Эйха (Плач Иеремии), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | |||||||||||
|
Книга Плач Иереми́и (Эйха, אֵיכָה) — третий из Пяти свитков ТаНаХа (Библии), состоит из пяти поэтических глав, в которых оплакивается разрушение Иерусалима в 586 г. до н. э. и его последствия.
Содержание |
Названия
- В иврите книга названа по первому слову Эйха́ («Как!»).
- Переводчики греческой Септуагинты назвали книгу Трэ́ной, или «Плачи», «Плачевные песни».
- Вавилонский Талмуд использует выражение Кино́т, то есть «Плачи», «Элегии».
- Иероним, писавший на латыни, наименовал книгу Lamentationes, что стало основанием для названия книги на многих европейских языках.
Положение в канонах
В русских переводах Библии Плач помещен после книги Иеремии.
Однако в еврейском каноне он обычно находится в разделе Ктувим (Писаний), который также включает в себя книги Песнь песней, Рут (Руфь), Когелет (Екклесиаст) и Эстер (Есфирь) — пять свитков, собранных под общим названием Мегилло́т (Свитки). В современных изданиях Танаха Плач Иереми́и размещается между книгой Рут и книгой Когелета, однако в древних рукописях он стоял после книги Иереми́и, что соответствует порядку книг в Септуагинте и Вульгате.
Авторство
В Плаче Иеремии нет указаний на личность автора. Еврейская традиция приписывает авторство пророку Иеремии, что отражено в Септуагинте: книга сопровождается следующими вступительными словами: «И случилось, после того как Израиль был уведен в плен, а Иерусалим опустошен, сел Иеремия пророк в слезах и плакал плачем этим по Иерусалиму, и сказал...».
Иероним, создатель первого латинского перевода, посчитал эти слова добавленными и в своем переводе опустил их. Тем не менее евреи традиционно приписывают авторство Плача пророку Иеремии. Кроме того, его авторство поддерживает сирийская Библия (Пешитта), латинская Вульгата, Таргум Ионатана, Вавилонский Талмуд (ББ. 15а и др.). Большинство современных исследователей отрицает авторство Иеремии, а некоторые даже считают книгу творчеством нескольких авторов, однако все согласны с тем, что она создана (в Иудее или Вавилонии) вскоре после разрушения Храма. Плачи по поводу национальных бедствий слагались на Ближнем Востоке с глубокой древности. Наиболее известны среди них шумерские (см. Месопотамия) плачи, описывающие разрушение городов (например, Ура) в выражениях, сходных с употребленными в Плаче Иеремии.
Время и место написания
Считалось, что она была написала вблизи Иерусалима около 607 г. до н. э.
Современная библеистика полагает, что книга была написана между 587 и 582 гг. Целый ряд признаков указывает на то, что Иеремия не мог быть её автором и его взгляды значительно отличаются от взглядов пророка.
- В Плаче звучит сожаление о том, что Израиль не получил помощи от Египта (4.19). Но пророк Иеремия был решительно против надежды на такую помощь (35.5-10).
- В Книге Плач с большим уважением говорится о царе Седекии и о надеждах, которые возлагались на его правление (4.20). Эти слова никак не могли исходить от Иеремии, который обличал этого царя.
- Изысканный стиль поэмы, написанной в виде алфавитного акростиха, говорит об авторе, писавшем в спокойной обстановке, в то время как последние годы жизни Иеремии прошли в других условиях.[1]
В то же время много тем и идей Плача Иеремии схожи с книгой пророка Иеремии, особенно это касается "автобиографической" третьей главы[2].
Краткое содержание книги
Эта книга представляет собой плачевную песнь, в которой выражается скорбь о бедствии, постигшем израильский народ в 586 году до н. э., когда вавилонский царь Навуходоно́сор разрушил Иерусалим.
Хотя нет четкого тематического разделения по главам, можно тем не менее выделить их доминирующие темы.
- В 1-й главе подчеркивается мотив одиночества Иерусалима (обитатели которого в изгнании, а союзники покинули его) и его вины перед Богом;
- во 2-й главе — воля Божья на разрушение города;
- Идейным центром книги является 3-я глава, в которой поэт размышляет о смысле страдания. Отчаяние (3:18) сменяется верой в милосердие Бога, которое не иссякает, а возобновляется ежедневно (3:21–23); Бог благоволит к тем, кто верит в Него и ищет Его, и потому следует смириться перед страданием и ждать избавления (3:25–30), ибо Бог не наказывает людей произвольно и в конце концов дарует прощение (3:31–36). Нет сомнения, что именно Он покарал Иерусалим, и потому страдающему не подобает обвинять в бедствиях слепую судьбу или злую волю врага, — подлинная причина бедствия коренится в собственных пороках потерпевшего (3:39). Поэтому поэт призывает задуматься о грехах и вернуться к Богу (3:40–41), честно признавшись в проступках (3:42). После этого автор возвращается к ламентациям (жалобам), с которых он начал, и обращается к Богу с мольбой об избавлении и отмщении (3:43–66).
- в 4-й главе — страдания жителей Иерусалима;
- в 5-й — отчаяние тех, кто пережил разрушение.
Художественные особенности
Первые четыре главы представляют собой алфавитные акростихи, причем глава 3 — тройной акростих, в котором на каждую букву начинается по три стиха. В главах 2–4 порядок букв необычен: буква פ; (пе) предшествует букве ע(аин). Глава 5, хотя и не является акростихом, содержит 22 стиха (как и главы 1, 2, 4), соответствующие числу букв еврейского алфавита. С жанровой точки зрения, Плач Иеремии обнаруживает близость к библейским ламентациям, погребальным плачам и другим литературным выражениям горя и печали.
Использование в еврейской традиции
Принято читать книгу Эйха вечером и утром Девятого ава - дня траура по разрушенному Храму.
Влияние Плача Иеремии
Литература
Плач Иеремии породил литературный термин «иеремиада» (ламентация, скорбная жалоба). Среди поэтов, вдохновленных этой библейской книгой, — поляк Ян Кохановский, автор эпической поэмы «Ламентации» (1580), испанец Франсиско Гомес де Кеведо-и-Виллегос, написавший «Слезы кастильского Иеремии» (1613), марран Пинту Делгаду Жуан, перу которого принадлежат «Жалобы пророка Иеремии» (1627), француз Ф.-Т. де Бакюляр д’Арно — автор религиозной поэмы «Плач Иеремии» (1722) и поляк Корнель Уейский, который в цикле стихотворений «Жалобы Иеремии» (1847) откликнулся на подавление Краковского восстания 1846 г.
Музыка
В музыке влияние Плача Иеремии было гораздо более заметным. В рукописной традиции григорианских псалмов зафиксировано несколько мелодических моделей для рецитации Плача Иеремии. Первая полифоническая аранжировка Плача Иеремии относится к 15 в. В 1454 г. Гийом Дюфэ написал четырехголосный мотет на падение Константинополя: литургическую мелодию на латинский текст Плача Иеремии ведет тенор, в то время как три других голоса поют французский текст о взятии Константинополя турками. Два собрания полифонических плачей, сложенных различными композиторами, были среди первых нотных книг, изданных печатно (1506), а к концу 16 в. было издано еще более десяти подобных собраний. В 17 в. и 18 в. практически все наиболее значительные композиторы писали ламентации (например, Д. П. Палестрина, У. Бёрд, М. А. Шарпантье, М. Р. де Лаланд, Ф. Куперен, И. С. Бах и др.). В 19 в. этот жанр был почти забыт, однако, в 20 в. ряд композиторов вновь обратились к нему: Э. Кшенек (1941/42), М. Розенталь (1942), Л. Бернстайн (1943), И. Стравинский (1958) и др.
Переводы
- Синодальный перевод
- И.М.Дьяконов, Л.Е.Коган, при участии Л.В.Маневича. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Плач Иеремии. Экклезиаст. Песнь Песней. // М.: РГГУ, 1998.
- Шимшон Мидбари, Мегиллот. Кетувим, "Мосад а-рав Кук".
- Р.Пятигорский, Книга Эйха и Кинот. Иерусалим: Авида.
- П.Полонский, М.Китросская. Дни траура. Иерусалим: Маханаим.
Примечания
Это незавершённая статья по библеистике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |