Йеhошуа (Иисус Навин), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Книга Иису́са Нави́на (ивр. יְהוֹשֻׁעַ בִּן-נוּן, Йеhошу́а бин Нун) — шестая книга в ТаНаХе. Помещается вслед за Пятикнижием, находится в теснейшей связи с ним и составляет как бы его продолжение, так что некоторые библейские критики (Дилльман и др.) прямо относят его к этой группе библейских книг, которую они вследствие этого называют «Шестикнижием».
Книга описывает историю еврейского народа от смерти Моше до смерти Йеѓошуа и составляет как бы сборник реляций с поля битвы, изобилует рассказами, которые ярко характеризуют военное право в древности. Критика старается указать некоторые анахронизмы в книге, но в общем она носит на себе печать современности и исторической правды.
Содержание |
Йеhошуа бин Нун
Будучи одним из 12 разведчиков, посланных осматривать Ханаан, Иехошуа бин Нун вместе с Калевом бен Иефунне возражал десяти остальным, испугавшимся силы противника (Чис. 13; 14:6–9); за твердость и веру в победу лишь Иехошуа бин Нун и Калев из всего поколения были удостоены вступить в Ханаан, в Землю обетованную (Чис. 14:26–30). Моисей назначил Иехошуа бин Нуна своим преемником (Чис. 27:15–23; Втор. 1:38), возложив на него обязанность завоевания Земли обетованной и раздела ее между коленами Израиля (Чис. 34:17; Втор. 31:7, 23).
Имя
Йеhошуа бин Нун происходил из колена Эфраима и носил первоначально имя hошеа, но был переименован Моше в Йеhошуа (ивр. - "Спасёт"), когда был послан разведчиком с представителями других одиннадцати колен. Комментаторы объясняют причину изменения имени молитвой Моше, чтобы Йеhошуа оставался при своем мнении и не шёл за остальными разведчиками: новое имя можно перевести как "Господь спасёт".
В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Йеhошуа бин Нун передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа — Josua вместо Jesus, в то время как в греческой православной традиции оба зовутся Иисус (поэтому к имени первого обычно прибавляется Навин или сын Навин, в то время как в западной традиции это излишне). Иисус прозван Навин от имени своего отца: к имени Нав добавлен устаревший суффикс -ин что как и -ов указывает на принадлежность.
Роль в истории
В Иехошуа бин Нуне, как он предстает в библейском повествовании, сочетались качества полководца и пророка. Его основная миссия — завоевание и заселение Ханаана (Втор. 3:21; 31:3–8), и в то же время он — человек, «исполненный духа премудрости», «раб Господень», подобно Моше. Как и Моше, Иехошуа бин Нун — тот, через кого Бог говорит со своим народом (Чис. 27:18–20; Втор. 34:9; ИбН. 20:1; 24:2). Библия видит в Иехошуа бин Нуне преемника Моше, который довел до конца религиозную и законодательную миссию своего учителя (ИбН. 8:30–35; 23; 24; ср. Втор. 27).
Большинство современных исследователей, не сомневаясь в историчности Иехошуа бин Нуна, считает, однако, что он возглавлял лишь одну из волн вторжения израильских племен в Ханаан: в национального героя Иехошуа бин Нун превратился значительно позднее, когда многочисленные предания, относящиеся к завоеванию Ханаана, были постепенно ассоциированы с его именем.
Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта, он руководил еврейским войском при отражение нападения амалекитян (Исх.17:8-16), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея (Исх.31:11, (Чис.11:28), пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями (Чис.27:18-23, Втор.31:23).
Книга Йеhошуа бин Нуна
Время создания с авторство
Согласно талмудической традиции, автором книги Иехошуа бин Нуна является он сам (ББ. 14б). Мнения исследователей относительно времени создания и составления книги Иехошуа бин Нун расходятся. Одни ученые придерживаются концепции множественности и разновременности источников, легших в основу книги Иехошуа бин Нун, а составление книги относят к концу эпохи Первого храма; другие настаивают на внутреннем единстве книги и относят ее создание к периоду между завоеванием Ханаана и основанием единого Израильского царства.
Структура
По содержанию книга может быть разделена на три основные части:
- завоевание Ханаана (главы 1–12);
- его раздел между коленами и учреждение левитских городов и городов-убежищ (главы 13–21);
- описание переговоров с заиорданскими коленами и заключение завета в Шхеме (главы 22–24).
Обзор книги
Непосредственно после смерти Моше к Йеhошуа явился Бог и сказал ему:
|
Первым делом евреи под предводительством Йеhошуа атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день, войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Йеhошуа приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.
После этого Йеhошуа приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Была пощажена только блудница Рахав и её родня, за то что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (Иисус Навин, глава 6).
Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Ай Йеhошуа захватил, а население его истребил полностью как и в Иерихоне. Пять царей — иерусалимский, хевронский, ярмутский, лахишский и эглонский - объединились против израильтян. Однако Йеhошуа удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражение на его стороне, кидая с неба в войско неприятеля камни:
|
Во время этого сражения Йеhошуа, согласно Библии, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (Нав.10:12).
Пять царей потерпев поражения спрятались в одной из пещер. Но они были обнаружены и Навин приказал убить их и повесить на деревьях. Затем еврейское войско захватило города Македу, Ливну и Лахиш. Все жители этих городов были поголовно вырезаны. На помощь царю Лахиша пришёл царь Гезерский, но израильтяне одержали вверх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Эглон и Хеврон:
|
После покорения и раздела земли он мирно скончался и погребён на в горах Эфраима(Нав.19:49-50, Нав.24:29-30). Незадолго до смерти призывал свой народ: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Нав.24:14).
Ссылки
- Статья «Иехошуа бин Нун» в Электронной еврейской энциклопедии
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Это незавершённая статья по библеистике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.