Морен, Эдгар

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Морен, Эдгар (псевдоним, настоящая фамилия Нахум; Morin, Edgar; родился в 1921 г., Париж), французский социолог, мыслитель и писатель.

Биографические сведения

Отец — мелкий торговец, сефард, эмигрировавший из Салоник во Францию перед Первой мировой войной. В 1939–40 гг. Морен изучал в Сорбонне историю. В 1940 г., после поражения Франции, Морен уехал в Тулузу, вступил в компартию Франции и участвовал в движении Сопротивления.

После войны Морен был репортером и главой Бюро информации во французской оккупационной зоне Германии (1945–46), по возвращении в Париж — главным редактором парижского коммунистического листка «Сражающийся патриот» (1947–50), позже — журнала «Аргументы» (1957–62).

Научные интересы

Научную карьеру Морен начал в 1946 г. в коммунистической Группе марксистских исследований (Париж).

С начала 1950-х гг. в связи со Сланского процессом (Чехословакия) и делом Л. Райка (Венгрия) выступил против сталинизма и в 1951 г. был исключен из компартии.

Однако он сохранил некоторые марксистские идеи («диалектика», «отчуждение» и т. п.).

С 1950 г. Морен работал в Национальном центре научных исследований. Вместе с Ж. Фридманом (1902–77) и Р. Бартом Морен участвовал в создании Центра исследований средств массовой коммуникации в Практической школе высших исследований в общественных науках (1959–60) и внес вклад в формирование французской социологии средств массовой информации в 1960–70-х гг.

Он был также директором Центра междисциплинарных исследований (социология, антропология, политика), созданного при Школе высших исследований (1977–93).

Опубликовал более 30 книг и сотни статей по социологии, политике, культурной и философской антропологии, теории познания (эпистемологии, методологии социальных наук и т. п.), футурологии.

Он не принял идей популярного во Франции структурализма, но испытал влияние феноменологии и экзистенциализма.

Начав с изучения немецкого общества после поражения («Нулевой год Германии», 1946; «Германия — наша проблема», 1947), Морен продолжил социологические исследования на материале Франции («Коммуна во Франции», 1967; «Слухи в Орлеане», 1969; «Май 68: прорыв», 1968, в соавторстве).

Он также обобщил свой американский опыт (в 1959–60 гг. проводил исследования в Институте биологии в Сан-Диего, Калифорния), отраженный в книге «Калифорнийский дневник» (1970).

Особое место в его социологических исследованиях заняла тема современной культуры, в том числе кино («Кино, или воображаемый человек», 1956; «Звезды кино», 1957), а также других видов искусства («Дух времени», тт. 1–2, 1962, 1976). Итог его исследований подведен в работе «Социология» (1984).

Другую группу трудов Морена составляют политологические исследования («Введение в политику человека», 1965; «О природе СССР», 1983; «Розовое и черное», 1984; «Мысли о Европе», 1987).

В них рассматриваются глобальные процессы, связанные с проблемами футурологии («За пределами 20 века», 1981; «Новое начало», 1991, в соавторстве; «Родина Земля», 1993, в соавторстве с Анной Брижит Керн).

Особые исследования Морена посвящены общей антропологии («Человек и смерть», 1951; «Потерянная парадигма: природа человека», 1973).

Морен является одним из организаторов ряда международных форумов, посвященных общей или фундаментальной антропологии (серия «Единство человека», тт. 1–3, 1974, 1978).

Ряд работ Морена посвящен теории познания, в том числе философии науки (серия «Метод», т. 1 — «Природа природы», 1977; т. 2 — «Жизнь жизни», 1980; т. 3 — «Познание познания», 1986; т. 4 — «Идеи», 1991; «Познание и совесть», 1982).

Компендиум его основных эпистемологических работ издан под названием «Введение в сложную мысль» (1990).

Большое место в сочинениях Морена занимают автобиографические работы, в которых обсуждаются и теоретические проблемы: социологические, когнитивные и др. («Самокритика», 1959; «Затронув главное», 1969; «Дневник одной книги», 1981; «Видаль и его семья», 1989; «Сизифов год», 1990; «Мои демоны», 1994).

Перу Морена принадлежит также роман «Карьера» (1948); вместе с Ж. Рушем он принял участие в создании фильма «Хроника одного лета» (1961, приз Международной федерации кинопрессы /ФИПРЕССИ/ на кинофестивале в Канне).

Признание

Идеи Морена пользуются значительным влиянием во Франции, его работы переведены на многие языки, в том числе на немецкий, итальянский, испанский, японский.

Морен — президент Европейского агентства по культуре при ЮНЕСКО. Он награжден орденом Почетного легиона, званием почетного доктора ряда университетов Италии, Швейцарии, Бельгии, Португалии, лауреат ряда премий.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МОРЕН Эдгар в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация