Клецк (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Клецк, город в Белоруссии (с 1940 г.), районный центр Минской области Беларуси. С 1142 г. находился в составе Великого княжества Литовского, с 1569 г. — Речи Посполитой, с 1793 г. — в составе Российской империи.
Содержание |
Первые упоминания
Евреи, поселились в Клецке в начале 16 в. В послании властей Великого княжества Литовского 1529 г. Клецк упоминается в числе других населенных пунктов, где существуют еврейские общины, которые должны платить налоги в княжескую казну.
Семнадцатый век
По постановлению Литовского ваада 1623 г. клецкий кагал вошел в состав пинского (см. Пинск) кагального округа.
Восемнадцатый век
В 1766 г. в клецком кагале проживало 29 плательщиков подушной подати. В начале 18 в. в Клецке был построен бет-мидраш, в 1796 г. при помощи владельцев Клецка князей Радзивиллов была построена главная синагога.
Девятнадцатый век
В 1847 г. еврейское население Клецка составляло 2138 человек, в 1897 г. — 3415 (72,9% от населения).
До 1762 г. главным раввином Клецка был Михаэль Эйзенштадт, в 1762–95 гг. его сын — Моше Эйзенштадт, в 1860-х гг. — Элиэзер-Залман Граевский, с 1876 г. — Элиэзер Страшун.
Двадцатый век
В начале 20 в. в Клецке действовали: Общество пособия бедным евреям, мужское частное еврейское училище, три синагоги.
Основным занятием евреев Клецка во второй половине 19 в. – начале 20 в. была торговля (крупным рогатым скотом и прочим) и ремесла, в том числе изготовление роговых гребней.
В 1920–39 гг. Клецк находился в составе Польши. В 1921 г. в городе проживали около шести тысяч евреев.
В 1920–1930-е гг. в Клецке действовали различные еврейские политические партии и движения, талмуд-тора, женская религиозная школа «Бнот Яаков», школа сети Тарбут с преподаванием на иврите, иешива «Эц Хаим», которую возглавлял раввин А. Котляр (1892–1962), в 1931 г. в ней обучались 270 человек.
После присоединения Клецка к Советскому Союзу была прекращена деятельность всех еврейских политических партий и общественных движений, закрыты все еврейские учебные заведения. А. Котляр с большой группой учеников бежал в Вильно (см. Вильнюс), где они получили транзитные визы у японского консула в Каунасе С. Сугихара (см. Япония) и смогли через территорию Советского Союза выехать в Японию, а в дальнейшем в США, где А. Котляр основал иешиву (в Лейквуде).
Немецкая оккупация
27 июня 1941 г. германские войска оккупировали Клецк. Лишь немногим евреям удалось бежать из города. Для евреев были введены многочисленные ограничения, в том числе ношение отличительного знака.
Сразу после начала немецкой оккупации еврейские общественные деятели организовали Еврейский комитет взаимопомощи, который вскоре по распоряжению оккупационных властей был преобразован в юденрат.
30 октября 1941 г. на рыночной площади было собрано все еврейское население города. Немцы отобрали специалистов, рабочих и членов их семей, а остальных — около 3500 человек — отвели к заранее вырытым ямам и расстреляли. Оставшиеся в живых были заключены в гетто.
В декабре 1941 г. были расстреляны председатель и члены юденрата, которых обвинили в том, что они пытались достать для жителей гетто продовольствие сверх установленной властями нормы.
В гетто действовало движение Сопротивления. Узники заранее узнали о планах властей ликвидировать гетто. Под руководством М. Фишера евреи начали готовиться к восстанию. На втором этаже синагоги был установлен пулемет. У подпольщиков на вооружении находились две винтовки, восемь пистолетов и десять гранат.
21 июля 1942 г. подразделения белорусской полиции под командованием немецких офицеров вошли в гетто. Они встретили ожесточенное сопротивление, три немецких офицера и четыре белорусских полицейских были убиты. Евреи подожгли гетто, и нескольким десяткам человек удалось прорваться сквозь заграждения и уйти в леса, остальные обитатели гетто были уничтожены. Часть бежавших вступила в партизанскую бригаду под командованием генерала Ф. Капусты.
Послевоенный период
После 1945 г. в Клецке проживали несколько евреев.