История евреев в Британии в XI-XIII веках
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
24/11/2010 | |
Содержание |
Возникновение еврейской общины
Евреи поселились в Великобритании позже, чем в большинстве других европейских стран. Они прибыли сюда, по-видимому, в XI в., главным образом из Северной Франции. Ядро общины составили евреи из Руана, присланные в Англию Вильгельмом Завоевателем.[1]
Небольшое число евреев прибыло из Германии, Италии и Испании, а один или два — из России и мусульманских стран. В течение жизни одного поколения евреи образовали общины в Лондоне, Йорке, Бристоле, Кентерберри и других больших городах. Они жили, как правило, в отдельных кварталах. Тем не менее, до 1177 года только одно еврейское кладбище было основано в Лондоне.
Евреи в Англии занимались почти исключительно финансовой деятельностью. В хрониках под 1170 годом есть запись о наложении штрафа в 100 фунтов на глостерского еврея Джосце (Josce)[2] за то, что одолжил денег графу Пемброку на поход в Ирландию, предпринятый им вопреки запрету короля.[3]
К середине XII в. в большинстве крупных английских городов существовали еврейские общины. К этому же веку относятся первые проявления антисемитизма в Великобритании.
Начало притеснений
В 1130 евреи были оштрафованы на 2000 фунтов по обвинению, что они убили больного. Первое упоминание евреев в Оксфорде - с 1141 года, когда они были пойманы на вмешательстве в политические распри двух сторон войны за престол.
Первый известный случай кровавого навета произошел в 1144 гг. в Норвиче. Христиане напали на еврейский квартал. Несмотря на протесты папы Иннокентия IV о нелепости этих обвинений, образ еврея-убийцы, норовящего обидеть христиан укоренился в общественном сознании. Эти обвинения были повторены в Глостере (в 1168), Бери Сент-Эдмундс (1181), Бристоле (до 1183) и Винчестере (1192).
Несмотря на усиление антисемитских тенденций, еврейское население Англии продолжало увеличиваться. Учитывая важную роль, которую играли евреи в экономической жизни страны, некоторые короли предоставляли евреям защиту (хотя далеко не всегда действенную) от черни и феодалов. Евреи и их имущество были объявлены собственностью короля. Король Генри I (1100-1135) предоставил евреям хартию свобод.
Сведения о евреях из Шотландии
Единственным средневековым упоминанием о евреях в Шотландии был запрет в 1190 году епископа Глазго церковникам "уступать их бенефиции за деньги, взятые взаймы у евреев".[4] Евреи в данном контексте могли быть жителями Англии или беженцами из Англии от гонений.
Погромы конца XII века
Относительно спокойное существование евреев Великобритании пришло к концу в начале правления Ричарда I ("Львиное сердце"). Он отказался допустить евреев на свою коронацию. Во время этой коронации еврейский квартал в Лондоне был разграблен и многие евреи убиты (сентябрь 1189 г.). Только через сутки после начала погрома король приказал защитить еврейский квартал.
Весной следующего года, когда король ушёл в крестовый поход, волна еврейских погромов прокатилась по всей стране. В Йорке почти все евреи во главе с Иом Тов бен Ицхаком из Жуаньи покончили с собой, а остальные были уничтожены погромщиками (16–17 марта 1190 г.).
Когда Ричард вернулся в Англию, он был зол на потерю своего главного финансового источника. Он ввел систему регистрации в двух экземплярах всех ссуд, выданных евреями, чтобы гарантировать налоги, которые он получал от них. В 1194 году он основал Реестр евреев, каталог всех еврейских холдингов в Англии. Корона могла в результате этого произвольно собирать налоги с еврейские доходов.
Евреи были вынуждены реагировать на эту эксплуатацию, взимая более высокие процентные ставки, тем самым увеличивая свою непопулярность среди христианских заёмщиков. Преемники Ричарда I продолжали взимать налоги с евреев всеми возможными способами. Оплата вытягивалась через лишения свободы, конфискации имущества, пытки и похищения женщин и детей.
Притеснения XIII века
В 1217 году английских евреев заставили носить желтые знаки в виде двух каменных скрижалей, помечавшие их как евреев. С самого начала правления Генриха III в 1232 году жизнь пошла под гору для евреев. К середине тринадцатого века более чем одна треть распространяемых в Англии монет находилась под контролем нескольких сотен евреев, принуждаемых королём взимать на них несуразные ставки налогообложения и создавать необузданный антисемитизм.
В 1232 году король конфисковали недавно построенную в Лондоне синагогу, а в 1253 году был издан указ, запрещающий евреям жить в городах, где не была создана еврейская община.
В 1255 году произошёл ещё один кровавый навет. Христианский мальчик Хью Линкольна гонял мяч, упал и утонул в еврейской выгребной яме. Его тело было найдено 26 дней спустя, когда большая еврейская община собрались в Линкольн для свадьбы видных раввинов. Некоторые христиане заявили, что мальчик был убит в виде ритуала, и 100 евреев были казнены.
Церковные постановления, направленные против евреев, применялись в Англии очень сурово. Условия стали так плохи в 1255 году, что евреи попросили королевского разрешения уйти, однако их просьба была отклонена Генри III, который считал евреев королевской собственностью.
Во время так называемой Баронской войны (1263–67) еврейские общины были ограблены, многие евреи убиты.
В 1265 году корона начала занимать деньги у итальянских банкиров, сводя к минимуму свою зависимость от еврейских финансовых услуг. В 1269 корона ввела новые ограничения прав евреев. Евреям было запрещено владение землей, и еврейские дети не могли наследовать деньги их родителей. Когда еврей умирал, его деньги доставались властям.
В 1275 году королева Элеонора выслала евреев Кембриджа в близлежащие Норидж. Также в 1275 году Эдуард I издал закон, запрещающий евреям Англии давать взаймы деньги под проценты. Им было разрешено зарабатывать себе на жизнь, как торговцы и фермеры, но они не имели права на членство в гильдии ремесленников или владение фермой.
Евреи стали бедными, и король уже не мог собирать с них налоги. В 1278 году многие из них были арестованы и повешены за то, что тайно продолжали давать свои деньги в кредит.
Изгнание
18 июля 1290 г. Эдуард I издал указ об изгнании евреев из Великобритании. Большинство евреев-беженцев направилось во Францию, Фландрию и Германию. Число евреев в Великобритании до этого изгнания, по-видимому, не превышало четырех тысяч. Изгнание евреев из Великобритании, первое в истории средневековых изгнаний, было осуществлено более основательно, чем в какой-либо другой стране Европы.
Попытки возвращения
В конце 1309 некий Магистр Элиас, врач или раввин получил охранную грамоту от Эдуарда II, чтобы приехать в Англию для лечения ("по некоторым вопросам, связанным с нами"). Он приехал с пятью товарищами в течение следующего лета. Хотя он мог прийбыть в профессиональном качестве, считалось, что его целью было получить разрешение для своих единоверцев на возвращение в Англию. Он, видимо, не имел в этом какого-либо успеха.
Существует, однако, повсеместные упоминания как в еврейских, так и нееврейских источниках о втором изгнании при Эдуарде III (год, указанный в еврейской летописи, соответствует 1358). Возможно, что несколько тайных поселенцев были изгнаны в то время.
Эпизодические визиты евреев
В 1318 году рыцарь-госпитальер привёз с собой из Святой Земли еврея по имени Исаак, которого он отпустил за выкуп.
В 1376 году в палате общин была жалоба, что ломбардские (т.е. итальянские) ростовщики укрывали евреев и сарацин в своей среде. Хотя и религиозной терпимости не было заметно в итальянских торговых центрах в этот период, возможно, были определенные основания для такого утверждения.
В 1409 году Ричард Уиттингтон, мэр Лондона, получил разрешение пригласить в Лондон для лечения его жены еврейского врача, мастера Самсона де Мирабо.
В 1410 году больной Генрих IV вызвал из Италии Элиаса Сабо (Элияhу Беер бен Шабтай из Болоньи, впоследствии врач папы Мартина V и Евгения IV), который был уполномочен заниматься врачебной практикой в любой части страны, и привёз с собой десятерых спутников (достаточно для формирования миньяна).
В 1421 итальянский еврей - аптекарь по имени Иов был найден в стране со своим сыном, и оба были вынуждены принять крещение.
Первый возврат
Первые свидетельства о евреях в тюдоровской Англии после высылки относятся к 1494 году. Это были марраны, прибывшие в страну как испанские купцы и создавшие тайную общину.
Источники
- Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 628–634+262–267
- Cecil Roth. A History of the Jews in England
- Чарлз Диккенс. История Англии для юных. Издательство Независимая газета, Москва, 2001.
- Shira Schoenberg. "England" in Jewish Virtual Library
Примечания
- ↑ Голб Норманн. Значение древнееврейских рукописей для исторических исследований, в особенности, истории хазар. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 497
- ↑ Michael Frassetto Christian attitudes toward the Jews in the Middle Ages. — CRC Press,, 2006. — С. 178. — ISBN 978-0-415-97827-9
- ↑ Статья "History of the Jews in Ireland" в английском разделе Википедии
- ↑ Scotland. jewishvirtuallibrary.