Мексика (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Мексика (Мексиканские Соединенные Штаты), государство в юго-западной части Северной Америки.
Содержание |
Возникновение общины
Возможно, некоторые испанские марраны принимали участие в завоевании Мексики отрядом Э. Кортеса в 1519–21 гг.
Хотя испанские власти разрешали переселение в Мексику лишь католикам не менее чем в четвертом поколении, многие марраны селились там по фальшивым документам.
В 1528 г. несколько марранов были казнены на первом аутодафе, однако до официального учреждения в Мексике инквизиционного трибунала (1571) число жертв инквизиции было сравнительно невелико.
Согласно некоторым источникам, к 1550 г. в столице Мексики Мехико было больше «тайных евреев» (как нередко называли марранов), чем испанцев-христиан.
Многочисленные группы «тайных евреев» проживали также в провинциях Веракрус и Гвадалахара. Они поддерживали связи с вернувшимися к иудаизму марранами в странах Западной Европы и Ближнего Востока, тайно собирали деньги для сефардской (см. Сефарды) общины в Эрец-Исраэль и принимали у себя раввинов, которые обучали их еврейской религиозной традиции.
Одной из наиболее известных жертв инквизиции был знатный марран Луис де Кархаваль Младший (сожжен в 1596 г.). Еще более жестоким преследованиям марраны подверглись в 1642–49 гг.
В период испанского господства (16 в. – начало 19 в.) полторы тысячи марранов были обвинены инквизицией в тайном исповедании иудаизма, из них около 100 человек преданы аутодафе и почти столько же умерли в застенках инквизиции.
Но в то же время новые христиане принимали участие во всех областях жизни, занимали государственные и церковные должности, играли решающую роль в развитии торговли и ремесел Мексики.
Семнадцатый - восемнадцатый век
С середины 17 в. преследования марранов инквизицией пошли на убыль.
В 18 в. переселение марранов в Мексику заметно сократилось.
Девятнадцатый век
К концу 19 в. проживавшие в Мексике марраны в значительной мере ассимилировались (см. Ассимиляция), но некоторые современные мексиканцы до сих пор считают себя потомками евреев.
К моменту провозглашения независимости Мексики (1821) в стране жило незначительное число евреев, основным занятием которых была мелкая торговля.
Их торговые связи с евреями вне Мексики ограничивались Вест-Индией и Каракасом (Венесуэла).
В 1824 г. еврейский банкирский дом Голдсмитов в Лондоне предоставил Мексике ее первый иностранный кредит.
В 1825–35 гг. в Мексике поселилась небольшая группа евреев из Германии.
Первые документальные сведения о еврейской общине Мексики относятся к 1862 г.
В правление императора Максимилиана Габсбурга (1864–67), австрийского принца, посаженного на мексиканский престол с помощью французских войск, в Мексику прибыло значительное число евреев из Франции (в том числе из Эльзаса), Бельгии и Австрии.
В 1885 г. была основана первая конгрегация. Для еврейского населения Мексики того времени были характерны высокий уровень ассимиляции и значительный удельный вес браков смешанных.
В конце 19 в. в Мексику прибыли евреи из России и Галиции. Барон М. де Гирш разработал план создания в Мексике крупных еврейских сельскохозяйственных поселений, который, однако, не был реализован.
В 1899 г. в Мексике поселились первые евреи из Сирии; в том же году начал издаваться еженедельник «Тайная суббота» (позже переименованный в «Субботний свет»), посвященный истории и традициям сефардов.
Сионистское движение в Мексике
Мексика. Начало сионистскому движению в этой стране было положено в первой половине 1920-х гг., когда здесь впервые прошли кампании по сбору средств в Керен hа-иесод и Еврейский национальный фонд.
В 1925 г. в Мехико была основана Объединенная сионистская организация. Ее активность возросла после того, как в 1926 г. в Мексике побывал И. Бен-Цви.
В 1927 г. мексиканское бюро Еврейского национального фонда начало издавать ежемесячный бюллетень; тогда же образовалась молодежная группа Цеирей Иехуда.
Усилиями мексиканских сионистов был создан ряд еврейских школ с преподаванием на иврите (в том числе первая в стране школа общества Тарбут), открыты курсы иврита и истории еврейского народа для взрослых, опубликован на испанском языке ряд научных трудов и справочников по иудаистике (см. Наука о еврействе).
В 1930–40-х гг. в Мексике возникли секции ряда сионистских партий, движений и ассоциаций, не входивших в Объединенную сионистскую организацию, — Поалей Цион (1930), Новой сионистской организации (1936), ВИЦО (1936), hа-Шомер hа-цаир (1940), Мизрахи (1942), Бетара (1946), Бней-Акива (1946), hа-Ноар hа-циони (1948), hа-Боним (1948) и других.
Почти все они имели собственные печатные органы. В этот же период были созданы Сефардская сионистская организация (1936) и Молодежная сионистская федерация (1943; объединила все халуцианские движения), начали работать сионистские группы в городах Гвадалахара, Веракрус, Монтеррей, Пуэбла, Сан-Луис-Потоси, Тампико.
Начиная с 1940 г., свыше 400 халуцим (главным образом члены hа-Шомер hа-цаир, hа-Ноар hа-циони и hа-Боним) переселились из Мексики в Израиль.
Во второй половине 1940-х гг. и, в особенности, в период Войны за Независимость мексиканские сионисты закупали и переправляли в Эрец-Исраэль оружие, боеприпасы и авиационное топливо для Хаганы; Чрезвычайный палестинский комитет, сформированный в Мексике в 1946 г., оказал определенное влияние на позицию правительства страны по вопросу о создании еврейского государства.
В 1949 г. сионистские организации Мексики учредили Сионистскую федерацию, президентом которой в 1951–56 гг. был А. Дульчин.
К этому времени основные еврейские общинные объединения страны перешли на произраильские позиции; влияние идеологии сионизма на мексиканское еврейство стало преобладающим (по данным опроса, проведенного в 1954 г., 90% евреев страны назвали себя сионистами, 8% — несионистами, 2% — антисионистами).
В настоящее время Сионистская федерация и не входящая в нее Сефардская сионистская организация сохраняют в основном свои ведущие позиции в общине, сотрудничая с Центральным еврейским комитетом (главным представительным органом мексиканского еврейства) и с Мексиканско-израильским институтом культуры.
Двадцатый век
В начале 20 в. в Мексику иммигрировало значительное число евреев из общин стран Леванта (в основном из Халеба и Дамаска).
В 1912 г. была основана совместная организация ашкеназских (см. Ашкеназы) и сефардских евреев — Альянса Монте Синай, занимавшаяся обеспечением религиозных и социальных нужд евреев Мексики и обучением ивриту.
Первое еврейское кладбище в Мексике было открыто благодаря личным связям руководителей общины с президентом Ф. Мадеро (1910–13).
Во время мексиканской революции (1913–17), сопровождавшейся дестабилизацией экономики, часть евреев покинула страну.
С принятием в 1917 г. либеральной конституции еврейское население Мексики вновь начало увеличиваться.
После Первой мировой войны и до 1924 г., когда въезд еврейских иммигрантов из Восточной Европы в США был затруднен, Мексика служила им перевалочным пунктом.
Некоторые из них осели в Мексике, занимались торговлей вразнос и владели торговыми ларьками на рынках; введенная ими система торговли в кредит была положительно воспринята, особенно малообеспеченными слоями населения Мексики.
В 1929 г. был основан еврейский банк — Банко Меркантиль, в 1931 г. — еврейское торговое объединение — Камара де комерсио исраэлита. Экономический кризис 1929–30 гг. привел к росту антисемитизма в Мексике, получившего поддержку ведущих органов прессы «Эксельсиор» и «Эль насьональ», а также некоторых членов парламента. Антисемитские выступления вынудили евреев оставить рыночную торговлю и открыть магазины вне рынков. В результате действий Американского еврейского комитета, добившегося от правительства США дипломатического воздействия на правительство Мексики, проявления антисемитизма уменьшились. В начале 1930-х гг. число еврейских иммигрантов, поселившихся в Мексике, значительно выросло, но в 1937 г. была установлена жесткая законодательная квота, ограничившая иммиграцию в Мексику. В конце 1930-х – начале 1940-х гг. в Мексике вновь усилилось антисемитское движение, представленное фашистской организацией «Лас камисас дорадас» («Золотые рубашки»), получившей поддержку посольства Германии. Вступление Мексики в войну на стороне антифашистской коалиции (1942) ослабило антисемитское движение. В 1943–44 гг. правительство Мексики предоставило нескольким сотням еврейских беженцев из Европы временное убежище до конца войны.
Благосостояние общины возросло в период экономического подъема в Мексике (1940–50-е гг.). В 1950 г. еврейское население Мексики достигло 27 тысяч человек; около 60% евреев были заняты в торговле и банковском деле, 15% — в промышленности (особенно текстильной), 8% — в свободных профессиях, 17% были рабочими и служащими. По переписи 1960 г. в Мексике было зарегистрировано 110 750 «исраэлитов», куда наряду с евреями включены различные протестантские (см. Протестантизм) секты, а также несколько групп индейцев, считающих себя потомками евреев (часть из них приняла впоследствии иудаизм; см. Иудействующие). Евреи Мексики объединены в четыре общины по признаку страны исхода: евреи из Алеппо, Дамаска, Восточной Европы, Балкан. Все общины имеют своих представителей в Центральном комитете. В Мехико функционируют 23 синагоги: 21 ортодоксальная (см. Ортодоксальный иудаизм) и две консервативные (см. Консервативный иудаизм). Крупнейшей ашкеназской синагогой является «Бет-Эль». Синагоги также существуют в Гвадалахаре, Монтеррее, Тихуане. Образованием взрослых занимается созданный еврейской общиной Мексики Центр современных еврейских знаний, организующий различные курсы. В Ибероамериканском университете действует с 1985 г. программа по изучению науки о еврействе. При ашкеназском общинном центре в Мехико действует небольшой музей Катастрофы. Активно работают сионистская (см. Сионизм) федерация, ВИЦО, Наамат, ассоциация друзей израильских университетов. В стране насчитывается 16 еврейских молодежных движений, которые объединяют более двух тыс. человек. Наиболее активными являются Федерация мексиканско-еврейских студентов университетов и Федерация студентов Латинской Америки.
В 1985 г. в Мексике проживало 35 тыс. евреев (около 0,5% от всего населения страны), подавляющее большинство из них (около 95%) — в Мехико, небольшие общины существуют в городах Монтеррей (по легенде, основан марранами) и Гвадалахара, отдельные семьи живут и в других городах: Тихуана, Веракрус, Пуэбла, Куэрнавака (где существует еврейский дом престарелых). В 1996 г. еврейское население Мексики составляло 40 700 человек (0,4% от всего населения страны). Мексиканские евреи создали разветвленную систему организаций. Так, в Мехико в конце 20 в. функционировали восемь средних еврейских школ, в которых обучалось 75–80% еврейских детей школьного возраста. В Мексике действуют три иешивы. Отличительной чертой современного мексиканского еврейства является низкий уровень ассимиляции. Так, в начале 2000-х гг. процент смешанных браков, заключенных мексиканскими евреями, составлял 6%. Еврейские организации в Мексике (одна из крупнейших — Нидхей-Исраэль — создана ашкеназами) объединены Центральным комитетом и поддерживают тесные связи со Всемирным еврейским конгрессом, Американским еврейским комитетом, Бней-Брит и Организацией еврейских общин Центральной Америки. Еврейский спортивный центр (Сентро депортиво исраэлита) — одна из крупнейших в мире спортивных организаций, насчитывает около 20 тысяч членов из всех слоев еврейского населения. При центре действуют различные спортивные клубы и общинные центры. По охвату детей еврейским образованием Мексика стоит на одном из первых мест в мире: около 65% еврейских детей школьного возраста учатся в школах, как ашкеназских («Колехио исраэлита», «Тарбут», «Явне», «Ицхак Перец» /см. И. Л. Перец/ и другие), так и сефардских («Монте Синай», «Колехио сефарди», «Цдака у-марпе», иешива «Кетер Тора» и другие). Преподавание обычно ведется на испанском языке и иврите, в зависимости от предмета. В некоторых школах изучается идиш. Существуют учительский семинар и Педагогический центр. Во главе системы просвещения стоит Комитет по образованию. Развита еврейская пресса, представленная изданиями на испанском и идиш, в том числе еженедельник «Пренса исраэлита» (с 1948 г.), два раза в месяц выходят (с 1933 г.) «Дер вег», «Ди штиме», ежемесячники «Орисонте» (с 1964 г.), «Трибуна исраэлита» (с 1946 г.; орган одноименной организации по борьбе с антисемитизмом), «Ревиста исраэлита де Мехико», «Фрайнд», в последние годы — газета «Кешер» и другие. Действует еврейский театр. В 1948–51 гг. в Мексике была издана еврейская энциклопедия на испанском языке «Энсиклопедия худаика кастельяна» (десять томов). Первые сионистские организации возникли в Мексике в начале 1920-х гг. (см. А. Дульчин).
Некоторая часть мексиканских евреев покидает страну и переселяется в США и Канаду, в то время как алия из Мексики невелика. Так, в 2000 г. из Мексики в Израиль репатриировались 67 евреев, в 2001 г. — 62 еврея, в 2002 г. — 32, в январе-июле 2003 г. — 58 человек.
Мексика является крупнейшим центром по изданию антисемитской литературы на испанском языке. Отдельные антисемитские акции, в том числе нанесение материального ущерба еврейским организациям, имели место в 1954 г. и в 1960-х гг. и особенно усилились в результате проарабской пропаганды. В начале 2000-х гг. в Мексике наблюдался рост антисемитизма. Так, в 2002 г. в стране было зафиксировано более 130 антисемитских инцидентов, включавших в себя антисемитские письма, посланные евреям и в еврейские учреждения, антиеврейские граффити, антисионистские и антиеврейские демонстрации. Рост антисемитизма тесно связан с усиливающейся арабской и особенно палестинской антиизраильской и антисемитской пропагандой. Особенно активно пропаганда подобного рода ведется в университетах. Так, в апреле 2002 г. на стенах многих мексиканских университетов были нарисованы антисемитские граффити, студенты организовали концерт, весь сбор от которого пошел в помощь «жертвам нацистско-фашистского еврейского империализма».
Антисемитизм встречает отпор со стороны широких слоев мексиканского общества. Так, 10 апреля 2003 г. мексиканский конгресс принял закон, запрещающий все формы дискриминации. В законе были специально отмечены антисемитизм и ксенофобия как запрещенные явления. 10 сентября — 2 октября 2002 г. в Мехико была проведена международная конференция по антисемитизму, организованная газетой «Трибуна Исраэлита» при поддержке ряда еврейских и международных организаций. В работе конференции участвовали представители 20 стран.
Мексика признала Государство Израиль 4 апреля 1949 г.; с 1959 г. Мексика и Израиль поддерживают связи на уровне посольств. До начала 1970-х гг. Мексика придерживалась умеренно произраильской политики, однако сближение со странами «третьего мира» постепенно привело Мексику к поддержке ближневосточной политики большинства стран Азии и Африки. В 1975 г. Мексика голосовала в Организации Объединенных Наций за резолюцию, признавшую сионизм разновидностью расизма. Еврейские организации Мексики отреагировали на это чрезвычайно осторожно, но многие еврейские организации США объявили туристический бойкот Мексике, что заставило ее правительство смягчить антиизраильскую политику. В 1980-х гг. широко развились культурные и научные связи между Израилем и Мексикой. В Мексике регулярно гастролирует Израильский филармонический оркестр, а в 1984 г. Научно-исследовательский институт имени Х. Вейцмана провел в городе Мехико заседание своего руководства.
В декабре 1991 г. Мексика была одной из 85 стран, выступивших с предложением отменить резолюцию ООН 1975 г., объявляющую сионизм одной из форм расизма (см. выше). В 1990 г. двусторонние отношения между двумя странами улучшились. 4–7 марта президент Мексики Е. Зедилло посетил Израиль с официальным визитом во главе большой делегации, в которую входили министры, бизнесмены и представители еврейской общины Мексики. Во время визита министр иностранных дел Израиля Д. Леви и министр иностранных дел Мексики подписали соглашение о режиме свободной торговли между двумя странами. В 1990 г. размер израильского экспорта в Мексику составил 17,2 млн. долларов, размер импорта из Мексики — 5,5 млн. долларов; к 2000 г. израильский экспорт значительно возрос и достиг 212,7 млн. долларов, размер импорта составил 17,1 млн. долларов.