Росси, Саломоне Деи

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Саломоне деи Росси
Salamone Rossi, ивр. סלומונה רוסי или שלמה מן האדומים
Род деятельности:

Композитор и скрипач

Дата рождения:

1570 год(1570)

Место рождения:

Мантуя, Италия

Подданство:

Мантуанское герцогство

Дата смерти:

1630 год(1630)

Место смерти:

Мантуя (?)

Файл:Salamone Rossi madrigaletti.jpg
Титульный лист "Мадригалетти" Саломоне деи Росси, Венеция, 1628

Росси, Саломоне деи (Rossi, Salomone dei; также Саламон де Росси; на иврите סלומונה רוסי или שלמה מן האדומים (Шломо мин hа-Адумим)) по прозвищу л’Эбрео (`еврей`); 1570?, Мантуя, – 1630?, там же?), скрипач и композитор эпохи Возрождения и раннего барокко в Италии.

Содержание

Биография

Предположение, что Росси — сын Азарии бен Моше деи Росси, спорно, но оба принадлежали к одной семье. Сведения о личной жизни Росси скудны.

Всю жизнь он провел в Мантуе и был близок ко двору герцога Винченцо I Гонзага. Имя Росси как исполнителя на виоле да гамба встречается на платежных ведомостях до 1622 г., прижизненные издания его композиций охватывают период 1589–1628 гг.

Вероятно, он умер либо при вторжении австрийских войск, которые разрушили гетто в Мантуе, или во время последовавшей за этим чумы.

Росси как музыкант-исполнитель

Он начал играть на скрипке при дворе герцога в 1587 году. Работал концертмейстером с 1587 по 1628 год. Сохранилась композиция, написанная в 1589 г. или раньше, посвященная герцогу. Он был освобожден от ношения отличительного знака,[1] однако никогда не числился официально придворным музыкантом.

Возглавляемый им оркестр (существовавший, вероятно, при еврейском театре Мантуи) завоевал популярность и получал приглашения на гастроли от правителей других итальянских государств.

Росси как композитор

После разгрома и разграбления Мантуи австрийцами (1628–30) многие евреи-музыканты города переселились в гетто города Венеция. Там существовала еврейская музыкальная академия, хором которой руководил друг Росси — Л. Модена, популяризировавший его композиции. Но неизвестно, был ли членом музыкальной академии сам Росси.

В творчестве Росси отражены как традиции вокальной полифонии (мадригалы, канцонетты), так и новые тенденции инструментальной музыки 17 в. Многие его произведения многократно переиздавались и продолжают издаваться.

Его первой опубликованной работой (выпущена в 1589 году) был сборник из 19 канцонет - коротких танцевальных композиций на три голоса с веселым текстом на темы любовной лирики. Росси также использовал в своих композициях более серьезные мадригалы, сочетая стихи, написанные величайшими поэтами того времени (например, Гварини, Марино, Ринальди и Целиано) со своими мелодиями.

На протяжении 1600–1622 гг. вышли шесть сборников канцонетт и мадригалов. В 1600 году в первых двух из пяти своих книг мадригалов, Росси опубликован самые ранние мадригалы-континуо - новую форму, которая частично определила начало эпохи барокко в музыке; именно эти композиции включали табулатуры для читтароне (разновидности лютни).[2]

Выходили также сборники его «симфоний», «сонат» (в старом смысле этих терминов) и произведений других жанров. Росси опубликовал 150 секулярных творений на итальянском языке, в том числе:

Canzonette a 3, Libro primo

  • I bei ligustri, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble
  • Correte amanti, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble
  • S'el Leoncorno, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble

Madrigali a 5, Libro primo

  • Cor Mio, madrigal for 5 voices - Boston Early Music Ensemble
  • Dir mi che piu non ardo, madrigal for 5 voices - Boston Early Music Ensemble

В области инструментальной музыки Росси был смелым новатором. Он был одним из первых композиторов, которые ввели в инструментальной музыке принцип монодической песни, в которой одна мелодия преобладает над вторичными сопровождающими частями. Его трио-сонаты, одними из первых в музыкальной литературе, развивали идиоматическую и виртуозную скрипичную технику. Они стоят на полпути между однородной текстурой инструментальной канцоны позднего Возрождения и трио-сонатой зрелого барокко.

Работы, опубликованные и сохранившиеся в настоящее время включают:

  • Il primo libro delle sinfonie e gagliarde a 3-5 voci (1607)
  • Il secondo libro delle sinfonie e gagliarde a 3-5 voci (1608)
  • Il terzo libro de varie sonate, sinfonie.. (1613)
  • Il quarto libro de varie sonate, sinfonie.. (1622)

Росси написал музыку для интермедии к драме «Идропика» (поставлена при мантуанском дворе, 1608) и, совместно с К. Монтеверди, — музыку к представлению «Маддалена» («Магдалина», издано 1617).

Еврейская литургическая музыка Росси

Велики заслуги Росси (имевшего звание раввина) в области еврейской литургии. Он стремился ввести стиль многоголосого пения a capella (до восьми голосов) в синагогальную службу.

Росси также издал сборник еврейской литургической музыки "Песни Соломона" (השירים אשר לשלמה, Ѓа-ширим ашер ле-Шломо); вышел в Венеции в 1623 году; итальянское название — «[Еврейские] псалмы и песни». Сборник включает около 30 музыкальных произведений.

Они были написаны в традиции барокко и почти никак не связаны с традиционной еврейской канторской музыкой. Это было беспрецедентным развитием синагогальной музыки - до недавнего времени полифоническая музыка в синагоге была запрещена после разрушения Храма. Библейская Песнь Песней не появляется в Песнях Соломона, так что название, вероятно, происходит от имени Росси.

Росси положил на музыку много библейских текстов в оригинале - на иврите, что делает его уникальным среди композиторов эпохи барокко. Его вокальная музыка напоминает Клаудио Монтеверди и Луиджи Росси.

Существуют записи его произведений:

  • Адон олам (господин мира) (8v) пиют -- Boston Camerata, Milnes Vol.I,
  • Аль наhaрот Бавель (на реках Вавилона)(4v) Ps.137 -- Profeti della Quinta (2009) Milnes Vol.II,
  • Молитва "Бареху" (3v) prayer -- Profeti della Quinta (2009), Boston Camerata, Milnes Vol.I,
  • Барух haба бешем Адонай (6v) Ps.118:26-29 -- Boston Camerata Milnes Vol.II,
  • Эфтах на сфатай (7v) пиют -- Milnes Vol.II,
  • Эфтах шир бисфатай (8v) пиют -- Boston Camerata, Milnes Vol.II,
  • Эйн кеэлохейну (8v) пиют -- Milnes Vol.I,
  • Эле моадей Адонай (3v) Lev.23:4 -- Milnes Vol.II,
  • Элоhим haшивену Ps.80:4,8,20 -- Profeti della Quinta (2009), Milnes Vol.I,
  • Алилуйя. Ашрей иш йаръэ эт Адонай (8v) Ps.112 -- Milnes Vol.I,
  • Алилуйя. Ѓалели нафши (4v) Ps.146 -- Milnes Vol.I,
  • Алилуйя. Oде Адонай (8v) Ps.111 -- Milnes Vol.I,
  • Ѓaшкивену (5v) (молитва) -- Profeti della Quinta (2009), Milnes Vol.I,
  • Кетер йитену лах (4v) - великая кдуша -- Profeti della Quinta (2009), Milnes Vol.I,
  • Ламнацеах аль хагигит (5v) Ps.8 -- Profeti della Quinta (2009) Milnes Vol.II,
  • Ламнацеах аль ha-шминит (3v) Ps.12 -- Milnes Vol.II,
  • Ламнацеах бигинот мизмор шир (3v or 4v) Ps.67 -- Milnes Vol.I,
  • Леми эхпоц (3v) - свадебная ода -- Profeti della Quinta (2009), Milnes Vol.II,
  • Мизмор ле-Асаф. Элоhим ницав (3v) Ps.82 -- Milnes Vol.I,
  • Мизмор ле-Давид. Хаву лъАдонай (6v) Ps.29 -- Milnes Vol.I,
  • Мизмор летода (5v) Ps.100 -- Milnes Vol.II,
  • Мизмор шир лейом haшабат (6v) Ps.92 -- Milnes Vol.I,
  • Одеха кианитани (6v) Ps.118:21-24 -- Milnes Vol.II,
  • Шир haмаалот. Ашрей коль йеръэ Адонай (3v) Ps.128 -- Milnes Vol.II,
  • Шир haмаалот. Ашрей коль йеръэ Адонай (5v) Ps.128 -- Milnes Vol.II,
  • Шир haмаалот. Ашрей коль йеръэ Адонай (6v) Ps.128 -- Milnes Vol.II,
  • Шир haмаалот. Бешув Адонай (5v) Ps.126 - Milnes Vol.II,
  • Шир haмаалот ле-Давид. Лулей Адонай (6v) Ps.124 Milnes Vol.II,
  • Шир haмаалот. Йесаейнай (5v) Ps.121 -- Milnes Vol.I,
  • Йесусум мидбар вееция (5v) Isaiah 35:1-2,5-6,10 -- Milnes Vol.II,
  • Йигдал Элоhим хай (8v) piyyut -- Milnes Vol.I,
  • Йитгадал в йиткадеш (3v) Полный кадиш -- Milnes Vol.I,
  • Йитгадал в йиткадеш (5v) Полный кадиш -- Profeti della Quinta (2009), Milnes Vol.I,


В новое время большинство их (и ряд других сочинений Росси) переиздано Ш. Наумбургом (1877), Ф. Рикко (в 3-х т., 1967–71) и другими. Используя сочинения Росси, А. Маяни в 1962 г. создал произведение для струнного оркестра под тем же названием — «hа-ширим ашер ли-Шломо». О вкладе Росси в музыку отдельных еврейских молитв см. также Кадиш; Кдуша.

Семья Росси

Сестра Росси — оперная певица, имевшая прозвище Мадама Эуропа (видимо, в связи с исполнением ею партии Европы в одной из опер). Возможно, она была первой еврейской женщиной, профессионально занимавшейся этим. Она также исчезла после поражения Гонзага и погрома в мантуанском гетто.

Ее сыновья, Ансельмо, Анджело и Бонаюто (Азария), были сочинителями балетов, музыкантами (арфа, гитара) и придворными учителями музыки. Анджело и его сыновья Джузеппе и Бонаюто состояли музыкантами при савойском дворе в Турине в период 1608–1649 гг.

Записи

  • Rossi: (1) Vocal Works, (2) Madrigals, (3) Canti di Salomone. 3CD licensed from Tactus Records Italy to Brilliant Classics, Netherlands. BLC 93359
Madrigaletti op. XIII - Ensemble L'aura soave. Diego Cantalupi TC.571802 2000
Primo libro di madrigali a 4 voci - Arie a voce sola dal I Libro dei Madrigali a 5 voci - Ut Musica Poësis Ensemble Director: Stefano Bozolo TC.571803 2001
Canti di Salomone a 3 parti - Sonata e Salmi di Henry Purcell - Mottetto di André Campra - Ensemble Hypothesis Director: Leopoldo d'Agostino TC.571804 2003
  • The Songs of Solomon. Corvina Consort dir. Zoltan Kalmanovits, Hungaroton 2006
  • The Songs of Solomon, Volume 1: Music for the Sabbath. Pro Gloria Musicae PGM 108
  • The Songs of Solomon, Volume 2: Holiday and festival music Jewish sacred music from 17th-century Italy by Salamone Rossi, "Нью-Йорк барокко"; дирижер Eric Milnes. Troy, NY; Dorian, 2001
  • The Song of Solomon Profeti della Quinta, Ensemble Muscadin, PAN Classics, Switzerland (2009) - libretto with Hebrew texts.
  • Salamone Rossi Hebreo "Бостон ёли мьюзик", дирижер профессор Джошуа Р. Джейкобсон
  • Salomone Rossi - Illumine Our Hearts Sursum Corda. MSR Classics. 2010-02-09

on collections

  • Musique judéo-baroque. "Бостон камерата", дирижёр Джоэль Коэн
  • Jewish Baroque Music of Rossi, Lidarti, Caceres. Ensemble Salomone Rossi. Concerto CTO 2009

Источники и ссылки

Литература

  • Birnbaum, Eduard (1978) Jewish musicians at the court of the Mantuan dukes, 1542-1628, Tel-Aviv : Tel-Aviv University, Faculty of Fine Arts, School of Jewish Studies, 1978, c1975
  • James Haar, Anthony Newcomb, Glenn Watkins, Nigel Fortune, Joseph Kerman, Jerome Roche: "Madrigal", in The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. Stanley Sadie. 20 vol. London, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
  • Harran, Don (2003). Salamone Rossi: Jewish Musician in Late Renaissance Mantua. Oxford University Press. 332 pages. ISBN 0-19-816271-5
  • Nettle, Paul and Theodore Baker (1931). "Some Early Jewish Musicians" in The Musical Quarterly, Vol. 17, No. 1. (Jan., 1931), pp. 40–46. ISSN 0027-4631 .
  • Rikko, Fritz (1969). "Salamon Rossi, Hashirim Asher L'shlomo (The Songs of Solomon)" in The Musical Quarterly, Vol. 55, No. 2 (Apr., 1969), pp. 269–275

Примечания

  1. Boris Schwarz Великие мастера скрипки = Great Masters of the Violin. — New York: Simon and Schuster, 1983. — P. 35-36. — ISBN 0-671-22598-7
  2. Haar, et al.
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РОССИ Саломоне деи в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация