Еврейская история
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная исправленная статья | |
Шломо Коль-Яаков
|
|
23/12/2010 | |
Часть серии статей об |
Хронология еврейской истории |
В странах ислама |
Авраам · Исаак · Иаков |
|
История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв. |
Новое время (XVI—XVIII вв.)
Евреи в Польше и России |
Новейшее время (XIX—XX вв.)
|
Категории: |
История еврейского народа |
Уникальность еврейской истории
Еврейское самосознание является уникальным сочетанием этнического, религиозного и этического элементов, и нельзя игнорировать ни один из них.
Историческая память в коллективном еврейском сознании
Коллективная память еврейского народа выражена в письменных источниках, составленных древними поколениями. Это ТаНаХ, Талмуд, агадическая литература, мистические, философские и галахические произведения Средних веков, еврейская литература Нового времени. Эта национальная память поддерживается еврейским образом жизни, освежается годичным циклом еврейских праздников, и побуждает каждое новое поколение пережить сопричастность с народным прошлым.
Как сказано в hагаде: «В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта, ибо сказано: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Господь при исходе моем из Египта» (Исх.13:8). Не только наших предков вызволил Святой, благословен Он, но и нас спас вместе с ними, как сказано: «И нас Он вывел оттуда, чтобы повести нас и даровать нам землю, о которой Он клялся нашим предкам» (Втор.6:23)»
Евреи чувствуют нравственную связь с ушедшими поколениями, как если бы праотцы и сегодня были живы. Это свойство еврейской традиции иллюстрируют следующие слова Талмуда: «Рабби Зейра, завершив молитву, говорил так: „Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш, чтобы не согрешили мы, и не опозорились, и не заставили стыдиться праотцев наших“» (Брахот 16б).
Географическое своеобразие еврейской истории
На заре еврейской истории события концентрировались вокруг Земли Израиля. Начиная с талмудического периода и далее в раннее Средневековье, большая часть еврейского народа проживала в странах ислама. В поздние Средние века и в Новое время, центральные события еврейской истории перемещаются в Европу. С течением времени ареной событий еврейской истории становятся Северная Африка, Западная и Восточная Европа, Северная Америка. С возникновением еврейского «национального очага», а затем Государства Израиль, Земля Израиля вновь начинает играть центральную роль в еврейской истории.
Возникнув на перекрестке древних цивилизаций в Земле Израиля, еврейская культура развивалась в постоянном контакте с окружающими народами и в своей стране, и в изгнании. Евреи оказали значительное влияние на развитие христианской и мусульманской цивилизаций, но и сами они не были изолированы от внешних влияний. Составляя четко определённое меньшинство в среде других народов, евреи всегда вели плодотворный диалог с другими культурами.
Древняя (библейская) история (XX—IV вв. до н. э.)
- Становление еврейского народа: его религиозное своеобразие и письменная традиция. Создание и становление еврейского государства.
Начало еврейской истории охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, родоначальника еврейского народа (около XX в. до н. э.), до завоевания Иудеи Александром Македонским (IV в. до н. э.).
Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит ТаНаХ. Важным источником являются также сочинения Иосифа Флавия («Иудейские древности» и «Иудейская война»), Филона Александрийского и др.
В XX в. до н. э. Авраам пришёл в Ханаан из Месопотамии и три поколения его потомков жили там, занимаясь кочевым скотоводством. Затем это племя переселилось в Египет, где провело сотни лет. Численность его за это время существенно выросла.
Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай.
Еврейские племена захватили земли ханаанских народов и стали называть Ханаан Землёй Израиля.
До конца XI в. до н. э. еврейские племена жили обособленно в своих уделах. Управлялись вождями, вошедшими в историю как судьи.[1] Племена вели войны против соседних народов и друг против друга, вступая при этом в союзы друг с другом и с сохранившимися остатками местного ханаанского населения.
В конце Эпохи судей сформировалось царство Израильское, завоевавшее многие соседние территории. В X в. до н.э. был построен Иерусалимский Храм. В конце X в. до н.э. царство раскололось на Израильское и Иудейское царства.
Два еврейских государства сосуществовали до конца VIII в. до н.э., участвуя в региональной политике. В 722 г. до н.э. Израильское царство было захвачено Ассирией. В 586 г. до н.э. Иудея была захвачена Вавилоном. При этом был сожжён Иерусалимский Храм.
Население Израильского царства (10 из 12 колен) было частично разогнано по окраинам ассирийской империи, откуда не вернулось. На его место пригнали другие побеждённые племена. Смешавшись с остатками десяти колен, они образовали новый народ - Самаритян.
Население Иудеи частично вернулось из Вавилонского пленения в конце VII в. до н.э., при новых хозяевах региона - Персидской империи. Репатрианты построили Второй Храм. Большая часть угнанных евреев осталось в Вавилонии или переселилось в другие части Персидской империи.
Страна Израиля всегда была территорией интенсивной транзитной торговли, в которой её жители принимали активное участие. Жители прибрежной полосы активно занимались мореплаванием. Существуют сведения о торговых экспедициях времён царя Шломо (Соломона) на юг вдоль побережья Восточной Африки и на запад - до финикийских колоний в Марокко и Испании.
Сведения о еврейских общинах, сформировавшихся в древности вне Страны Израиля, неполны и нуждаются в археологических подтверждениях. Современная наука постоянно находит новые сведения по этой теме.
Еврейские общины за рубежом возникали вследствие массовой эмиграции, депортаций, предпринятых завоевателями и в качестве сообществ людей, прибывших в ту или иную страну по делам.
От македонских завоеваний до разрушения Храма (IV век до н.э. - I век н.э.)
После завоевания персидской империи Александром Македонским Земля Израиля сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии.
Образовалась многочисленная колония евреев в Египте (Александрии и др.). Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.
Возникло культурно-политическое движение эллинизма, стремившееся к внедрению греческой культуры во все области еврейской жизни. Сирийский царь Антиох IV Эпифан захотел насильственно окончательно эллинизировать евреев. В 165—141 г. до н. э. произошло восстание(Маккавеев), закончившееся освобождением Иудеи. Возникло Хасмонейское царство (164-37) со столицей в Иерусалиме.
В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.
В 63 г до н. э. в результате междоусобных войн претендентов на престол Иудея попала под власть Рима. При его поддержке последнего хасмонейского царя сверг идумейский аристократ Ирод I Великий. Он расширил храм в Иерусалиме. В 6 году н. э. Иудея была подчинена римскому прокуратору.
Еврейские общины, оказавшиеся на территории крупных империй (Римской, Парфянской, эллинистических государств) развивали связи между собой и предпринимали путешествия на периферию этих стран. В результате торговой деятельности и колониальной политики разных государств возникли еврейские общины в Европе, Северной Африке, Центральной Азии, Индии и Китае.
Население Иудеи сопротивлялось римскому влиянию. Возникли многочисленные политические течения, враждебные Риму и друг другу. В 66 г. они подняли восстание против власти Рима (Иудейская война), превратившееся в гражданскую войну. Еврейские отряды уничтожили множество евреев в ходе борьбы друг с другом. Результатом был военный разгром Иудеи, разрушение Второго храма, гибель и изгнание из страны сотен тысяч евреев.
От разрушения Храма до арабских завоеваний (II—VII вв.)
Этот период в источниках по еврейской истории часто называют периодом Мишны и Талмуда.
- Укрепление еврейских общин, развитие духовной жизни народа в отсутствие собственного государства. Создание канонического литературного корпуса, определяющего мировоззренческие установки каждого еврея.
После победы Рима в Иудейской войне сотни тысяч евреев были убиты или угнаны в рабство; ещё сотни тысяч были изгнаны из страны Израиля или выдавлены экономическими притеснениями. Римские власти поощряли иностранную колонизацию Страны Израиля. Тогда же появился введённый римлянами термин «Палестина», который должен был стереть память о еврейском присутствии в Земле Израиля.
В Египте и Ливии в 117 году были уничтожены восставшие еврейские общины, насчитывавшие сотни тысяч человек.
В 132 году политика императора Адриана вызвала восстание евреев под предводительством Бар-Кохбы (132—135 гг.). После его поражения произошла новая волна репрессий и депортаций.
Большая часть эмигрантов поселилась в сопредельных странах. Особенно привлекательной для поселения была Вавилония, не подвластная Риму и населённая евреями ещё с VII века до н.э. Там в течение 8-и веков находился духовный и умственный центр евреев, действовали еврейские талмудические академии, жили духовные главы евреев: эксилархи и гаоны (этот период еврейской истории называется эксилархатом и гаонатом).
Однако поток еврейских переселенцев доходил до самых дальних частей Римской империи и других государств.
Римляне полностью искоренили еврейское самоуправление. Власть в народе перешла к морально-религиозным авторитетам (мудрецам). Они осуществляли правосудие и наладили систему просвещения.
Христианизированный Рим стал претендовать на контроль над духовной жизнью еврейского народа.[2] Хотя формально иудаизм не был запрещён, христианское духовенство при поддержке императоров начало атаку на евреев. Её целью было насильственное крещение и ущемления прав отказавшихся сменить веру.
После раздела Римской империи в 395 году, Палестина стала провинцией Византии. Несмотря на значительное уменьшение численности евреев ко второй половине V века, в Галилее в этот период сохранялось еврейское большинство.
Кодекс Феодосия II (438) свел воедино все более ранние антиеврейские законы и добавил запрещение строительства новых синагог.[3]
В 614 году персидские войска, при поддержке местных евреев, завоевали Страну Израиля.[4] В 629 году византийцы её отбили и устроили резню и погромы. В 629—630 годах, еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю, но полностью не исчезло.
В эти времена создавались тексты, из которых впоследствии были составлены Мишна и Талмуд. Сообщества интеллигентов, занимавшиеся этим трудом, работали независимо в Стране Израиля (в основном в Галилее) и в Вавилоне. Поэтому существуют два варианта: Иерусалимский Талмуд и Вавилонский Талмуд.
Первое вторжение арабов в Страну Израиля датируется 634 годом. Они полностью вытеснили византийцев в 638 году.
Еврейские общины за пределами Страны Израиля сильно пострадали при вторжениях варваров в III - VI веках, но большинство из них смогли восстановиться.
Под властью новых государств, возниких на месте бывших империй, жизнь часто становилась лучше. Новые хозяева не видели разницы между римлянами, греками, иранцами и т.п. - и евреями.
Но в ряде случаев варвары-завоеватели заключали союз с церковниками и начинали под их влиянием притеснять евреев.
Возникли новые перспективы занятости. В этот период сформировался Великий шёлковый путь - торговая дорога от Китая до Атлантики, на которой работали сообщества еврейских купцов и финансистов.
Раннее средневековье (VII—X вв.)
- Существование еврейских общин в диаспоре между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Формирование основных институтов общинного самоуправления.
После арабского завоевания Страны Израиля (638) были введены тяжёлые налоги на евреев. Это сделало экономически невозможным заниматься сельским хозяйством. Многие евреи переселились в города и перешли к высокорентабельным занятиям или эмигрировали.
Большинство евреев оказалось рассредоточено по другим странам. Условия жизни в них сильно различались - от наличия автономных районов с собственными органами управления (в бывшей Вавилонии) до положения дискриминируемой касты, как в Византии.
В Европе и бассейне Средиземноморья начало раннего средневековья было эпохой великих переселений народов. На месте Западной Римской империи и её окраин возникли новые государства.
Некоторые из них, расставаясь с язычеством, приняли иудаизм в качестве государственной религии. Нумидия (на территории современного Алжира) и Химьяр в Йемене были вскоре завоёваны мусульманами. А Хазария в степях Восточной Европы стала региональной сверхдержавой и сохраняла своё положение до конца X века. Её наличие заставляло многие другие государства считаться с евреями.
Евреи в этот период играли во многих странах роль цивилизующего фактора, наследников древней культуры среди варварских народов.
Они налаживали международную торговлю (раданиты) и просвещение, возрождали античные технологии, переводили древние научные сочинения на латынь и арабский.
Евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами.
Евреи не замыкались в традиционной системе представлений, а стремились обогатить свой внутренний мир за счёт достижений окружающего их общества. Результатом этого процесса стало формирование многообразной и самобытной средневековой еврейской культуры, включавшей в себя как древние культурные пласты, так и плоды творческой деятельности последних поколений.
Жрецы конкурирующих религий (христианства, ислама, зороастризма) во всех странах вели враждебные действия против евреев, подстрекая против них власти и народ. В некоторых странах правители устраивали гонения на евреев.
Конец раннего средневековья принёс очередную волну великого переселения народов. От Западной Европы до Дальнего Востока кочевые племена нападали на более или менее культурные области, понизив в целом уровень цивилизации в Старом Свете. Результатом этого было, в частности, усиление религиозного фанатизма, феодальная раздробленность и междоусобные войны. Всё это резко ухудшило условия жизни евреев.
Высокое и позднее средневековье (XI—XV вв.)
Развитие средневековых обществ в разных странах везде приводило к ухудшению жизни евреев.
Собственность евреев постоянно была объектом грабежа со стороны феодальных правителей. Еврейская земельная собственность постепенно была ликвидирована повсюду. На немногие оставшиеся еврейские сферы занятости начали претендовать другие слои населения, применявшие нападения на евреев как способ конкуренции.
Это было использовано духовенством во всех частях старого света для усиления религиозного гнёта и насильственного обращения евреев в другую религию. Начавшаяся в XI веке практика крестовых походов привела к усилению фанатизма и ударила по евреям Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока.
Потребовалось организованное сопротивление еврейских мудрецов, главным из которых был Рамбам, чтобы противостоять религиозному насилию.
Несколько волн нашествий с востока привели к тяжёлым жертвам и разорению еврейских общин в Восточной Европе и Азии.
Евреи массово бежали в те страны, где обстановка заставляла местные власти давать им более или менее нормально жить. Еврейские общины возникали и росли на периферии тогдашнего цивилизованного мира.
Но интеллектуальная деятельность в еврейских общинах не прекращалась даже в самых тяжёлых условиях. Везде, где позволяли обстоятельства, евреи вносили ощутимый вклад в науку и искусство.
Новое время (XVI—XVIII вв.)
- Постепенная интеграция евреев в европейском обществе, сопровождавшаяся ослаблением и коренной перестройкой традиционных общинных институтов.
В 1517 году Страна Израиля была завоевана турками-османами и стала частью Османской империи.[5] Там евреи имели статус «зимми» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги.[6] В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка).
В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.
В вышедшей в 1695 году книге географа и лингвиста Адриаана Реланда"Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata"[7] содержится карта Страны Израиля и таблица численности населения по населённым пунктам. По его сведениям, страна была в основном малонаселённая, большинство населения — евреи.[8][9]
В 1700 году в Иерусалим прибыло около тысячи евреев из различных стран Европы.
В начале 1799 года в Страну Израиля вторгся Наполеон. Он пытался получить поддержку у еврейской общины Ако, однако был вынужден отступить в Египет. В 1800 году население Страны Израиля не превышало 300 тысяч, 25 тысяч из которых составляли христиане. Евреи (главным образом сефарды) составляли 5 тысяч и в основном были по-прежнему сосредоточены в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане, почти все — сунниты.
В Европе перестройка средневекового общества под влиянием новых общественно-политических взглядов (абсолютизм, меркантилизм, Просвещение) и растущая секуляризация общества постепенно привели к пересмотру традиционного отношения к евреям.
Переход от Средневековья к Новому времени в Европе был ознаменован религиозными войнами и взрывом фанатизма. Параллельно шли войны европейских стран с Турцией на территории Центральной и Восточной Европы и война России против всех её западных соседей. В XVI - XVII вв в восточной части Польши происходили массовые восстания, последнее из которых (Хмельничина) вылилось в крупную войну. В зонах боевых действий евреи терпели тяжёлые бедствия и массово погибали.
Инквизиция усилила охоту на марранов. Из Франции евреев изгнали. В XVI веке католическая церковь устроила кампанию по запрету Талмуда и уничтожению еврейских книг. Впервые против церкви в защиту евреев выступили видные учёные: Рейхлин, Ришар Симон и другие.
Но к середине XVII началась эмансипация - поэтапное предоставление евреям равных с неевреями гражданских прав. Она привела к возникновению многообразных контактов между евреями и их соседями: евреи проникли во все сферы общественной и культурной жизни.
После освобождении Нидерландов от испанского гнёта там расцвела еврейская община.
В Англии во времена Республики (в 1655 году) по договорённости диктатора Кромвеля с главой амстердамской общины Менаше Бен-Исраэлем началось восстановление еврейской общины - полулегально, под устные гарантии Кромвеля.[10] После поражения английской революции и восстановления монархии Тюдоров евреям официально разрешено было вновь селиться в Англии.[11]
В XVII веке появились еврейские общины в Южной и Северной Америке.
Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства. В Смирне появился лже-мессии Шабтая Цви (1668).
В середине XVIII в. среди евреев Галиции, Подолии и Волыни распространилось мистическое учение хасидизма, в котором выразилось искание утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма ортодоксального иудаизма.
В это же время в Подолии и Галиции появилась полухристианская секта франкистов.
В 1742 г. был издан Указ "О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов". После первого польского раздела (1772) евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.
Новейшее время (XIX—XX вв.)
- Проникновение евреев во все сферы общественной и культурной жизни и, как следствие, активизация антисемитских движений. Зарождение еврейского национального движения и начало строительства «национального очага» в Земле Израиля. Катастрофа европейского еврейства (Холокост).
Формирование национальных идеологий в Европе привело к замедлению процесса интеграции евреев в окружающем обществе. Как реакция на их деятельность и активное присутствие в разных сферах жизни национальных государств, получили распространения антисемитские концепции. Вместе с тем, под влиянием общего национального пробуждения народов Европы возникло сионистское движение, положившее начало созиданию еврейского «национального очага» в Палестине. Рост антисемитизма на рубеже XIX—XX веков привел к размаху сионистского движения, особенно среди ассимилированного еврейства.
Эмансипация евреев в Западной Европе началась с Великой французской революции. В 1791 г. евреи Франции получили общие гражданские права. В Германии равноправие евреев было обещано в разных странах в годы национально-освободительного подъема 1812—1814 гг. В 1858 г. евреи допущены в английский парламент. Фактически постепенное уравнение в правах немецких евреев завершилось в 1848—1862 гг. Германской конституцией 1871 г. признано равноправие евреев.
На начало XX в. везде в Западной Европе евреи пользовались всеми гражданскими и политическими правами.
Наряду с уравнением в гражданских правах в Западной Европе евреи с конца XVIII в. приобщаются к европейскому просвещению и, начиная с Мозеса Мендельсона, выдвигают ряд деятелей, учёных и литераторов, работающих как в среде еврейской массы в целях её просвещения, так и на общеполитической и литературной почве (Ласкер, Лассаль, Маркс, Кремье, Биконсфильд, Берне, Гейне и др.).
В то же время евреи нередко теряли привилегию на свои особенные религиозно-общественные законы. Вырабатывая ответ на новую ситуацию, эмансипированные евреи в странах Европы пришли к разным формам существования религиозной традиции, вплоть до индифферентного отношения к ней. Так возникли консервативный и реформистский иудаизм и началась ассимиляция евреев среди других народов в рамках их национальных государств.
Особое значение в этот период приобретает еврейский центр в Восточной Европе. Сформировавшаяся ещё в Средние века самобытная культура восточноевропейского еврейства становится основой наиболее значимых социально-культурных явлений в еврейском обществе Нового времени в целом. Идеологии и движения, возникшие в Восточной Европе, экспортируются в другие общины мира благодаря массовой миграции евреев из этого региона на Запад и в Палестину, начавшейся в конце XIX века.
Во внутренней жизни русских евреев в течение XIX в. произошли значительные перемены. С начала 1860-х гг. значительно усиливалось стремление евреев к общеевропейскому образованию, чему благоприятствовала освободительная, в отношении евреев, политика правительства 1860-70-х гг. Появился класс еврейской интеллигенции, принимавшей деятельное участие в русской литературе общественной жизни и свободных профессиях. Политическая реакция 1881 ознаменовалась в отношении евреев рядом еврейских погромов в южных губерниях и изданием новых ограничительных законов 1882 и 1891 г. Репрессии против евреев крайне вредно отразились на их экономическом положении и содействовали чрезвычайному развитию пауперизма и эмиграционного движения.
В Америку в течение XIX в. переселилось из Европы более 1 миллиона евреев. Существенно выросли за счёт эмигрантов из европы также еврейские общины Австралии, Южной Африки и других стран с благоприятными общественными условиями.
В Стране Израиля возникла новая община евреев, поселившихся там, чтобы жить обычной жизнью, за счёт своей работы. Движение по возвращению в Страну Израиля политически оформилось как сионизм. В течение первой половины XX века сотни тысяч евреев поселились в Стране Израиля и постепенно была создана база для создания Государства Израиль.
Во время Второй мировой войны произошла Катастрофа европейского еврейства (Холокост). Германские нацисты и их союзники уничтожили не менее шести миллионов евреев, из которых только около полумиллиона погибли, участвуя в боевых действиях.
Современная история (после 1945 года)
- Возрождение еврейского государства со столицей в Иерусалиме; арабо-израильский конфликт; современная еврейская диаспора, её связь с Израилем.
Вскоре после окончания Второй мировой войны завоевало независимость Государство Израиль. Несмотря на враждебность всех соседних стран и коммунистического блока, вылившуюся в целую серию войн, оно успешно развивается и принимает алию - миллионы репатриантов из всего мира.
В других странах еврейские общины были активными участниками общей истории.
В странах Запада евреи в общем имеют статус, равный со всеми прочими гражданами и на равных участвуют в общественной жизни.
В арабских и мусульманских странах конфликт с Израилем вызвал волну насилия против евреев, приведшую к почти полной их эмиграции в Израиль и на Запад. Остатки еврейских общин в этих странах постепенно исчезают.
В странах коммунистического блока евреи оказались заложниками коммунистической политики государственного антисемитизма, наложившегося на традиционный антисемитизм. После краха коммунизма большая часть евреев этих стран уехали в Израиль и на Запад.
В последнее время во всём мире усиливается антисемитизм. Наряду с возрождением старых антисемитских движений появляются новые, связанные с массовой иммиграцией в страны Запада из мусульманских стран.
XXI век начался с беспрецедентной атаки современного фундаментализма на европейско-американскую цивилизацию. Статусу-кво современного мира угрожает опасность. В условиях глобализации политических и культурных процессов острие этой атаки направленно, прежде всего, против евреев и еврейского государства.
Примечания
- ↑ Современное значение слова шофет (שופת) - судья, очевидно, уже первоначального. Оно значило тогда "принимающий решения", то есть правитель.
- ↑ История еврейского народа в библейский период
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Византия"
- ↑ Регионы и периферия В. и. Сирия и Палестина
- ↑ Palestine: The Crusades (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ Статья «Турция» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ (Статья в "Википедии" со ссылкой на "Британнику" утверждает, что он никогда не выезжал из Нидерландов. Так что упоминания о его путешествии в Страну Израиля сомнительны. Скорее всего, Реланд свёл все доступные ему материалы путешественников. Также следует отметить, что написание его имени, напоминающее итальянское, на самом деле является его склонением в латинском языке, на котором написана книга. Л.Гроервейдл).
- ↑ Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata
- ↑ A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695
- ↑ Jewish.ru
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия
Литература
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург: 1890—1907.
- Аркадий Ваксберг «Сталин против евреев» Liberty publishing house, New York, 1995
- Вернер Келлер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton)
- Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
- Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
- Franco, Histoire des Israélites de l'Empire Ottoman, J.
Ссылки
Еврейская история на Викискладе? |
- Н. Арарат, Еврейство и сионизм
- Э. Гринберг, История еврейского народа в эпоху Второго Храма
- Макс Даймонт, Евреи, Бог и история
- С.М. Дубнов, Краткая история евреев
- С.М. Дубнов, Новейшая история евреев
- Пол Джонсон. "Популярная история евреев"
- Яаков Изакс, Наш народ. История еврейского народа
- Курс лекций «История еврейства», Д-р Элиягу Иешурун, составитель русской версии: проф. Йегуда Айзенберг
- Феликс Кандель, Очерки времен и событий из истории российских евреев
- р. Моше Ойербах, учебник «История еврейского народа»
- Сесиль Рот, История евреев с древнейших времён по Шестидневную войну, Иерусалим, 1967
- Зеэв Султанович, Живая связь. Еврейская история, традиции и культура
- Рут Сэмюэлс, По тропам еврейской истории
- Иосиф Флавий, Иудейские древности
- Иосиф Флавий, О древности еврейского народа. Против Апиона
- Анатолий Хазанов, Евреи в раннесредневековой Византии,
- Л.Шиффман, От текста к традиции. История иудаизма
- д-р Адиэль Шремер, Пособие "Эпоха Мишны и Талмуда"
- Курс лекций по истории еврейского народа, подготовлен научным коллективом под руководством профессора Одеда Шремера
- В. В. Энгель, Курс лекций по истории евреев в России
- Очерки по истории еврейского народа под редакцией С.Эттингера
- Учебник «Еврейский народ в эллинистическом мире»
- Сборник лекций «Евреи в Римской империи в Эпоху Талмуда»
- Литература по истории и археологии античной Иудеи
- Ресурс по истории еврейского народа
- Исторические карты и иллюстрации
- Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"
- История еврейского народа,подборка статей и очерков
- Электронная еврейская энциклопедия.
- The Jews of Africa
- Вокруг Cвета
- Jewish Encyclopedia
- Jewish history
- Jewish Virtual Library
- Происхождение евреев выяснили ученые