Хирбет-Кияфа
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
19.06.2012 | |
Археологический объект
|
Хирбет-Кияфа (крепость Эла) - остатки древнего города с видом на долину Эла.[1]
Руины крепости были обнаружены в 2007 году,[2] около Израильского города Бейт-Шемеш в 35 км от Иерусалима.[3]
Он охватывает почти 2.5 гектара и окружен 700-метровой городской стеной, построенной из камней весом до восьми тонн.[4]
Rрепостm расположенf на ключевой позиции в Иудейском царстве по главной дороге от Филистии и прибрежной равнины Шфела в страну восточных холмов. Археологи предполагают, что это, возможно, был библейский город Шаараим или Нетаим.[5]
Содержание |
Имя
Смысл арабское название места, Хирбет-Кияфа, остается неопределенным. Ученые предполагают, что это может означать "Место с широким обзором".[6] Местные бедуины называют это место Хирбет Дауд, или гибель Давида.[7] Современное еврейское название, крепость Элы происходит от местоположения участка на северном берегу ручья Нахаль Эла, одного из шести ручейков, которые вытекают из Иудейских гор на прибрежную равнину.[6]
География
Крепость Элы находится внутри протянувшейся с севера на юг гряды холмов, отделяя Филистию и Гат и на западе от Иудеи на востоке. Хребет также включает в себя место, в настоящее время определённое как Тель-Азека.[8] После этого хребта есть серия последовательных долин между двумя параллельными группами холмов. Тель Сохо лежит на южном гребне с Тель-Адуллам за ним. Крепость Элы расположена на северном хребте, с видом на несколько долин с четким видом на Иудейские горы. За ней на северо-востоке Тель-Ярмут. По данным топографии, археологи считают, что это было место городов Адуллам, Сохо, Азек и Ярмут, упомянутых в Книге Йеhошуа бен Нуна (Й|15:35).[8] Эти долины образует граница между Филистией и Иудеей.
История места и раскопок
Хирбет-Кияфа был обследован в 1860 году Виктором Гереном, который сообщили о наличии деревни на вершине холма. В 1875 году британские путешественники обнаружили лишь кучи камней. В 1932 году Димитрий Барамки сообщил об остатках преобразования сторожевой башни площадью 35 кв.м, связанной с Хирбет Кулейдия (Хорват Колад) в 200 м к востоку.[6] Место оставалось в забвении в XX веке и не упоминалось ведущими учеными.[2] Йеhуда Даган проводиля более интенсивные исследования в 1990-х годов и документировал видимые остатки сооружений.[6] Объект возбудил интерес к себе в 2005 году, когда Саар Ганор обнаружил впечатляющее сооружение железного века под развалинами.[2]
Раскопки в Хирбет-Кияфа начались в 2007 году под руководством Йосефа Гарфинкеля из Еврейского университета и Саара Ганора из Управления древностей Израиля, и продолжились в 2008 году.[9] Площадка почти в 600 кв.м города в слое железного века II была расчищена. На основе стилей керамики и двух сожженные оливковых пней, проверенных на углерод-14 в Оксфордском университете, Гарфинкель и Ганор датировали объект 1050-970 г. до н.э.,[2] однако Исраэль Финкельштейн считает, что датировка должна быть между 1050 и 915 г. до н.э.[10]
Первые раскопки Ганора и Гарфинкеля проводились с 12 до 26 августа 2007 от имени Института археологии Еврейского университета в Иерусалиме. В своем предварительном докладе на ежегодной конференции американской школы восточных исследований (ASOR) 15 ноября, они представили теорию, что объект был библейский Азеком, который до этого связывали исключительно с Тель Закария.[11] В 2008 году после открытия вторых ворот, они определили объект как библейский Шаараим («двое ворот» на иврите).[2]
Датировка
Публикуя предварительные результаты раскопок в 2010 и 2011 годах в Хирбет-Кияфа, Управление древностей Израиля заявило: ". Раскопки в Хирбет-Кияфа ясно показывают городское общество, которое существовало в Иудее уже в конце одиннадцатого века до н.э. Больше невозможно утверждать, что Иудейское царство развилось только в конце восьмого века до нашей эры или в какой-то другой более поздний срок".[12]
Открытия в Хирбет-Кияфа являются существенными для споров о достоверности библейского Единого царства в начале железного века II. В связи с отсутствием археологических находок, которые могли бы подтвердить утверждения о существовании великолепного библейские царства, различные ученые выдвинули мнение, что царство было не более чем небольшой племенной организацией. Гарфинкель сказал в 2010 году, что дискуссия не может "быть завершена раскопками Хирбет-Кияфа", но он считает, что "уже сейчас ясно, однако, то, что Иудейское царство существовало уже в качестве централизованной государства в десятом веке до нашей эры".[13][14][15]
Определение
В 2010 году Гершон Галиль из Хайфского университета определил Хирбет-Кияфа как "Нетаим" из 1-й книги Шмуэля (Шм. 1|4:23), благодаря её близости к Хирбет Джудрайяте (библейская Гедера). Жители обоих городов, как утверждается, были "гончарами" и "на службе у царя" - описание, которое согласуется с археологическими находками на этом объекте.[16]
Йеhуда Даган из Управления древностей Израиля также не согласен с определением объекта как Шаараим. Даган считает, что древние филистимляне отступали там после своего поражения в битве в долине Эла (Шм. 1|17:52), что скорее отождествляет Шаараим с остатками Хирбет-эш-Шари. Даган предполагает, что Хирбет-Кияфа отождествляется с библейским Адифаим (Й|15:36).[6]
Укрепления в Хирбет-Кияфа предшествовали построенным в тот же период Лахишу, Беэр-Шеве, Араду и Тимне. Все эти объекты содержали керамику раннего железного века II. Параллельная долина на севере, указанная в Книге Шмуэль 1, проходит от филистимского города Экрон до Тель-Бейт-Шемеш. Городские ворота крепости Эла обращены на запад и имеют спуск к дороге, ведущей к морю, и поэтому названы "Гатские ворота" или "Морские ворота". Участок площадью 23 дунама (2.3 га) на объекте окружен казематами, стенами и фортификационными сооружениями.[14] Верхний горизонт крепости показывает, что укрепления были возведены в эллинистичкский период.[8]
Гарфинкель полагает, что Хирбет-Кияфа была иудейским городом с населением 500-600 человек во время правления Давида и Соломона.[17][18][14] на основе керамики находится в Хирбет-Кияфа и Гате, археологи считают, что эти объекты принадлежали двум разным этническим группам.
"По находкам до сих пор не установлено, кто были жители", говорит Арен Майер, археолог из университета Бар-Илан, ведущий раскопки в Гате. "Это может стать более ясным, если, например, будут найдены свидетельства о местном рационе питания. Раскопки показали, что филистимляне ели собак и свиней, в то время как израильтяне этого не делали. Характер керамических черепков, найденных на объекте, позволяет предположить, что жители могли быть не израильтянами и не филистимлянами, людьми из какого-то третьего, забытого народа".[19]
Доказательства того, что город был не филистимский приходит из частных домов, которые примыкают к городской стене - порядок, который не был принят в филистимских городах.[20] Доказательством также является оборудование для выпечки лепешек и сотни костей коз, крупного рогатого скота, овец и рыбы. Примечательно, что ни одной свиной кости не было обнаружено - следует предположить, что город был не филистимский.[20][21] Надав Неэман из Тель-Авивского университета, тем не менее, отждествляет его с филистимским Гатом, ссылаясь на необходимость дальнейших раскопок, а также данные из Бейт-Шемеша, жители которого также избегали употребления в пищу свинины, но были связаны с Экроном.[22]
Следует предположить, что расшифровка в 2012 году древнееврейского текста на остраконе (см. ниже) закрыла эту дискуссию.
Археологические находки
Объект состоит из нижнего города площадью около 10 га и верхнего города площадью около 3 га, окруженного массивной оборонительной стеной от 2 до 4 м в высоту. Стены построены в том же порядке, что и стены Хацора и Гезера, образуя казематы (пару стен с камерой между ними).[20] В центре верхнего города большой прямоугольный корпус с просторными комнатами на южной стороне, эквивалентный аналогичным корпусам, найденным в царских городах, таких как самария, Лахиш и Рамат Рахель. На южном склоне, за городом, есть скальные гробницы железного века.
Поселение имеет "характерную городскую планировку Иудейского царства, которая также известна по другим поселениям, например, Бейт-Шемешу, Тель эн-Насбех, Тель Бейт Mисрим и Беэр-Шеве. Казематные стены были построена во всех этих местах и городских домах, которые использовали находящиеся рядом казематы, как ещё одну жилую комнату. Эта модель не известно ни в одном из городов Ханаана, филистимлян или Израильского царства".[23]
Город массивно укреплён, "включая использование камней весом до восьми тонн каждый".[23]
"500 изготовленных кувшинов, несущих один и тот же отпечаток пальца, а иногда две или три, были найдены там. Маркировка гончарных изделий рукой характерна для Иудейского царства и, кажется, эта практика уже началась в начале Железного века IIA".[23]
Площадка "А" размером 5х5 метров состоит из двух основных слоев: эллинистического периодасверху, и периода железного века-II ниже. Площадка "B" состоит из четырех квадратов, примерно 2,5 метра от дневной поверхности, и также состоит из слоев эллинистического и железного века.[24] Поиски на поверхности также принесли черепки из эпохи ранней и средней бронзы, а также из персидского, римского, византийского, раннего исламского, мамелюкского и оттоманского периодов.[6]
Эллинистическая (верхняя) часть стены была построена из небольших камней поверх нижней части - стены железного века-II, состоящей из больших валунов, казематной конструкции. Часть структуры, определенной как городские ворота, была раскопана, и некоторые из камней на стыке стены с этими воротами весят приблизительно от 3 до 5 тонн.[24] Нижняя фаза была построена из особо крупных камней, 1-3 метров в длину, а самый тяжелый из них весит 3-5 тонны. Поверх этих камней тонкая стенка, около 1.5 метра толщиной из валунов малого и среднего размера. Эти два яруса укрепления поднялись на высоту 2-3 метров и протянулись на большое расстояние, что свидетельствует о больших усилий, которые были вложены в укрепление места.[24]
Надпись из Хирбет-Кияфа
Остракон размером 15х16.5 см, трапециевидной формы - керамический черепок с пятью строками текста,[25] был обнаружен во время раскопок на площадке в 2008 году.[25]
Хотя надписи на остраконе плохо сохранились и их трудно читать, Эмиль Пуэ из Французской школы библейской и другой археологии предположил, что написано следующее:
- Не угнетай, и служи Богу ... ограбил его / ее
- Судьи и плакавшая вдова; он имел силу
- за пришельца и ребенка, он уничтожил их вместе
- Мужчины и вожди/командиры учредили царя
- Он отметил 60 [?] слуг среди общин / поселений / поколений [?]
и понимает остракон как написанную на месте копию сообщения из столицы, информировавшего местное должностное лицо о восхождения Саула на трон.[26]
Гершон Галиль из Хайфского университета предложил следующий перевод:
- Вы не будете делать [это], но поклоняйтесь (богу) ["Эль"]
- Судья ра[ба] и вдо[вы] / Судья orph[an] [?]
- [и] пришелец. [Р] EAD для ребенка / выступаем за Ро [или и]
- вдова. Восстанови [бедного] руками царя
- Защити бед[няка и] раба / [поддер]жи пришельца.[25]
10 января 2010 года Хайфский университет выпустил пресс-релиз о том, что текст представляет собой социальное заявление, касающееся рабов, вдов и сирот. В соответствии с документом: "Он использует глаголы, которые были характерны для иврита, такие как` "аса" («сделал») и "авад" («работал»), которые редко используются в других языках региона. Определенные слова, которые появляются в тексте, такие как "альмана" («вдова») являются специфическими для иврита и пишутся по-другому в других местных языках.
Сам контекст также незнаком всем культурам региона, кроме еврейского общества: данная надпись обеспечивает социальные элементы, аналогичные тем, которые содержатся в библейских пророчествах и сильно отличные от пророчеств, написанных другими культурами, постулирующих прославление богов и заботу о своих физических потребностях».[25][27]
См. также
- Библейская археология
- Библейский минимализм
- Археология
- Хирба
Источники
Хирбет-Кияфа на Викискладе? |
- Статья "Khirbet Qeiyafa" в английском разделе Википедии
- Ancient Inscription Refers to Birth of Israelite Monarchy By Gerard Leval
- AFOB (Archaeological Fieldwork Opportunities Bulletin) Online Listing for Khirbet Qeiyafa
- Страница экспедиции на сайте Еврейского университета в Иерусалиме
- Археологи рассказали о сенсационных находках эпохи Саула и Давида в Хирбет Кейафа
- Немецкие ученые расшифровали самую древнюю надпись на иврите
Примечания
- ↑ Rabinovitch, Ari Archaeologists report finding oldest Hebrew text. Reuters (October 30, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Yosef Garfinkel, Saar Ganor Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa (англ.) // The Journal of Hebrew Scriptures : pdf. — 2008. — № 8. — ISSN 1203-1542.
- ↑ Chris Catling Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa (англ.) // Current World Archaeology. — 2011. — Т. 33. — С. 8.
- ↑ Kalman, Matthew 'Proof' David slew Goliath found as Israeli archaeologists unearth 'oldest ever Hebrew text'. Daily Mail (October 31, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
- ↑ Khirbet Qeiyafa Identified as Biblical 'Neta'im'. Science Daily. Проверено 26 марта 2011.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Yehuda Dagan Khirbet Qeiyafa in the Judean Shephelah: Some Considerations (англ.) // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University : pdf. — 2009. — Т. 36. — № 3. — С. 68–81.
- ↑ Site names for Elah Fortress. Foundation Stone. Проверено 16 ноября 2011.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Selavan, Barnea Levi Elah Fortress – A short history of the site. Foundation Stone (August 2008). Проверено 5 ноября 2011.
- ↑ Khirbet Qeiyafa Archaeological Project. Hebrew University of Jerusalem. Проверено 5 ноября 2011.
- ↑ Israel Finkelstein, Eli Piasetzky Khirbet Qeiyafa: Absolute Chronology (англ.) // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University : pdf. — 2010. — Т. 37. — № 1. — С. 84–88. — ISSN 1203-1542. — DOI:10.1179/033443510x12632070179621
- ↑ ASOR 2007 Conference abstracts. Boston University.
- ↑ http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989
- ↑ "Archaeology: What an Ancient Hebrew Note Might Mean", Govier, Gordon, Christianity Today 1/18/2010
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Shtull, Asaf The Keys to the Kingdom, Haaretz. Haaretz (21 July 1993). Проверено 14 июля 2011.
- ↑ Yosef Garfinkel The Birth & Death of Biblical Minimalism (англ.) // Biblical Archaeology Review. — 2011. — Т. 37. — № 3.
- ↑ Khirbet Qeiyafa identified as biblical "Neta’im". University of Haifa (March 4, 2010). Проверено 14 июля 2011.
- ↑ Ethan Bronner. Find of Ancient City Could Alter Notions of Biblical David, New York Times (2008-10-29). Проверено 5 ноября 2008.
- ↑ Have Israeli archaeologists found world's oldest Hebrew inscription? (October 30, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
- ↑ Friedman, Matti. Israeli Archaeologists Find Ancient Text (October 30, 2008).
- ↑ 20,0 20,1 20,2 Draper, Robert David and Solomon. National Geographic (December 2010). Проверено 14 июля 2011.
- ↑ Garfinkel, Yosef Khirbet Qeiyafa after Four Seasons of Excavations (2010). Проверено 5 ноября 2011.
- ↑ Nadav Na'aman In search of the ancient name of Khirbet Qeiyafa (англ.) // The Journal of Hebrew Scriptures : pdf. — 2008. — Т. 36. — ISSN 1203-1542.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 Hadashot archeologiot
- ↑ 24,0 24,1 24,2 Horvat Qeiyafa: The Fortification of the Border of the Kingdom of Judah. Israel Antiquities Authority. Проверено 5 ноября 2011.
- ↑ 25,0 25,1 25,2 25,3 Most ancient Hebrew biblical inscription deciphered. University of Haifa (January 10, 2010). Проверено 5 ноября 2011.
- ↑ Ancient Inscription Refers to Birth of Israelite Monarchy By Gerard Leval
- ↑ Qeiyafa Ostracon Chronicle. Khirbet Qeiyafa Archaeological Project. Проверено 5 ноября 2011.