинению евреев в ритуальном убийстве двух христианских мальчиков в Саратове, расследование которого началось в 1853 г., длился семь лет и был единственным в России кровавым навет, который привел к осуждению обвиняемых. Хотя государственный совет, занявшийся пересмотром приговора, не обсуждал связанный с процессом ритуальный момент, в районе Саратова во время судебного разбирательства возникло примерно 15 дел похищения христианских детей, в которых обвиняли не только евреев, но и «хохлов», немцев-колонистов и других.
В связи с Саратовским делом при департаменте духовных дел иностранных исповеданий была в 1855 г. учреждена особая комиссия (в работе которой участвовали семитологи-выкресты Д. Хвольсон и В. А. Левисон) по рассмотрению отобранных у подсудимых книг и манускриптов «с целью разъяснения тайных догматов религиозного изуверства евреев». Её отчет отвергал как возможность употребления христианской крови евреями, так и оскорбление ими христианской веры или надругательство над ее таинствами.
Ситуация в Западной Европе в Новое время
В Западной и Центральной Европе кровавые наветы практически прекратились после эпохи Реформации. Против них выступали даже злейшие враги евреев. Общественное мнение и научные круги отвергли как нелепые инсинуации утверждения известного ориенталиста-антисемита И. А. Эйзенменгера, который в полном различных выпадов против евреев двухтомном сочинении «Разоблаченное еврейство» (1700) отстаивал обоснованность обвинения их в ритуальных убийствах. Просвещенное европейское общество было убеждено, что в культурном мире нет больше места кровавым наветам. Однако в 1840 г. монахи-капуцины, которым покровительствовало правительство Франции, возбудили Дамасское дело.
Оно вызвало возмущение мирового еврейства и острую полемику в кругах западноевропейской общественности. Многие неевреи выступили против кровавых наветов, но были и такие (как, например, некоторые левые гегельянцы), которые связывали приписываемые евреям изуверские обычаи со старинным культом Молоха в Ханаане. Другие утверждали, что тайные еврейские секты нуждаются в христианской крови для отправления своего ритуала.
Возобновление кровавых наветов в новейшее время
Новая волна кровавых наветов связана с возникновением и развитием современной антисемитской идеологии в Европе. В связи с кровавым наветом в Кутаиси в 1879 г. распространился в России ряд публикаций, обвинявших евреев в ритуальных убийствах. Особой злобностью отличались сочинения бывшего ксендза И. И. Лютостанского.
В Венгрии в 1883 г. проходил нашумевший процесс в Тисаэсларе; в Богемии — Гильзнера дело (1899). В тот же период были совершены попытки возбудить процессы по кровавым наветам в Германии. В Греции возводились кровавые наветы один за другим в 1870–90-х гг.
Такие же наветы возникали и в греческой и армянской диаспорах в пределах Османской империи. Они оказали влияние на её мусульманское население и привели к возникновению кровавых наветов также среди него.
В начале XX в. в Европе вновь появляются ритуальные процессы или попытки возбудить их: дело Блондеса (1900; см. Вильнюс) и кровавый навет в Дубоссарах (1903). После роспуска 2-й Государственной думы (1907) и с усилением реакции царское правительство инспирировало дело Бейлиса (1911–13). Провал процесса стал политическим поражением русского самодержавия, однако вплоть до революции 1917 г. власти по-прежнему способствовали распространению в народных массах слухов о ритуальных преступлениях евреев.
Кровавые наветы нацистов и их пособников
Антисемитская пропаганда нацистов в 1930-х гг. усиленно насаждала в массах веру в совершение евреями ритуальных убийств. Этому был целиком посвящен выпуск газеты «Штюрмер» от 1 мая 1934 г., а статья «Ритуальное убийство» в «Карманном словаре немецких суеверий» (т. 7, 1935) завершалась словами: «... с какой целью и для чего использовали евреи кровь?» Подобными инсинуациями инспирирован ряд судебных процессов по кровавым наветам не только в Германии (Бамберг, 1937), но и в подпавших под влияние нацистов (Клайпеда, Литва, 1936) и оккупированных ими (Вельгартице, протекторат Богемия и Моравия, 1940).
Даже в послевоенной Восточной Европе имелись случаи кровавого навета (Кельце, Польша, 1946).
Советская власть и кровавые наветы
В декабре 1919 г. советские власти создали Комиссию для исследования материалов по ритуальным процессам (С. Дубнов, Г. Слиозберг, Л. Штернберг, Г. Красный-Адмони, 1881–1970, и четверо русских ученых с профессором С. Платоновым во главе). Подготовленный ею том документов Гродненского дела (1816) не вышел в свет. Власти объявили войну религиозным предрассудкам и суевериям, провели процесс над осудившими Бейлиса и провозгласили антисемитизм преступлением. Но в среднеазиатских республиках и на Кавказе время от времени возникали кровавые наветы (1921 г. — Сачхери, Грузинская ССР; 1923 г. — Тбилиси, Грузинская ССР; 1926 г. — Чарджоу, Туркменская ССР; Ахалцихе, Грузинская ССР; 1929 г. — Дагестан; 1930 г. — Ахалик близ Самарканда, Узбекская ССР).
Кровавый навет в Литве
Согласно докладу заместителя председателя КГБ Ивашутина,[10]
10 сентября 1958 года в городе Плунге Литовской ССР, ткачиха фабрики «Лину-Аудиняй» Иоцене Паулине, 29 лет, среди соседей распространила слух, что будто бы один еврей пытался похитить ее семилетнего сына и якобы похитил и унес к себе домой девочку. Эти слухи быстро распространились на базаре среди крестьян. Около дома, где живет Иоцене, образовалась толпа. Находившаяся в толпе жительница дер. Мошеву, Плунгесского района, Друнгелене Юлия, 33 лет, утверждала, что будто бы она лично видела, как еврей нес девочку к себе домой, а второго ребенка тащил за руку. По требованию матери и других граждан сын Иоцене указал на дом еврея Грольмана, куда якобы была унесена похищенная девочка. Возбужденные граждане, примерно 600 человек, окружили дом Грольмана и произвели обыск в сараях и подвалах. По требованию толпы прибывшие на место работники милиции сделали обыск квартиры Грольмана. Никакой посторонней девочки в квартире не оказалось. Одновременно часть толпы осмотрела квартиру еврея Шварцбура, камнями и палкой были разбиты стекла в окнах его квартиры, раздавались выкрики: «Бей евреев!» Ввиду распространившихся слухов, что работники милиции якобы подкуплены евреями и прячут «похищенную», по предложению работников милиции группе граждан было показано помещение милиции, но возбужденная толпа не расходилась.
В Плунге были переброшены силы КГБ и милиции и был восстановлен порядок. 13 человек были осуждены на 15 суток ареста за «мелкое хулиганство». Друнгелене призналась, что историю о похищении детей она выдумала.
Кровавый навет в Дагестане
Настоящий международный скандал вызвала напечатанная в 1960 году в дагестанской газете «Коммунист» статья, где, между прочим, говорилось: «…Евреи согласно своей религии верят, что нужно раз в год пить мусульманскую кровь. Некоторые евреи покупают от 5 до 10 гр. мусульманской крови, которую смешивают с водой в большой бочке и продают как воду, соприкоснувшуюся с кровью мусульманина». Властям пришлось организовать ответную пропагандистскую кампанию за границей, уволить проштрафившегося редактора газеты и даже поместить опровержение.[10]
Кровавые наветы 1960-х годов
В 1960-х гг. исступленная антиизраильская пропаганда приняла явно антисемитский характер. Это создало почву для возобновления кровавых наветов, исходивших от населения (Маргелан, 1961, Ташкент, 1962 — Узбекская ССР; Цхалтубо, 1963, Зестафони, 1964, Кутаиси, 1965 — Грузинская ССР). Аналогичные выступления имели место в официальной советской прессе и прекратились толькло под давлением мировой общественности.
Кровавые наветы арабов и им сочувствующих
В связи с пропагандой против Государства Израиль в 1950–60-х гг. в арабских странах поощрялись переводы немецкой и французской антисемитской литературы на арабский язык. В Египте вышли в свет книги, содержащие кровавый навет (например: «Тайны сионизма», 1957; «Человеческие жертвоприношения в Талмуде», 1962; «Ватикан и евреи», 1964).
Такого рода сочинения появились также в Греции, Италии, Испании и в некоторых странах Латинской Америки.
Борьба евреев с кровавым наветом
Еще еврейские ученые средневековья (главным образом на публичных диспутах), а позднее Ваад четырех земель и Литовский ваад в XVII–XVIII вв. боролись с кровавым наветом. Их нелепость доказывал Менашше бен Исраэль в адресованном английскому парламенту латинском сочинении «Vindiciae Judaeorum» («В защиту евреев», 1656). Ту же цель в XIX в. преследовали И. Б. Левинзон в «Эфес дамим» («Нет крови», 1837; в русском переводе «Дамоклов меч», 1883), апостаты Д. А. Хвольсон («О некоторых средневековых обвинениях против евреев», 1861) и П. С. Кассель («Символика крови», 1882), христианские гебраисты Г. Л. Штрак, Ф. Делич и многие другие.
Случаи обвинений в убийствах, объявленных ритуальными
Начиная с I века н. э. и вплоть до наших дней, зафиксировано множество случаев убийств, объявленных ритуальными, и связанных с ними судебных расправ над евреями. Ниже приведены некоторые из них.
Год | Город (страна) | Описание | Имя жертв | Обвинители | Последствия |
---|---|---|---|---|---|
I век н. э. | Иерусалим (Израиль), Греция | Греческий автор Апион утверждал, что евреи приносят в жертву греков во Втором храме. |
|
Апион |
|
415 | Константинополь (Византийская империя) | Сократ Константинопольский писал, что евреи привязывают детей к кресту и секут их до смерти[11]. |
|
Сократ Схоластик |
|
1144 | Норвич (Англия) | Праздник Песах, первое обвинение евреев в ритуальных убийствах в Европе. Мальчик был найден мёртвым в колодце, и евреи города Норвич были обвинены в совершении ритуального убийства. На этом был создан новый культ с возведением Уильяма в ранг мученика и толпами паломников, несущими пожертвования к местной церкви. |
|
|
В 1189 году на еврейских депутатов, пришедших на коронацию Ричарда Львиное Сердце, напала толпа. Затем прокатилась волна погромов в Лондоне и по всей Англии. Позже, в 1290 году евреи были изгнаны из Англии без права возвращения вплоть до 1655 года |
1171 | Блуа (Франция) | Еврейское население обвинено в ритуальных убийствах |
|
|
Казнь через сожжение 31 еврея (по подсчётам некоторых, 40) [12]. |
1250 | Бельгия | Самое раннее обвинение евреев в ритуальном убийстве зафиксировано в Bonum Universale de Apibus ii. 29, § 23. Также обвинение в использовании христианской крови в обрядах. |
|
Проповедник Томас Кантимпрский (из монастыря у Cambray) писал: «Вполне очевидно, что евреи во всех провинциях ежегодно кидают жребий, община какого города разошлёт христианскую кровь остальным общинам». / Николас Донин |
|
1255 | Англия | Тело мальчика, залитое грязью, было найдено 29 августа в яме или колодце, принадлежавшем еврею по имени Копин (или Коппин). Получив от судьи Джона из Лексингтона гарантии неприкосновенности}, Копин, как сказано, дал показания, что мальчик был распят евреями, которые с этой целью собрались в Линкольне. |
|
Суд и король Англии | Пять недель спустя, в начале октября, король Англии Генрих III отказался от обещания, данного судьёй Джоном из Лексингтона и Копин был казнён. Заодно схватили 91 еврея, доставили их в Лондон и 18 из них казнили. Остальные были помилованы по ходатайству францисканцев (Jacobs, «Jewish Ideals», pp. 192—224).[13] |
1267 | Пфорцгейм (Германия) | Рыбак обнаружил труп девочки. В убийстве были обвинены евреи. Обвинение строилось на свидетельских показаниях дочери «дурной» женщины, которая, по её словам, продала этого ребёнка евреям. Судебного расследования не было, и вероятно, что означенная «дурная женщина» и была убийцей. Этот случай описан в нюрнбергской «книге памяти» о синагогальных поэмах — Зигмунд Зальфельд (Siegmund Salfeld), Das Martyrologium des Nürnberger Memorbuches (1898), pp. 15, 128—130). |
|
Суд Германии |
|
1270 | Вайсенбург (Эльзас) | В Вайсенбурге против евреев было выдвинуто обвинение в подвешивании ребёнка за ногу (тело ребёнка было найдено в реке Лотер) и выцеживании его крови через взрезанные артерии. |
|
|
|
1286 | Обервезель (Германия) | В городе Обервезель происходит «сверхъестественное чудо», свидетельствующее против евреев. Тело ребенка якобы доплыло вверх по течению реки Рейн аж до города Бахарах, «излучая сияние» и «распространяя целительную энергию». Император Рудольф I, к которому евреи обратились за помощью, публично постановил, что действия против евреев незаконны и что труп Вернера должен быть сожжён, а пепел рассеян по ветру. |
|
|
Евреи Обервезеля и прилегающих местностей были подвергнуты жесточайшим репрессиям в 1286—1289 годах |
около 1400 | Берн (Швейцария) | В летописи Конрада Юстингера (Konrad Justinger) от 1423 упомянуто, что в Берне в 1294 евреи замучили и убили мальчика. Историческую невозможность этой широко распространявшейся истории утверждал Джакоб Стаммер, бернский пастор в 1888.[14] |
|
Конрад Юстингер, летописец (Konrad Justinger) |
|
1462 | Ринн, Тироль (Австрия) | По версии властей, мальчик по имени Адреас Окснер (также известен как Андрел фон Ринн) был куплен еврейскими торговцами, а затем жестоко убит в близлежащем лесу, а его кровь тщательно собрана в сосуды. |
|
|
К началу XVII века эта история с выпусканием крови была возведена в местный культ. Табличка с надписью на церкви Ринна, датированная 1575 годом, была искажена экстравагантными подробностями типа того, что деньги, заплаченные за мальчика его крёстному отцу, превратились в листья и что на его могиле зацвела лилия. Культ продолжался до тех пор, пока епископ Инсбрука его официально не запретил в 1994.[15] |
1475 | Тренто (Италия) | После исчезновения двухлетнего мальчика его отец указал, что его похитили и убили местные евреи. |
|
|
Пятнадцать местных евреев были приговорены к смерти и сожжены. Симон был возведён в ранг святых папой Сикстом V в 1588 году (хотя официальной церемонии канонизации не было[16]). Симон был деканонизирован и его культ отменён в 1965 как клеветнический и противоречащий позиции католической церкви по вопросу Кровавого Навета. |
1491 | Испания | Группа евреев была обвинена в убийстве четырёхлетнего мальчика (по материалам дела, мальчик был убит двумя евреями и тремя бывшими евреями (перешедшими в христианство)) |
|
|
Всего по этому делу было казнено восемь человек. Джеймс Рестон пишет, что всё это было инсцинировано испанской инквизицией как повод для изгнания евреев из Испании,[17] Кристофер был канонизирован папой Пием VII в 1805 году. Позже этот канон был отменён, хотя его и сейчас охотно используют как аргумент в пользу правдивости обвинений. |
1494 | Трнава (Венгрия)(венг: Nagyszombat, сегодняшнее название — Трнава, Словакия | Под пытками были получены абсолютно нелепые, даже невозможные показания от женщин и детей, которые, будучи обвинёнными, предпочли смерть как путь избавления от пыток и согласились подтвердить всё, что от них требовали. Они даже сказали, что у евреев-мужчин бывают менструации и что в качестве средства облегчения им приходится пить христианскую кровь. |
|
|
|
1529 | Базин (Венгрия) (Bösing, сегодняшнее название Пезинок, Словакия) | Девятилетний мальчик умер от потери крови, страдая от страшных мучений. |
|
граф Вольф из Базина |
|
1690 | Речь Посполитая | Русская православная церковь] возвела в ранг святых шестилетнего мальчика из деревни Зверки. В соответствии с составленным его житием, мальчика похитили из дома в период еврейского праздника Песах, когда родителей не было дома. Шутко, еврей из Белостока, был обвинён в том, что привёз ребёнка в Белосток, где его кололи острыми предметами и собирали кровь в течение девяти дней, потом доставили тело ребёнка обратно в Зверки и там бросили в поле. Ребёнка канонизировали в 1820 году. |
|
|
В наше время его мощи являются предметом поклонения паломников. 27 июля, 1997 года, в День всех святых, белорусское телевидение показало фильм, утверждающий правдивость этой истории [18] Возрождение этого культа в Белоруссии было квалифицировано в международном отчёте по правам человека и религиозных свобод как опасное проявление антисемитизма[19][20][21][22][23][24] |
1823-1835 | Велиж (сейчас Смоленская область) | Велижское дело: евреи города обвинены в ритуальном убийстве трехлетнего мальчика, в дальнейшем лжесвидетели упомянули еще нескольких жертв. Арестованы более 40 человек. |
|
|
|
1840 | Дамаск (Сирия) | Были убиты католический монах по имени отец Томас и его слуга. Все соответствующие признания были получены под пытками. Дамасское дело |
|
|
|
1840 | Родос | Кровавый навет на Родосе: евреи с острова Родос, находившегося под властью Османской империи, были обвинены в убийстве греческого христианского мальчика. |
|
Клеветническое обвинение проходило при поддержке местного губернатора и европейских консулов в Родосе. | Несколько евреев было арестовано и замучено, а вся еврейская часть острова была заблокирована на 12 дней. Расследование, проведённое оттоманским губернатором, показало невиновность евреев |
1852-1853 | Саратов | Юшкевичер, Шлиферман и Юрлов были обвинены в ритуальном убийстве двух мальчиков. | Феофан Шерстобитов, 10 лет, Михаил Маслов, 11 лет | Чиновник Волохов, которого вскоре сменил следователь, специально присланный из Петербурга, — надворный советник Дурново | Юшкевичер, Шлиферман и Юрлов были сосланы в каторжные работы на рудниках, первые два на двадцать лет каждый, а Юрлов на 18. Дело квалифицировано как уголовное, обвинения в ритуальных убийствах сняты.[25] |
1878 | Сачхер (Грузия) | В апреле 1878 года в городе Сачхере в Грузии грузинская девочка исчезла, а потом была найдена мёртвой. В убийстве была обвинена группа из 9 евреев из соседнего села. Судебный процесс проходил в окружном суде в Кутаиси, благодаря чему история стала известна как «Кутаисское дело». В обвинительном заключении и затем в речах прокурора убийство не квалифицировалось как ритуальное, хотя указывалось на то, что обвиняемые — евреи. Подсудимых защищали адвокаты Л. Куперник и П. Александров. |
|
Суд Грузии | 13 марта 1879 года обвиняемые евреи были оправданы. |
1882 | Тисаэслар (Венгрия) | Кровавый навет в Тисаэсларе: евреи деревни были обвинены в ритуальном убийстве четырнадцатилетней христианской девочки |
|
|
Этот случай был одной из основных причин роста антисемитизма в стране. В итоге обвиняемые были оправданы. |
1899 | Богемия | Дело Хилснера: бездомный еврей Леопольд Хилснер (Hulsner) был обвинён в убийстве девятнадцатилетней христианки |
|
Суд Богемии | Хилснер был приговорён к смерти. Позже на него «повесили» ещё одно нераскрытое убийство, также христианской женщины. В 1901 году его приговорили к пожизненному заключению. Знаменитый чешский философ и социолог, будущий президент Чехословакии, профессор Томаш Масарик возглавил защиту Хилснера. Позже его за это раскритиковали чешские средства массовой информации. В марте 1918 Хилснер был помилован австрийским императором Карлом I. Однако оправдан он не был. |
1910 | Шираз (Иран) | Погром в Ширазе: еврей был обвинён в убийстве мусульманской девочки. |
|
|
Местное еврейское сообщество подверглось погрому, в результате погибло 12, ранено около 50 человек[26]. |
1911 | Киев, (Украина, Россия) | Дело Бейлиса: киевский приказчик кирпичного завода Мендель Бейлис был обвинён в убийстве христианского мальчика через выпускание крови из проколов в теле. |
|
Суд Российской империи | В 1913 он оправдан судом присяжных. |
1946 | Кельце (Польша) | Погром в польском городе Кельце в 1946 году против уцелевших жертв Холокоста был вызван обвинением местных евреев в ритуальных убийствах. |
|
|
Количество жертв — около 40[27][28][29]. |
О некоторых из этих случаев, а также их последствиях смотрите статьи:
Ритуальное убийство.jpg
Убийство Симона Трентского. Гравюра XV в. |
Ритуальное убийство2.jpg
То же. Картина неизвестного художника XVIII в. в костеле в Збруче (Галиция) |
Хилснер.jpg
Ритуальное убийство Агнесы Грузовой (дело Хилснера). Литография, около 1900 |
1910s antisemitic flier Andrei Yushchinsky.jpg
Агитация времен "Дела Бейлиса". Фотография мертвого Андрюши Ющинского с подписью: "Христиане, берегите своих детей! 17-го марта начинается жидовский пейсах!" Газета "Двуглавый орел", 11.03.1912 |
Случаи кровавого навета в наши дни
В арабо-мусульманских странах
В средствах массовой информации, спонсируемых арабскими и мусульманскими источниками, а также на соответствующих сайтах в Интернете евреи неоднократно обвинялись в ритуальных убийствах. Выходят книги с подобным содержанием. (См. арабы и антисемитизм.)
- Маца сионизма — книга, написанная министром обороны Сирии Мустафой Тлассом в 1986 году. В книге обсуждаются две темы: возобновление обвинений против евреев в Дамасском деле 1840 года и «Протоколы сионских мудрецов».[30]
-
- 21 октября 2002 года, издаваемая в Лондоне арабоязычная газета Al-Hayat сообщила, что эта книга издаётся восьмой раз и готовится издание на английском, французском и итальянском языках.
-
- В 2001 египетская киностудия выпустила фильм под названием «Всадник без лошади», частично по мотивам книги Тласса. В 1991 на заседании ООН на эту книгу ссылался сирийский делегат.
- Многочисленные сирийские правительственные организации, включая дамаскую полицию, Департамент Музеев и Антиквариата, министерство безопасности, министерство культуры выпустили телевизионную серию Ash-Shatat («Диаспора».) Эта серия фильмов была передана по сирийскому и ливанскому телевидению в конце 2003 года и передавалась по спутниковому каналу Al-Manar, принадлежащему Хезболле. Эта серия базируется на издании «Протоколов сионских мудрецов» и демострирует евреев как ведущих конспиративную работу с целью управления миром, представляет евреев как убийц христианских детей, пьющих их кровь и использующих кровь для приготовления мацы.[31][32][33]
- 20 декабря 2005 года дискуссия среди иранских политических аналитиков была передана по каналу «Jaam-e Jam 2» иранского телевидения. По англоязычному каналу Tehran Times выступил доктор Хасан Ханизаде, автор книги «История евреев», где обвинил евреев в двух ужасных преступлениях XIX века в Европе:
-
В 1883, около 150 французских школьников были жестоко убиты в пригороде Парижа перед еврейским праздником Песах. Более поздние исследования показали, что их убили евреи и брали их кровь… Аналогичное происшествие имело место в Лондоне, когда много английских школьников были убиты еврейскими раввинами…"[34][35]
- Король Саудовской Аравии Фейсал сделал обвинения в адрес пакистанских евреев в ритуальных убийствах.[36]
- В 2002 году саудовская газета напечатала статью, где утверждалось, что евреи используют кровь в блюде хоменташн — печениях треугольной формы, подаваемых на стол в еврейский праздник Пурим[37]. История празднования Пурим описана в «Книге Эсфирь», действие в ней происходило в античной Персии, нынешнее название: Иран.
- Появившаяся в Иране в 2004 году история рассказывает о еврейских врачах, похищающих органы палестинских детей в больницах Израиля.[38]
Некоторые арабские писатели осуждают кровавый навет. Египетская газета «Al-Ahram» опубликовала серию статьей Осама Аль-База (Osam Al-Baz), старшего советника президента Египта Хосни Мубарака. Среди всего прочего, Осам Аль-Баз разъясняет историю возникновения кровавого навета. Он сказал, что арабы и мусульмане никогда не были антисемитами, но признался, что некоторые арабские писатели и СМИ осуществляют нападки на евреев «на основе расистских домыслов и мифов, созданных в Европе». Он убеждал людей не поддаваться таким «мифам», как кровавый навет.[39]
В России
- В начале января 2005 года 20 представителей Государственной думы России обратились в генеральную прокуратуру с требованием «официально возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных объединений, основанных на морали „Шулхан аруха“, как экстремистских». Все такие еврейские группы названы экстремистскими, антихристианскими и негуманными, практикующими вплоть до ритуальных убийств"[40]. Ссылаясь на документ, приписывамый Владимиру Далю[41], они писали «Многочисленные факты проявления такого религиозного экстремизма были доказаны в судах». Обвинение включало традиционные тезисы, такие как «весь сегодняшний демократический мир находится под финансовым и политическим контролем мирового еврейства — и мы не хотим, чтобы наша Россия оказалась среди таких несвободных стран». Требование было опубликовано в открытом письме генеральному прокурору в консервативной газете правого толка «Русь православная». Эта группа состояла из членов ЛДПР, Коммунистической партии и партии «Родина», с более чем 500 подписей, в связи с чем воззвание стало известно как «Письмо пятисот».[42][43] Среди подписавшихся были редакторы националистических газет и журналисты. В дальнейшем письмо было отозвано депутатами, но, получив известность, оно было дополнено многочисленными подписями пожелавших присоединиться к обращению. В результате вскоре письмо было названо «письмом 5000», а позднее «письмом 15000»[44][45].
- В мае 2005 года русский писатель, член Союза русского народа Михаил Назаров обвинил евреев в ритуальном убийстве детей из Красноярска, ссылаясь на дело Бейлиса.[46]
Современная позиция христианских церквей
В настоящее время католическая церковь безоговорочно считает подобные обвинения евреев кровавым наветом, в связи с чем культ Симона Трентского был отменён Вторым Ватиканским Собором.
В 1991 году Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II, выступая на встрече с группой американских раввинов сказал:[47]
Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви — профессор Киевской Духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной Академии Иван Троицкий твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинения евреев в ритуальных убийствах.
Доктор наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПГУ Сергей Фирсов отмечает, что «собственно Православная Российская Церковь ни в лице Святейшего Синода, ни в лице своих учёных-богословов, занимавшихся изучением Ветхого Завета, Талмуда, Каббалы, а также историей иудейской религии, ни разу не высказала своей поддержки идее о существовании ритуальных убийств у евреев».[2]
Святые Гавриил Белостокский и Евстратий Печерский были возведены в сан мученика как жертвы ритуальных убийств. Известный экуменист, священник Александр Мень утверждал, что «ни одно официальное постановление православной церкви не поддержало ритуальных наветов на еврейство» и высказал убеждение, что эти святые будут деканонизированы.[48]
Книга Тоаффа
В 2006 году Ариэль Тоафф — профессор израильского Бар-Иланского университета, специализирующийся на средневековой еврейской истории, еврей по национальности и сын главного раввина Рима, выпустил книгу «Кровавая Пасха. Евреи Европы и ритуальные убийства» (Pasque di sangue. Ebrei d’Europa e omicidi rituali), в которой утверждается, что ритуальные убийства в Средневековой Италии могли быть совершены иудейской сектой. По его словам, «среди общины ашкенази того времени существовали экстремистские группы, которые были способны совершать такие действия и оправдывать их».
По мнению критиков, тот факт, что гипотеза Тоаффа построена на показаниях, добытых под пытками, сводит к нулю все его дальнейшие построения. В Израиле книга Тоаффа вызвала крайнее возмущение и обсуждалась в Кнессете. Сам Тоафф впоследствии утверждал, что его выводы были неправильно поняты, и он лишь утверждал, что материалы инквизиции не позволяют утверждать, что все подобные процессы были сфальсифицированы.[49][50]
Культурное влияние
Феномен упоминается в произведениях искусства:
- Джеффри Чосер: «Кентерберийские рассказы»
- В. Высоцкий: «Антисемиты»
См. также
- Книга монаха Неофита
Ссылки
- Статья «Кровавый навет» в энциклопедии «Еврейский мир»
- Richard Gottheil, Vittore Castiglione. "Italy" in Jewish Encyclopedia
- К теме о Кровавом Навете на евреев. Подборка книг и статей на данную тему: Герман Л. Штрак «Кровь в верованиях и суевериях человечества»; Морис Самюэл «Кровавый навет — странная история дела Бейлиса»; «Дело Бейлиса» Стенографический Отчет; А. С. Тагер «Царская Россия и дело Бейлиса»; Владимир Бонч-Бруевич «Знамение времени»; В. Г. Короленко «К Русскому Обществу»; Белла Корченова «Живая совесть русского народа» (о В. Г. Короленко); Семен РЕЗНИК (Вашингтон) «Убийство Ющинского и дело Бейлиса, Короленко»; «Потревоженная тень Александра Меня»; Владимир Даль. «Редчайшая редкость» (кто был действительным автором «Записки о ритуальных убийствах», приписываемой Владимиру Далю (1801—1872).); Василий Шульгин «Дело Бейлиса» Из книги «Годы»; В. А. Маклаков «Убийство А. Ющинского» (Речь защитника в Деле Бейлиса); Л. Троцкий «Под знаком Дела Бейлиса»; Д. А. Хвольсон «О некоторых средневековых обвинениях против евреев» и пр.
- Семен Резник, Растление ненавистью (Кровавый навет в России)
- Прикладная конфликтология для журналистов. Глава: Обвинения в ритуальных жертвоприношениях и иных антиобщественных действиях
- Мирон Рывкин. Велижское дело в освещении преданий, документов и памятников литературы
- Ю. И. Гессен. Велижская драма: из истории обвинений евреев в ритуальных преступлениях
- Владимир Короленко. Дело Бейлиса
- Кровавый навет: опыт деконструкции Михаэль Дорфман
- (англ.) Urban Legends Reference Pages: Religion (Blood Feast)
- Православные легенды на службе антисемитизма
- Рецензия на книгу Ури Мильштейна "Кровавый навет в Дир-Яссине.
- Статья о кровавом навете «Ловля детей на мацу: истоки и дискуссии».
Литература
- Иосиф Флавий, Апион
- Кацис Л. Ф. Кровавый навет и русская мысль: Историко-теологическое исследование дела Бейлиса. — М.: Мосты культуры / Гешарим, 2006. — 496 с ISBN 5-93273-216-4
- А. А. Панченко. «Чужая вера» и «кровавый навет» // Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект / Монография. — 2. — М.: ОГИ, 2004. — С. 153. — 541 с. — (Нация и культура. Антропология/Фольклор). — 3000 экз. — ISBN 5-94282-263-8
- (англ.) Ezekiel Leikin. The Beilis Transcripts. The Anti-Semitic Trial that Shook the World. ISBN 0-87668-179-8
- (англ.) R. Po-chia Hsia. The Myth of Ritual Murder: Jews and Magic in Reformation Germany. — New Haven: Yale UP, 1988. ISBN 0-300-04120-9 (cloth), ISBN 0-300-04746-0 (pbk.)
- (англ.) Alan Dundes. The Blood Libel Legend: A Casebook in Anti-Semitic Folklore. — University of Wisconsin Press, 1991, P. 336—376 ISBN 978-0-299-13114-2
- Siegmund Salfeld. Das Martyrologium des Nürnberger Memorbuches (1898)
Видео
- Лекция Галины Зелениной о кровавом навете в Средние века.
- Лекция Виктории Мочаловой о кровавом навете в Польше.
Примечания
- ↑ А. А. Панченко. Кровавый навет // Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. — 2. — М.: ОГИ, 2004. — С. 161. — 541 с. — (Нация и культура. Антропология/Фольклор). — 3000 экз. — ISBN 5-94282-263-8
- ↑ 2,0 2,1 Сергей Фирсов. Симптомы болезни «симфонического» государства: «дело» Бейлиса и Православная Российская Церковь // Иудейско-христианские взаимоотношения : сайт. — 2007.
- ↑ Статья «Кровавый навет» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Иосиф Флавий, Апион 2:89–102
- ↑ Эта история упоминается в одной из глав поэмы Чосера "Кентерберрийские рассказы".
- ↑ Их число стало столь велико, что IV Латеранский собор (1215) признал только за римским папой право причисления к лику святых.
- ↑ Richard Gottheil, Vittore Castiglione. "Italy" in Jewish Encyclopedia
- ↑ Дубнов, Семён Маркович. Глава 4. Века бесправия и мученичества до изгнания евреев из Франции (1215-1394 гг.) // Краткая история евреев. — Феникс, 2000. — Т. 2. — 576 с. — 10000 экз. — ISBN 5-222-01292-1
- ↑ Pope Gregory X (Григорий X (папа римский)) Medieval Sourcebook: Gregory X: Letter on Jews, (1271-76) - Against the Blood Libel. Проверено 7 мая 2007.
- ↑ 10,0 10,1 Из истории кровавого навета в Советском Союзе
- ↑ Blood libel in Syria
- ↑ The Martyrs of Blois
- ↑ HUGH OF LINCOLN Jewish Encyclopedia
- ↑ Katholische Schweizer-Blätter (Lucerne, 1888)
- ↑ [1])
- ↑ Kenneth R. Stow. Jewish dogs. — Stanford University Press, 2006. — P. 37. — 316 p. — ISBN 0804752818
- ↑ Reston, James: «Dogs of God: Columbus, the Inquisition, and the defeat of the Moors», page 207. Doubleday, 2005. ISBN 0-385-50848-4
- ↑ Является ли это новым в постсоветском обществе или это забытое старое? — Леонид Стонов, директор Международного Общества по Правам Человека, президент Американской Ассоциации Евреев из бывшего СССР.
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2003 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights and Labor
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2004 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2005 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2006 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
- ↑ Annual Report on International Religious Freedom 2004 and were passed to the UNHCR (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев)
- ↑ http://www.unhcr.org/home/RSDCOI/450fb0b128.html
- ↑ Еврейский Интернет Клуб :: Наш клуб :: Информагентство
- ↑ Littman D. Jews Under Muslim Rule: The Case Of Persia. — London: Institut of Contemporary History, 1979. — P. 14. — 15 p.
- ↑ Anti-Jewish Riots in Poland (англ.) // Times. — 1946. — № 4 июля. — С. 4.
- ↑ Engel D. Patterns Of Anti-Jewish Violence In Poland, 1944-1946 (англ.). — Jerusalem: Shoah Resource Center, The International School for Holocaust Studies, 1998. — С. 1.
- ↑ Williams, Anna The Kielce Pogrom. Проверено 11 ноября 2009.
- ↑ Frankel, Jonathan. The Damascus Affair: Ritual Murder, Politics, and the Jews in 1840, pp. 418, 421. Cambridge University Press, 1997. ISBN 978-0-521-48396-4
- ↑ U.S. Department of State Country Report on Human Rights Practices 2004 — Syria February 2005
- ↑ L’antisémitisme dans la région du Proche-Orient et de l’Afrique du Nord (US Embassy in Morrocco)
- ↑ Written statement submitted by the Association for World Education, a non-governmental organization on the Roster RACISM, RACIAL DISCRIMINATION, XENOPHOBIA AND ALL FORMS OF DISCRIMINATION. QUESTION OF VIOLATION OF HUMAN RIGHTS AND FUNDAMENTAL FREEDOMS IN ANY PART OF THE WORLD. PROMOTION AND PROTECTION OF HUMAN RIGHTS. UN COMMISSION ON HUMAN RIGHTS. 60th session. E/CN.4/2004/NGO/5. 10 February 2004
- ↑ Iranian TV Blood Libel
- ↑ Steven Stalinsky. Passover and the Blood Libel, The New York Sun, The New York Sun, One SL, LLC (2006-04-12), p. Foreign, page 6. Проверено 14 января 2007.
- ↑ Gane S. Gerber Anti-Semitism and the Muslim World // History and hate: the dimensions of anti-Semitism / David Berger ed.. — Philadelphia, PA: Jewish Publication Society, 1986. — С. g. 88. — ISBN 0-8276-0267-70-8276-0267-7
- ↑ Saudi Government Daily: Jews Use Teenagers' Blood for 'Purim' Pastries (Saudi Government Daily) March 13, 2002 (Translated my MEM-RI. Special Dispatch No. 354)
- ↑ Israel Is 'Stealing Palestinian Children’s Eyes,' Iranian TV Series Says by Susan Jones (CNSNews) December 23, 2004
- ↑ Al-Ahram Weekly Online, January 2-8, 2003 (Issue No. 619)
- ↑ Текст «Письма 5000»
- ↑ «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их», СПб., 1884
- ↑ Письмо пятисот. Вторая серия. Лучше не стало / Март / 2005 / Проявления расизма и радикального национализма / Новости / Расизм и ксенофобия / СОВА
- ↑ Русская линия / Актуальные темы / Письмо пятисот: Обращение в Генеральную прокуратуру представителей русской общественности с призывом запретить в России экстремистские еврейс …
- ↑ Дело о «пятистах антисемитах» перенесено на 3 августа. Общероссийское общественное движения «За права человека» (2006-07-19). Проверено 11 ноября 2009.
- ↑ Полемика о "Письме 500-5000-15000". Русская идея. Проверено 11 ноября 2009.
- ↑ В убийстве красноярских детей обвинили евреев и вспомнили дело Бейлиса (Regnum, May 12, 2005)
- ↑ Семен РЕЗНИК: КРОВАВЫЙ НАВЕТ В РОССИИ (Продолжение) [WIN]
- ↑ Евреи и христианство
- ↑ Зеленина Г. Дайте нам красного, красного этого… // Booknik.ru, 4 апреля 2007
- ↑ Раввин, автор нашумевшей книги о ритуальных убийствах христиан, утверждает, что все описанное в ней — правда // Интерфакс-религия, 13 февраля 2007