Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: |
|
Гидъо́н (Иерубаал; в русской традиции Гедео́н, Иероваал גִּדְעוֹן) — герой ТаНаХа, сын Иоаша из колена Менашше; один из |Судей Израилевых (Суд. 6:11–8:32).
Жизнеописание
Построил в своем родном городе Офре жертвенник Богу Израиля и разрушил жертвенник местного Ваала (см. Ваала культ), после чего получил имя Иерубаал — «пусть Ваал [сам] судится [с ним]» (Суд. 6:32).
В то время, пользуясь нравственным упадком и политической раздробленностью евреев, мадианитяне и другие «сыны Востока» предпринимали против них нашествия из года в год, потравляя засеянные поля, угоняя скот и расхищая всякое достояние. Угнетение продолжалось семь лет, и только тогда, когда народ отчаялся в своём избавлении, явился Гидъон. Два старших брата его погибли в борьбе с врагами Израиля.
Гидъон выступил во главе колен Менаше, Ашера, Звулуна и Нафтали против мидианитов и их союзников амалекитян и «сынов Востока» — заиорданских кочевников, опустошавших земледельческие области к западу от Иордана. Из тридцати тысяч человек, находившихся в его распоряжении, Гидъон отобрал отряд в триста воинов, выдержавших особое испытание, и при помощи тактической уловки обратил в бегство большое войско мидианитов. Окончательно разбив мидианитов на левобережье Иордана, Гидон заставил их отступить вглубь пустыни (Суд. 7). Его победа долго сохранялась в народной памяти (Ис. 9:3; 10:26; Пс. 83:10).
В истории Израиля между завоеванием Ханаана и возникновением Израильского царства Гидон занимает особое положение. После победы над мидианитами он, очевидно, пользовался весьма широкими политическими полномочиями и имел особый статус; иш-Исраэль (`муж Израиля`, — по-видимому, ополчение, возглавляемое Гидъоном) предлагали ему стать их правителем и основать династию, от чего он, однако, отказался, заявив, что властелином Израиля должен быть только Бог (Суд. 8:22–23). Ответ Гидъона отражает характерный для эпохи Судей взгляд на израильские племена как на непосредственно подвластные Богу. Однако само предложение Гидъону о принятии власти и узурпация ее Авимелехом указывают на наличие в этот период тенденции перехода к стабильной государственной системе правления в форме наследственной монархии. Выражением активного противостояния этой тенденции явились обличения, с которыми Иотам, младший сын Гидъона, обратился к жителям Шхема, упрекая их в измене памяти отца и в подчинении Авимелеху, «сыну рабыни», ставшему их царем (Суд. 9:7–20).
Сам Гидъон дожил до глубокой старости, оставив от своих многих жён 70 сыновей.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГИДОН в ЭЕЭ
См. также
Примечания
Источники
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГИДОН в ЭЕЭ