Финкель, Натан Цви
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Натан Цви бен Моше Финкель | |
Нота-Хирш Финкель | |
Файл:Alter of Slabodka.jpg | |
Род деятельности: |
раввин , основатель иешивы «Слободка», видный деятель движения «Мусар» |
---|---|
Дата рождения: |
1849 год |
Место рождения: |
Расейняй, Россия |
Дата смерти: |
1927 год |
Место смерти: |
Натан Цви Финкель (נתן צבי פינקל - Носон Цви, или Нота-Хирш Финкель; 1849, Расейняй, Российская Империя, ныне Литва — 1927, Иерусалим) — раввин, основатель иешивы «Слободка», видный деятель движения «Мусар», педагог, известен также как «ивр. סבה מסלובודקה» («дедушка из Слободки»).
Биография
Осиротел в раннем детстве и воспитывался в доме дяди в Вильне. Уже в 15 лет приобрел славу блестящего талмудиста. После женитьбы жил в доме тестя в местечке Кельмы Ковенской губернии.
Финкель отличался ораторскими способностями, и его приглашали в качестве маггида в окрестные местечки. В 1871 г. на одном из его выступлений в Россиенах присутствовал местный раввин Александр Моше Лапидот (1819–1906), один из ближайших последователей основателя движения Мусар раввина И. Салантера. Он рекомендовал Финкеля раввину С. З. Бройде (1824–98), известному как hа-Сабба ми-Кельм (Дедушка из Кельм), одному из руководителей движения Мусар. Под влиянием Бройды Финкель стал горячим приверженцем нового движения. Бройда основал в Кельме иешиву «Бет-Талмуд», впоследствии она стала ведущей иешивой движения Мусар в местечке Тробин (ныне Тробиня, Латвия). Финкель помогал Бройде руководить иешивой, однако вскоре между ними возникли разногласия относительно путей развития учения. Финкель придавал интеллектуальному постижению морали большее значение, чем его учитель. Финкель оставил Тробин и решил посвятить себя распространению учения Мусар и развитию системы преподавания Торы (Пятикнижия). Большинство из существовавших в то время в Восточной Европе иешив не имело четкой программы преподавания, кроме того, не оказывало помощи семейным ученикам, поэтому многие молодые люди были вынуждены оставлять учение сразу после женитьбы.
В Слободке раввин Финкель занимал должность машгиаха (специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного). Рабби Финкель проводил поиск перспективных учеников по всей Европе, особо одарёнными занимался лично, и даже размещал у себя в доме, как, например, будущего выдающегося раввина Иехиэля Яакова Вайнберга.[1]
Через одного из своих родственников Финкель познакомился с берлинским предпринимателем и филантропом О. Лехманом и убедил его выделить значительную сумму на нужды религиозного образования. На эти деньги Финкель организовал в 1880 г. в Ковне учебное заведение нового типа - колел был предназначен для способных женатых молодых людей, которые хотели углубить свои знания. Их принимали после вступительных экзаменов, и они получали ежемесячную стипендию. Первоначально колел не имел своего помещения и определенной программы, каждый из учеников занимался у себя дома или в Бет-Мидраше. Основной задачей обучения в колеле Финкель считал подготовку нового поколения раввинов, способных принять на себя духовное руководство общинами. Новая система обучения получила вскоре всеобщее признание в еврейском религиозном мире.
В 1881 г. Финкель издал под своей анонимной редакцией книгу «Эц при» («Плодоносное древо»), в которой были собраны выступления лидеров движения Мусар — раввина И. Салантера, раввина И. Э. Спектора, раввина А. М. Лапидота (см. выше) и раввина И. М. hа-Кохена. Это был один из первых сборников, в котором представлены основные направления этого учения. В предисловии Финкель выдвинул программу возрождения традиционного еврейского образования.
В 1881 г. Финкель основал иешиву в Тельшяе, а в 1882 г. — в пригороде Ковны Слободка (см. Слободская иешива). Иешива «Кнесет-Исраэль», духовным руководителем которой Финкель был до конца жизни, вскоре стала одной из крупнейших и наиболее значительных в мире. Финкель приглашал в иешиву раввинов, имевших репутацию крупнейших галахических (см. Галаха) авторитетов. Он отказывался получать плату за свою деятельность и жил за счет доходов от торговли, которую вела его жена.
В движении «мусар» были разные направления. В иешиве в Наваградаке (Новардок), например, всё время проповедывали ничтожество человека, в то время как в Слободке царило более оптимистическое учение Финкеля, где большую роль играло понятие о достоинстве и величии Человека. Финкель стремился к тому, чтобы иешиботники пользовались уважением, чтобы они были хорошо одеты по текущей буржуазной моде, придавалось значение личной гигиене.[1]
Система «мусар» подразумевала большую самоотдачу учеников, их сосредоточение на Торе и изоляция от посторонних влияний. В иешиве бытовало мнение, что администрация осуществляет надзор за учениками, в частности через агентов в их собственной среде. Финкель использовал дифференцированную стипендию с предпочтением к более верным последователям его движения.[1]
Но и в «Слободки» были противники «мусара», что привело в 1897 году к расколу, Финкель основал отделение Слободской иешивы в Слуцке (при поддержке сына, см. Э. Финкель), а затем отделения и независимые иешивы в Брянске, Лодзи, Шклове, Гродно и других городах. С начала Первой мировой войны Финкель переехал вместе с иешивой в Минск, в 1916 г. — в Кременчуг, в 1920 г. вернулся в Ковно. В 1921 г. восстановил в Слободке колел: студенты должны были заниматься не менее пяти лет по единой программе и в отдельном помещении.
В 1924 г. правительство Литвы лишило студентов еврейских религиозных учебных заведений, в которых не изучался литовский язык и предметы гимназического курса, права на освобождение от армейской службы. Финкель решил перевести часть иешивы в Эрец-Исраэль, в Хеврон, и в 1925 г. сам переехал туда. Продолжал руководить иешивой, невзирая на преклонный возраст, и занял видное положение в жизни общины Хеврона.
Финкель скончался в Иерусалиме в 1927 году, и не увидел уже печально известный погром 1929 года в Хевроне, после которого иешива переехала в Иерусалим. Один из сыновей — Моше Финкель умер в Палестине при жизни отца в 1925 году, другой сын, Шмуэль руководил иешивой в Гродно
Финкель не оставил после себя печатных трудов (кроме предисловия к сборнику «Эц при»). Его беседы, записанные учениками, были изданы под названием «Ор hа-цафун» («Скрытый свет», 1928–29 гг. и 1959–68 гг.), «Твуна» («Разумение», 1928), «Орот» («Свет», 1939), «Сихот hа-Сабба ми-Слободка» («Беседы Дедушки из Слободки», 1955).
В иешивах, которые основал и которыми руководил Финкель, получили образование тысячи учеников, многие из них стали выдающимися раввинами, руководителями иешив и общественными деятелями. В настоящее время значительная часть так называемых литовских иешив в Израиле принадлежит к направлению, основанному Финкелем.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Marc B. Shapiro. Early Life // Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy: The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg, 1884–1966. — London; Portland, Or.: Littman Library of Jewish Civilization., 1999. — P. 5-10. — 288 p. — ISBN 1-874774-52-8. [— ISBN 978-1-874774-91-4 (2nd ed., 2002).] — (англ.) Между миром иешив и современной ортодоксией. Жизнь и труды рабби Иехиэля Якоба Вайнберга, 1884–1966
Ссылки
- Соколов, Нахум в «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Эфрона.
- Marc B. Shapiro Между Иешивой и современным миром. Жизнь и труды рабби Иехиэля Яакова Вайнберга. 1884-1966. = Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy. The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg. 1884-1966. — London. Portland, Oregon.: The Littman library of Jewish Civilization, 1999. — 283 с. — ISBN 1-874774-52-8
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФИНКЕЛЬ Натан Цви бен Моше в ЭЕЭ
Время деятельности Финкель, Натан Цви в истории иудаизма |
---|